Вы здесь

Сивохина: Театр создавался как кружок для будущих учителей родного языка


Не раз народный театр «Живое слово» был удостоен высоких наград за свою деятельность и большой вклад в художественно-эстетическое воспитание молодежи. С 2012 года театром руководят Олеся Сивохина и Алесь Мойский. Сегодня Олеся рассказывает о том, куда привело ее давнее юношеское увлечение.


Олеся Сивохина.

— Олеся, а что нужно прежде всего, чтобы стать актером театра «Живое слово»?

— Большое желание и готовность работать. Традиционно — талант, искра, но это только пять процентов. Остальные 95-насколько ты готов укладываться, приходить на репетиции, не попадать на сцену, но «вариться» в этом материале.

— Чем примечателен ваш репертуар?

— Ставим самое разное. А в этом году, в юбилейный год Якуба Коласа решили сделать большую композицию по его роману — просто спектаклем это не назовешь, так как здесь нет конфликта и развития темы, но это и не классическая композиция тоже, где обычно отсутствует сюжет... Тема наставничества, выбора этого пути нас очаровала. Колас имел такое призвание и решил следовать за ним, несмотря на трудности, с которыми сталкивался.

В прошлом году у нас состоялась премьера — поставили «Тень» по словам Евгения Шварца. Мы с Алесем Мойским пересоздали пьесу по-белорусски, и получился интересный необычный спектакль.

— Почему именно Шварца решили поставить?

— Евгений Шварц — классик. Почему классики называются классиками? Не только потому, что хорошо пишут, но и потому, что написанное ими всегда актуально. В любые времена находишь то, что откликается. Этой постановкой мы подтверждали звание народного театра.

— Но ведь в основном в постановках вы задействуете отечественных авторов?

— Авторы могут быть разными. Но произведения — по-белорусски. Если нет соответствующего перевода, делаем его сами. Так, когда ставили «Радость вот такая» по Чехову, нашли один перевод — он оказался старый и неактуальный, с нуля пересоздали произведение.

— На каких площадках выступаете?

— Выступаем и на сцене педуниверситета, и в музеях, и в библиотеках: читаем стихи, поем песни на слова наших поэтов.

Сцена из спектакля «Тень».

— А как сложилось, что ты управляешь театром?

— Управляю театром я вместе с Алесем Мойским — для одной меня это было бы очень тяжело, я вообще слабо представляла себя руководителем хоть чего-нибудь.

Пришла в коллектив как актриса в 2001 году. Ничего не умело, единственное — очень хотела петь. Очень любила с детства-юношества. Первые года два исполняла только песни под гитару. Тогда правили Елена и Юрий Черенко. Однажды после читки спектакля «Баллада» мы записывались, кто какие роли хочет, и я попросилась на роль, где нужно было только танцевать. Потом ко мне подошел Юрий Валентинович и спросил, почему не выбрала что-то более серьезное... Первые стихи, которые я почитала со сцены, Наума Гальперовича.

Наталья Кухарева, которая руководила театром после черенков, предложила мне стать помощником режиссера, а потом и режиссером. Активно этим занялась, у меня получалось. Когда же Наталья уходила, сказала: «А теперь управляешь ты...» Почти сразу же я поняла, что одной будет очень сложно, и попросила Алеся помочь мне в этом.

— Что наиболее сложное в твоей работе?

— Сложное все, но наиболее — то, что нет постоянства: мы не являемся театром в классическом его понимании — не имеем репертуарных спектаклей. Все актеры у нас — студенты, и с утра до вечера проводить репетиции невозможно.

Кроме того, мне сложно идти на контакт с незнакомыми людьми, договариваться о выступлениях, писать тексты. Это все делает Алесь Мойский. Нравится с ним срабатывать: он по мастерски компонует и текст, и сценарий, сразу может вербализовать идеи... Он структурирует хаос, который у нас иногда возникает. Мы всегда готовы друг друга поддержать...

— По образованию ты психолог. Насколько эта специальность задействована в твоей работе?

— На первый взгляд, может, и кажется, что психология от театра очень далеко. Но на самом деле работа актеров — это работа, в которой есть определенные психологические механизмы и законы. Есть гении, которые готовы держать внимание зрителей, оставаясь одними на сцене в течение более чем часа.

— Но ведь вы не готовите профессиональных актеров?

— Нет, прежде всего к нам приходят те, кто ищет белорусскоязычную среду, где можно усовершенствовать свою речь, поработать над своим голосом, что очень важно для учителей. Театр наш и создавался как кружок для будущих учителей родного языка и литературы — чтобы они могли заинтересовать учеников литературой. Побудить красивым говорением, показать, что слово — не пустой звук, оно должно жить...

Беседовала Таша ШПАКОВСКАЯ

Выбор редакции

Гороскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

В начале недели к Ракам могут коварно подкрасться тревоги и сомнения.

Общество

Что нужно знать тем, кто отдыхает возле водоемов

Что нужно знать тем, кто отдыхает возле водоемов

Даже при наличии на пляже спасательной станции не стоит пренебрегать элементарными правилами безопасности.

Общество

Однокомнатные квартиры стремительно дорожают

Однокомнатные квартиры стремительно дорожают

Причина — доступные кредиты и ажиотажный спрос.

Экология

В Беларуси построят 30 региональных мусороперерабатывающих заводов

В Беларуси построят 30 региональных мусороперерабатывающих заводов

Общая площадь свалок в Беларуси занимает около 4 тысяч гектаров.