Вы здесь

Как социальные работники учат пожилых людей не попадать на удочку мошенников


Недавно стал известен случай, когда пожилая минчанка вычислила телефонных аферистов и помогла задержать приехавшего за деньгами курьера. Мошенники работали по распространенной схеме: женщине сообщили, что ее внук попал в ДТП и срочно нужны деньги, чтобы освободить его от уголовной ответственности. Женщина о таком способе обмана знала: она назначила встречу с курьером и вызвала милицию, в результате того задержали. Однако, к сожалению, часто все бывает наоборот: пожилые люди отдают последние сбережения аферистам.

Социальные службы, в том числе и территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН) рассказывают пенсионерам и о схемах мошенничества, и о способах воздействия на психику, однако жертвы все же попадаются на обман, к сожалению, каждый день. При этом социальные работники сталкиваются и с обратной стороной проблемы: пожилые люди, напуганные такими ситуациями, вообще перестают открывать двери, даже если нуждаются в помощи. Директор территориального центра социального обслуживания населения Фрунзенского района Татьяна КУИШ рассказала, как определить, действительно ли к вам пришел социальный работник, какие полезные знания можно получить на занятиях в ТЦСОН и почему вредно думать, что обмануть могут кого хочешь, только не вас.


Отзывчивость на руку аферистам

На учете в ТЦСОН самого крупного района столицы — около 48 тысяч граждан всех категорий, нуждающихся в социальной поддержке государства. Это одинокие и одиноко проживающие пожилые люди, инвалиды 1-3 групп, лица, освобождающиеся из мест лишения свободы, многодетные семьи, дети-сироты. Одна из форм работы — обслуживание, когда соцработник или сиделка посещают пожилого человека или инвалида дома.

— На сегодня у нас около 710 человек, к которым приходят социальные работники. Кому-то помощь требуется два-три раза в неделю, кому-то — ежедневно. Еще около 200 человек при необходимости звонит и просит оказать определенные услуги, в основном это приобретение продуктов, лекарств или сопровождение в медучреждения и другие общественные места. Всех этих людей обслуживает 68 наших соцработников, — говорит Татьяна Куиш.

Обслуживание платное, один час стоит 75 копеек. Обычно социальный работник обслуживает одного человека 1,5 часа — получается 1,38 рубля.

— Работников ТЦСОН опасаться не надо. Все соцработники перед приемом на работу проходят медосмотр – это гарантия того, что в дом к пожилому человеку приходит здоровый, в том числе и психически, помощник. Кроме того, каждый соцработник имеет удостоверение, где есть две печати, фотография. И пожилой человек может попросить удостоверение, — объясняет глава ТЦСОН. — Социальными работниками работают как молодые женщины, так и пенсионного возраста. Конечно, люди меняются, и когда приходит молодежь, к ней со стороны пожилых людей сразу недоверие. Но можно позвонить в центр и уточнить, работает ли у нас этот человек.

Вся необходимая информация с номерами телефонов, видами услуг и ценами, по которым они оплачиваются, имеется в буклетах, и их получают все пожилые люди и инвалиды, обслуживаемые в ТЦСОН. Ситуации, когда аферисты обманывают, в том числе пожилых людей, стали особенно частыми последние два года. Соцработники доносят эту информацию до каждого своего подопечного: о схемах обмана и правилах безопасности. Однако люди в стрессовой ситуации часто ведут себя нерационально.

— Чаще всего это мошенничество по телефону, когда с карточек снимают деньги. Мы видим в состоянии аффекта таких пожилых людей – случается, что они сразу приходят к нам: «У меня дочь в больнице, мне срочно нужно перечислить деньги». Мы объясняем, что это мошенники стремились вас обмануть. Перезваниваем, но никто не отвечает, или номер, с которого звонили, вообще не сохраняется. Часто подключаем нашего психолога, у него наработаны методы помощи в таких ситуациях, — рассказывает собеседница.

Если у людей нет сбережений, им ничего не грозит, а если деньги есть, нередко они попадают в руки мошенников.

— Это свидетельствует о доброте и отзывчивости наших людей. Они на многое готовы, чтобы выручить из беды, — отмечает Татьяна Куиш.

В конце прошлого года в Минске был открыт телефон социальной службы при Комитете по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома. Позвонив на короткий номер 139, можно получить консультацию по вопросам социальных услуг и соответствующего обслуживания, информацию о нововведениях, акциях и мероприятиях, проводимых в столице. Сюда же можно обращаться и в стрессовой ситуации, когда вас стараются обмануть аферисты — опытные диспетчеры подскажут, как действовать.

Купить биткоины или собственность за рубежом

У посетителей отделений дневного пребывания инвалидов и пожилых граждан ТЦСОН Фрунзенского района, кстати, самым востребованным сегодня является смарт-курс 60+, который помогает заполнить пробелы в цифровой образованности. За два десятка занятий пенсионерам помогают в том числе освоить смартфон или планшет, научиться общаться в мессенджерах. Однако это открывает дополнительные возможности и для мошенников – в последнее время те часто звонят через «Вайбер», «Телеграм», «Вотсап».

— Предлагают взять кредиты, чтобы помочь разоблачить преступников, приобрести биткоины или собственность за рубежом, — приводит примеры специалист. — И люди без заключения договоров переводят деньги, оставаясь без своих средств. Схем много: с карточками скидок для пенсионеров, посылками на «Белпочту». Каждый день люди попадают в подобные ситуации.

К пенсионерам, посещающим отделения дневного пребывания ТЦСОН, приглашают представителей банков и Министерства внутренних дел, объясняющих простые правила финансовой безопасности, главные из которых — никому не давать номера и пароли своих карточек и не устанавливать на телефон никаких приложений по рекомендации незнакомцев. Основные правила содержатся и в специально разработанных буклетах «За безопасность против мошенников». Чуть ли не на каждом шагу в ТЦСОН о них напоминают информационные листовки. Практикуются здесь и занятия по принципу «равный обучает равного». Пожилых людей, которые сталкивались с аферистами, просят рассказать о своем опыте в рамках тренингов.

— Вспоминать подобные ситуации, когда тебя обманули или старались это сделать, неприятно, но люди рассказывают. Мы просим акцентировать внимание на том, в каком психологическом состоянии они находились, и говорить о тех чувствах, на которых играют мошенники. А слабыми местами для всех нас является наши близкие, их здоровье и благополучие. В стрессовой ситуации человек склонен выполнять рекомендации мошенника, давать номер карточки. И тут для афериста все двери открыты: деньги с карточки снимаются. Но такая у нас психология: это произойдет с кем хотите, но не со мной. Каждый должен быть готов, что вам позвонят и постараются обмануть, — говорит директор ТЦСОН.

Имеют место в столице и мошенничества с недвижимостью, когда одинокого пожилого человека путем уговоров, обещаний, а также запугиваний стараются заставить переписать свою квартиру на других людей.

— Когда мы узнаем о таких ситуациях, реагируем, обращаемся в РУВД, но данный процесс трудно, а иногда и невозможно остановить. Как правило, человек запуган и не может самостоятельно принимать решения. Часто он попадает в общежития, а квартира переходит новому собственнику. Если человек одинок, болен и нуждается в постоянном уходе, он может заключить договор ренты с пожизненным содержанием. Одинокие люди продолжают проживать в своей квартире, получают бесплатные услуги сиделки или социального работника, оплату коммунальных платежей и три базовые величины ежемесячно. Поэтому при необходимости лучше выбрать такой вариант, чем иметь дело с сомнительными людьми. Государство предоставляет возможности пожилому человеку не остаться наедине со своими проблемами и является гарантией его спокойствия и уверенности, — резюмирует Татьяна Куиш.

Елена КРАВЕЦ

Выбор редакции

Здароўе

В мире каждый второй больной диабетом не знает, что он... больной

В мире каждый второй больной диабетом не знает, что он... больной

В государстве уделяется большое внимание как лечению заболевания, так и контролю.

Общество

Что нужно знать тем, кто отдыхает возле водоемов

Что нужно знать тем, кто отдыхает возле водоемов

Даже при наличии на пляже спасательной станции не стоит пренебрегать элементарными правилами безопасности.

Образование

Большинство стобалльников — в математике

Большинство стобалльников — в математике

Рассказываем обо всех взлетах, падениях и нарушениях вступительной кампании.