Вы здесь

Цифровое и стимулирующее развитие ЖКХ. Андрей Хмель про искусственный интеллект и «мусорные» бонусы. Эксклюзив «Звязды»


Повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг, совершенствование капитального ремонта жилья, уменьшение количества образования и увеличение объемов переработки твердых коммунальных отходов, обслуживание домов с применением ИТ-продуктов и цифровая трансформация сферы ЖКХ, благоустройство дворов и городов... Эти и другие задачи, встающие перед отечественными коммунальщиками, невозможно решить без инновационных технологий и повышения компетенции персонала. Пока обсуждаются коррективы, которые планируется внести в директиву № 7 «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны», министр жилищно-коммунального хозяйства Андрей Хмель рассказал корреспонденту «Звязды», как развиваются и работают коммунальные службы сейчас и что ждет их в будущем.


Фото: БелТА.

Для инвентаризации и раскопок

— В Беларуси активно развивается государственная информационная система «жилищно-коммунальное хозяйство», объединяющая ряд информационных систем и картографических ресурсов, которые предлагают сервисы гражданам, бизнесу и государству. Расскажите, пожалуйста, о развитии новых технологий и цифровизации отрасли ЖКХ.

— Цифровизация — тренд, который в стране нужно активно развивать и совершенствовать, включая и в области ЖКХ. Понемногу мы движемся к удаленному снятию показателей потребленной энергии, цифровой трансформации процессов управления жильем и многому другому. Некоторые вещи уже активно используются.

Например, автоматизированная информационная система «ДомУчет», созданная для управления производственно-технической и экономической деятельностью предприятий ЖКХ, функционирует в ряде городов страны и сейчас внедряется в столице. Система собирает, обрабатывает и учитывает объективную информацию о техническом состоянии жилых зданий для рационального распределения ресурсов, направляемых на поддержание жилфонда, и контроля эффективности их расходования. Автоматизация бизнес-процессов предприятий ЖКХ направлена на снижение стоимости и повышение качества услуг населению путем эффективного учета трудовых, материальных, финансовых ресурсов предприятия. В дальнейшем планируется распространить работу «ДомУчет» на все остальные регионы страны.

С помощью «Интерактивной карты» — программного продукта, представляющего собой единый картографический сервис ЖКХ на уровне столицы, — планируется оптимизировать процесс по созданию инвентаризационных ведомостей. Во время цифровой инвентаризации объекты жилищно-коммунального хозяйства, улично-дорожной сети, благоустройства и придомовых территорий столицы будут отражаться в этом ресурсе. Таким образом будут созданы условия для увеличения прозрачности и доступности информации обо всех объектах.

Благодаря «Интерактивной карте» предполагается также планировать и контролировать качество содержания ее отдельных сложных компонентов (проезжей части, пешеходной зоны и переходов, бортового камня, остановочных пунктов и малых архитектурных форм). Предусмотрена возможность наносить на карту информацию о типах покрытия территорий, их площади, точном местоположении отдельных объектов по координатам, количественном и качественном состоянии объектов и площадей участков.

Сейчас на «Интерактивной карте» отражены территории, которые закреплены за юридическими и физическими лицами, а также за индивидуальными предпринимателями, для выполнения на этих площадях работ по поддержанию надлежащего санитарного состояния. Обозначены также территории земель общего пользования для поддержания их санитарно-технического состояния. Карта успешно эксплуатируется в Минске и Гродно, а в конце 2022-го заработала в Витебске и Лиде.

В прошлом году в апреле создан картографический сервис проведения плановых раскопок в столице — информационная система «Инженерные сети». На эту карту нанесены все планы по работам владельцев инженерных сетей в Минске. Использование этого программного продукта в хозяйственной деятельности владельцев территорий, инженерных сетей позволит избегать конфликтных ситуаций при проведении работ. Это также поможет решить задачу по уменьшению количества повторных раскопок на одной территории, повысить качество работ за счет снижения количества ошибок в планировании работ, оптимизировать финансовые расходы на благоустройство территории.

Контроль качества и сроков выполнения службы «115»

— Увеличивается ли оперативность и качество реагирования службы «115» на претензии и заявления жильцов? Как будет развиваться эта служба дальше и какие вопросы остаются наиболее актуальными?

— Портал «Моя Республика» 115. бел, который чаще называют просто «Служба «115», — это публичная витрина данных «Автоматизированной системы «Диспетчерская служба». На их базе создана единая информационная система — республиканский программный продукт для работы с заявлениями и обращениями граждан по вопросам неоказания жилищно-коммунальных услуг или их оказания с недостатками. Обратиться с вопросом жители могут как через портал, так и с помощью мобильного приложения либо позвонить на единый телефонный номер 115.

Технический оператор системы — предприятие «Центр информационных технологий», который и занимается совершенствованием работы портала и всей системы. Причем часть работ в этом направлении проводится по предложениям организаций ЖКХ, а часть — по предложениям, направленных в центр гражданами.

Ежегодно в службу «115» поступает около 4,6 млн звонков, а на портале регистрируется около 300 тысяч заявлений. Наиболее актуальные вопросы от населения касаются видов работ: тепло- и электроснабжения, санитарного состояния и благоустройства территории, водоснабжения, капремонта.

Замечу, что созданная сегодня в ЖКХ система обратной связи с потребителем представляет собой не только прием заявлений от населения и передачу их исполнителям. Контролируется качество выполнения работ, анализируются обращения, граждане получают консультации по различным вопросам, а мнение жильцов учитывается при планировании работ. Таким образом мы анализируем, выявляем проблемные моменты, упрощаем получение услуг.

Качество выполненных работ после заявки на короткий номер 115 подтверждается путем телефонного обзвона потребителей, оставлявших заявку. Если человек не подтвердил факт выполнения или у него есть замечания по качеству проведенных работ, заявления направляются на доработку.

Мы четко осознаем необходимость недопущения формального отношения к проблемам граждан. В работе структур ЖКХ принимаются соответствующие меры по минимизации формализма. Чтобы избежать волокиты при реагировании на заявления потребителей, установлен жесткий контроль за сроком исполнения заявлений и претензий жильцов, определена персональная ответственность руководителей и органов исполнительной власти за нарушение законодательства в сфере ЖКХ.

В долгосрочных планах развития — привязать к системе информацию кадастра сетей и жилищного фонда, чтобы при аварии определять перечень потенциальных граждан, которых может затронуть это происшествие, и направлять им соответствующие сообщения. Рассматриваются также технологии искусственного интеллекта и программные продукты на их базе для создания роботизированного диспетчера на телефонную линию.

Условия и удобства раздельного сбора мусора

— Государство и Министерство заинтересованы в снижении объемов образования в стране твердых коммунальных отходов и увеличении извлечения из них состава полезных фракций. Будут ли предложены какие-то стимулы для раздельного сбора мусора? Например, позволит жильцам оплачивать часть коммунальных услуг не деньгами, а вторичным сырьем: макулатурой и стеклотарой, как это практикуется в Чечерском районе. Насколько реально и необходимо ли реализовывать подобный опыт в Минске и других областях Беларуси? При положительном решении, будет ли лимитироваться объем суммы оплаты «коммуналки» через вторичные ресурсы?

— Государственная политика в сфере обращения с отходами основывается на принципе, что использование отходов находится в приоритете перед их сохранением на свалках. В Беларуси созданы условия и инфраструктура для сбора, вывоза и размещения коммунальных отходов, обеспечивающих высокий уровень санитарного состояния населенных пунктов. Вторичные материальные ресурсы (ВМР), которые у нас вынимаются из отходов, направляются на переработку, возвращаются в качестве сырья в экономику страны. Это позволяет постоянно сокращать долю отходов, хранящихся на мусорных полигонах.

Потенциал отрасли вторичной переработки велик и, главное, у нас есть четкое понимание на государственном уровне, куда и как двигаться. Есть профильное законодательство, Национальная стратегия и госпрограмма. С 2012-го введена расширенная ответственность производителей и импортеров, согласно которой они должны нести ответственность за обращение с отходами, создаваемыми после того, как произведенные и ввезенные товары закончат свою службу.

О результатах работы можно судить по цифрам. С 2012 года объемы сбора ВМР увеличились вдвое. В 2021-м было собрано 790,6 тысячи тонн вторсырья, а уровень использования коммунальных отходов составил 31,1%, что втрое больше, чем девять лет назад. Планируется достичь 64% использования коммунальных отходов к 2025-му, и 90% — к 2035-му.

Национальной стратегией по обращению с ТКО и ВМР в Беларуси на период до 2035 года поставлена задача усовершенствовать систему, увеличить уровень переработки и использования отходов. Целевые показатели и мероприятия в этой сфере определены в госпрограмме «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2021-2025 гг. (подпрограмма 6 «Цель 99»).

Соответственно с Национальной стратегией в стране реализовываются мероприятия, направленные на совершенствование существующей в Беларуси системы обращения с коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами. Базовое направление здесь — развитие инфраструктуры, совершенствование логистики и раздельного сбора отходов: модернизация транспортного парка, контейнерного хозяйства, инфраструктуры сбора (контейнерные площадки, мусоропроводы). За последнюю пятилетку на эти цели было направлено более 75,3 млн рублей.

Еще одно направление — модернизация системы обращения с коммунальными отходами на основе перехода от районной системы управления отходами на региональный уровень с созданием 30 крупных комплексных объектов по сортировке и использованию ТКО, которые будут обслуживать по три-шесть районов. В прошлом году такие региональные комплексы строились в Барановичах, Орше, Бобруйске, а к 2025-му они должны заработать в Волковыске и Минске.

Еще два перспективных направления использования коммунальных отходов: энергетическое (производство RDF-топлива для цементной промышленности) и компостирование органической части отходов (остатков пищи и растений).

Национальной стратегией по обращению с ТКО и ДМР в Беларуси на период до 2035 года поставлена задача усовершенствовать систему, увеличить уровень пере — рабочего и использования отходов. Целевые показатели и мероприятия в данной сфере определены в госпрограмме " Комфортное жилье и благоприятная среда" на 2021-2025 гг. (подпрограмма 6 «Цель 99»).

Что касается второй части вашего вопроса относительно стимулов для людей, то это действительно важный аспект. Мы считаем, что успешно побудить человека раздельным сбором отходов можно, выполнив три условия. Во-первых, необходимо создать жителям инфраструктуру (это и контейнеры, и своевременный вывоз мусора, и удобный график работы приемных пунктов вторичного сырья). Во-вторых, важно, чтобы жители были обеспечены полной информацией: как правильно собирать и сортировать отходы (такая работа ведется в рамках долгосрочной республиканской программы «Цель 99»). В-третьих, личная мотивация каждого. Безусловно, она отличается. Кто-то сортирует отходы дома, потому что ему важно жить в чистой окрестности, беречь нашу уникальную природу и ресурсы. Кому-то важен материальный момент — сдавать вторичные ресурсы за деньги на приемно заготовительные пункты. Упомянутый вами опыт Чечерского района в случае инициативы на местах также может получить развитие в стране.

— Появятся ли в нашей стране гарбологи и как это скажется на системе сбора мусора?

— Если рассматривать гарбологию как отдельное направление экологии, изучающее отходы, их воздействие на окружающую среду, наиболее безопасные способы утилизации и переработки, то, безусловно, это важная и востребованная сфера. Мы видим, что сегодня высока потребность в специалистах, которые могли бы работать непосредственно с предприятиями, населением, товариществами собственников, садовыми товариществами в качестве консультанта, помогая строить наиболее экономически выгодные и экологически безопасные схемы обращения с мусором. Системный анализ отрасли, научные исследования в области обращения с отходами осуществляет институт жилищно-коммунального хозяйства НАН Беларуси.

Перерасчет за услуги и недоплаты

— Что делать, чтобы избавиться от «хвостов» долга и пени за коммунальные услуги, если человек их уже оплатил? Суммы в несколько копеек переходят из жировки в жировку месяцами, а жильцы могут даже не замечать этого. Куда в итоге идут эти суммы?

— Прежде всего хочу напомнить: чтобы не возникало так называемых хвостов, у каждого из нас есть обязанность до 25 числа оплатить потребленные в прошлом месяце услуги. Вместе с тем, если граждане ранее несвоевременно или не в полном объеме оплачивали услуги, то может возникнуть ситуация, при которой сумма «к оплате» будет равна сумме «начислений», однако при этом в извещении также отражается сумма пени и сумма «переплаты», равная такой пени. Приведенная ситуация связана с определенными технологическими алгоритмами программы, которые реализовываются при начислении, например, перерасчетов, приводящих к переплатам по некоторым услугам. Сейчас ведется активная разработка так называемой системы учета переплат, внедрение которой позволит в дальнейшем избежать обозначенные случаи. В то же время всегда можно обратиться за разъяснениями о причинах возникновения в жировках сумм пени в расчетную организацию, где начисляются суммы за услуги.

— Будет ли и впредь работать система перерасчета оплаты за коммунальные услуги, если температура воды в батарее или градус в квартире не соответствуют определенным законом параметрам или качество воды низкое? Как жителю доказать, что он недополучает тепло или качество, ведь многие моменты можно объяснить ремонтными работами на коммуникациях или тем, что здание нуждается в капремонте?

— Безусловно, защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в случае их неоказания, за исключением некоторых плановых прерываний, или оказания услуг с недостатками — один из основных приоритетов, которые встают перед ЖКХ.

Главное, что нужно помнить жильцам, — если комуслуги не оказаны без объективных причин или оказаны ненадлежащим образом (например, температура воздуха в комнатах ниже 18 °С), необходимо немедленно сообщить об этом в любой удобной форме: письменно, по электронной почте или устно по телефону поставщику услуги либо в аварийно-диспетчерскую службу. Именно для таких целей, кстати, прежде всего и создавалась служба «115». В дальнейшем, если будет подтвержден факт некачественного оказания определенной услуги, то есть составлен соответствующий претензионный акт, потребителю произведут перерасчет платы за коммунальную услугу или безвозмездно уберут указанные недостатки, если это возможно технически. Если же исполнитель услуги дал мотивированный отказ в удовлетворении претензии, потребитель вправе обратиться за независимой проверкой (экспертизой) своих требований или в суд для соответствующего разбирательства.

Ирина СИДОРОК

Выбор редакции

Жилье

Арендная ставка на съемное жилье продолжает снижаться

Арендная ставка на съемное жилье продолжает снижаться

Свежесть района, квартиры с новой планировкой — эти факторы сегодня имеют ключевое значение.

Образование

В фокусе — профессиональное образование

В фокусе — профессиональное образование

Руководители образовательных ведомств Андрей Иванец и Конгратбай Шарипов уверены, что сотрудничество в сфере образования является важным фактором для устойчивого социально-экономического развития двух стран.

Общество

«Серая» зарплата — печальные результаты

«Серая» зарплата — печальные результаты

Что теряют работник и государство?

Финансы

Как банки защищают от мошенников денежные переводы

Как банки защищают от мошенников денежные переводы

За четыре месяца 2024 года раскрываемость тяжелых киберпреступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года повысилась на 19%.