Вы здесь

Выставка «Александр Костюченко. Посвящение» открылась в Большом театре


«Я счастливый человек! В моей голове появится идея, я пообщаюсь с режиссером. Через год спектакль ставят на сцене. И именно то, что существовало в моей голове», — признался когда-то в одном интервью художник-постановщик Большого театра оперы и балета Александр Костюченко. В год, когда мастеру могло бы исполниться 65, в родном театре вспомнили его вклад в развитие сценического искусства страны.


Деревня с красивым названием 

Будущий художник родился 9 февраля 1958 года в деревне, которая имеет не только красивое название — Вишнево, но и необычайно большой список знаменитых жителей и уроженцев. В стенах костела Пресвятой Девы Марии, расписанных известным художником Фердинандом Рущицей, были покрещены Симон Будный, известный протестантский деятель, основатель научной критики Библии, Владислава Луцевич, деятель культуры и жена Янки Купалы, Констанция Буйло, поэтесса, и Владислав Чернявский, католический священник, автор переводов Библии и Катехизиса на белорусский язык. 

Однако в скором времени родители-педагоги переехали вместе с сыном в Минск. Именно столицу страны Александр Костюченко и считал родным городом. Жажда художественного осмысления, заложенная за короткий период жизни в знаменитом и «классическом» белорусском городке, в Минске смогла развернуться и наполниться силами для роста. Творец окончил художественную школу, а затем Минский государственный художественный колледж имени Глебова. Именно «Глебовка» помогла окончательно сформировать видение себя как художника.

Александр Александрович учился у лучших. Среди его преподавателей такие знаменитые белорусские художники, как Май Данциг, Петр Крохалев, Евгений Чемодуров. В память о последнем в 2011 году благодарный ученик осуществил реконструкцию сценографии учителя в обновленной опере «Аида», декорации к которой за полвека до этого оформил Евгений Григорьевич. 

«Театр — моя жизнь, мой второй дом» 

После завершения учебы в Белорусском государственном театрально-художественном институте А. Костюченко работал в Музыкальном театре, впоследствии занимал должность главного художника в Национальном академическом драматическом театре имени М. Горького. Параллельно с этим сотрудничал с Купаловским театром, Коласовским театром в Витебске и Белорусским государственным молодежным театром. Некоторые спектакли со сценографией художника еще можно увидеть в театре имени М. Горького.

Сам Александр Костюченко рассказывал, что служил нескольким театрам — и в каждом из них у него получилось раскрыться. Однако его большой талант нашел свое настоящее место в Большом театре Беларуси. В качестве главного художника он был приглашен в 2009 году и до самой смерти в 2019-м продолжал создавать именно для оперных и балетных постановок. 

Вот как сам мастер рассказывал о своем творческом подходе: «Сначала идет большое собрание материала: прослушивается музыка, подбираются материалы в библиотеке. А потом происходит что-то — и ты начинаешь понимать, что в голове понемногу вырисовывается идея. Потому что декорации появляются не просто так. Если за спиной более пятидесяти спектаклей, то трудно придумать что-то новое. Необходимо просто ждать случая, чтобы создать новый образ. На самом деле это очень интересно, но сложно. 

Чтобы декорации к спектаклю получились и создался нужный эффект, все должно быть предусмотрено в макете. Театральное производство — дорогое дело. Все проверяется неоднократно».

Юбилей мастера 

По случаю 65-летия со дня рождения Александра Костюченко в стенах Большого театра оперы и балета, служению которому художник отдал последние десять лет своей жизни, почтили память мастера.

9 февраля, в день рождения Александра Александровича, начала работать выставка «Александр Костюченко. Посвящение». О творчестве художника говорили Екатерина Дулова, генеральный директор Большого театра, Наталья Шарангович, заместитель председателя Белорусского союза художников, Нина Шарубина, народная артистка Беларуси, Николай Колядко, дирижер театра, а также сын художника скульптор Константин Костюченко. 

В экспозиции представлены картины, созданные в период с 1980 по 2019 год в самых разных направлениях: натюрморты, пейзажи, глубоко философские работы. Картина «Святой ужин», начатая в 2019 году, так и не была закончена... 

На сцене Большого театра Беларуси прошли показы опер «Анна Каренина» и «Царская невеста», сценографию к которым создал Александр Костюченко. Примечательно, что опера Николая Римского-Корсакова в год премьеры стала лучшим спектаклем по мнению критиков и получила Национальную театральную премию 2015 года.

Кроме упомянутых спектаклей увидеть сценографию художника можно в операх «Тоска» Дж. Пуччини, «Седая легенда» Д. Смольского, «Пиковая дама» П. Чайковского, «Макбет» Дж. Верди, балетах «Золушка» С. Прокофьева, «Анастасия» В. Кузнецова и др. 

В 2017 году А. Костюченко получил Государственную премию Республики Беларусь за творческие достижения в развитии музыкального искусства, популяризацию духовных ценностей и значительный личный вклад в постановку оперного спектакля на музыку Д. Смольского «Седая легенда» по произведению В. Короткевича. 

Яна ЦЕГЛА

Фото с сайта bolshoibelarus.by

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Весам осталось приложить совсем немного усилий, чтобы желаемая цель была достигнута.

Калейдоскоп

Выбираем семенной картофель

Выбираем семенной картофель

Огород без картофеля — не огород. И сейчас время покупать семенную «бульбу».

Образование

Идей много не бывает, либо какие молодежные инициативы получили гранты?

Идей много не бывает, либо какие молодежные инициативы получили гранты?

Напомним, в третьем сезоне заявки на участие в конкурсе подали 193 проекта.