Вы здесь

«Прикасаясь к ребенку, нужно согреть сердце». Педагоги — о своей миссии, современной школе и ожиданиях учеников и их родителей


На свете есть только одна профессия, представители которой говорят — «мои дети». Уинстон Черчилль говорил, что учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. Но в наше время все стремительно меняется: и техника, и производство, и люди, а главное, требования к школе и учителям. Успевают ли взрослые за детьми? Как педагогу в современных условиях завоевать их авторитет? Изменились ли задачи, стоящие перед учителем? Можно ли учить и воспитывать детей так, как то делали 30 лет назад? Все эти вопросы обсудили участники круглого стола, который прошел в Общественном пресс-центре Дома прессы.


Молодые и опытные

— Наше профессиональное счастье заключается в учениках и их успехах, — рассуждает директор минской средней школы № 61 Ирина Цубикова. — Учитель — тот человек, который должен стать гарантом благополучия и успеваемости каждого учащегося. А уважение к учителю имеет много составляющих. Во-первых, это высокие профессиональные компетенции педагога. Во-вторых, учитель обязательно должен быть гибким, мобильным, современным, идти в ногу со временем. Он обязательно должен быть интересной личностью, потому что все интересное привлекает пытливый ум детей. В общем, учатся у тех, кого любят... Поэтому, как ни говори, но роль учителя в жизни ребенка — основополагающая.

В последние годы в школе наметилась тенденция к увеличению возраста учительских кадров. Но если мы говорим о компетентности и профессионализме, то к возрасту учителя не может быть претензий. И опытные педагоги должны работать столько, сколько они могут качественно служить своему делу. С другой стороны, мы знаем, что профессионалами в своем деле могут быть и молодые учителя. Относительно небольшой педагогический опыт — отнюдь не помеха. А ученики любят молодых педагогов...Надеемся, что целевая подготовка педагогов для столицы поможет нам обновить кадровый состав в школах.

На вопрос, какой должна быть современная школа, я скажу так — это должно быть большое учебное заведение, «мегаполис», такая, как наша. Настоящий город для детей, где они успешно проходят социализацию. Дети любят учиться в больших школах, где есть возможность реализоваться во всех без исключения направлениях. Мы можем предложить им множество профилей и спектров развития. Именно школа должна всесторонне развить личность, чтобы потом ребенок мог быстро сориентироваться и правильно определиться с профессиональным выбором, не набивать шишки, а уверенно идти по выбранному пути.

Конечно, можно полемизировать насчет того, сколько детей должно быть в классе, но, по моему мнению, это не принципиальный вопрос. Мы все знаем очень успешных людей, которые обучались в малокомплектных сельских школах. Все упирается в личность учителя. Профессионал может организовать эффективно образовательный и воспитательный процесс и для двоих-троих детей в малокомплектной школе, и для сорока — в большой городской, найдя подход к каждому ученику.

Роль классного руководителя

— Современная школа должна быть разнообразной, — поддержал коллегу директор Колодищанской средней школы № 2 Андрей Боровиков. — Наша задача — раскрыть потенциал личности. А это возможно только при условии создания гуманистических отношений в школьном коллективе, и начальная школа — это основа. Особенно хотелось бы отметить роль классных руководителей. Дотянуться до струн души ребенка может только неравнодушный учитель...

«Классный руководитель должен быть готов к гибкой инновационной деятельности, — считает заместитель начальника управления воспитательной и идеологической работы Национального института образования Юрий Емельяненко. — В последние годы ожидания по отношению к учителю возросли. С одной стороны, ему стало легче, так как появилось качественное научно-методическое обеспечение. Вместе с тем стало и сложнее, потому что возросли требования к результативности воспитательной и идеологической работы. Несмотря на то, что воспитание происходит и во время учебного процесса, через преподавание учебных дисциплин, очень большую роль в том, каким будет наше будущее поколение, насколько мы будем успешными в формировании всесторонне развитой личности, играет личность классного руководителя. Проекты, нововведения, появившиеся в последние годы, свидетельствуют, что от работы классного руководителя зависит очень много».

Юрий Емельяненко упомянул два важнейших проекта – информационно-образовательный проект «Школа активного гражданина» и республиканский проект «Родительский университет». Первый реализовывается в работе с учениками, а второй ориентирован на их законных представителей. «Сложность нашей работы серьезно возросла. Мы не можем позволить себе, как иногда бывает, использование только традиционных форм работы как с учащимися, так и с их родителями. Обязательно в нашем арсенале должны быть и приоритетно использоваться интерактивные формы работы, — подчеркивает Юрий Емельяненко. — Важно использовать дискуссионные, игровые формы работы, информационно-коммуникационные технологии. В работе с родителями хорошо себя зарекомендовали тренинговые формы работы.

«И если наш современный учитель, классный руководитель не будет готов к такой гибкой инновационной деятельности, то и результат на уровне сформированной личности ученика, на уровне воспитанности ученика не будет высоким», — уверен замначальника управления.

Также он обратил внимание на важность использования педагогами новых форм работы, которые ранее не были доступны. «Чем разнообразнее будет методический и практический инструментарий, который педагоги используют, тем интереснее мы будем для всех субъектов образовательного процесса и тем выше будет результат», — добавил представитель Национального института образования.

Учиться у учеников

— У нас у всех были учителя, чьи имена мы даже не можем вспомнить, но были и учителя, оставившие отпечаток на всей нашей жизни. И каждому из нас хочется быть именно таким учителем для своих воспитанников, — говорит заместитель директора минской гимназии № 43 по воспитательной работе Татьяна Сивцова. — Хочется, чтобы нас помнили, чтобы с нами советовались... А для этого нужно чаще интересоваться у детей, что их на самом деле волнует, что интересует. Не надо выдумывать и тем более делать что-то за детей, достаточно просто у них поинтересоваться.

Парадно-церемониальный отряд 43-й минской гимназии — неоднократный победитель конкурсов самого разного уровня.

Самому младшему в нашей гимназии — всего шесть лет, а самому старшему учителю — 72. И каждый хочет быть счастливым в общем школьном доме, каждый хочет себя реализовать. Моя функция как заместителя директора — создать такую систему, где каждый сможет почувствовать себя важным и счастливым, хотя воспитательная работа, честно говоря, — сложнейшая. Нашей гимназии — двенадцать лет. В 2010 году средняя школа № 2 стала первым учреждением общего среднего образования в столичном микрорайоне-новостройке «Каменная Горка» и нашей задачей было занять детей совершенно нового микрорайона чем-то на самом деле важным и полезным, объединить их общими интересами.

Через пять лет мы получили статус гимназии. Приоритетным направлением работы избрали гражданско-патриотическое воспитание. Сегодня в 43-й гимназии действуют три музея. И в этом году мы решили, что экскурсоводами в них будут в том числе и наши первоклассники. Предметом гордости гимназии является парадно-церемониальный отряд (своеобразная подростковая «рота почетного караула»), без выступления которого не обходится ни одно торжественное мероприятие в учреждении образования. Он неоднократно побеждал на городских конкурсах. Отряд мы создавали буквально с нуля. В его составе есть флаговая группа, группа возложения, группа барабанщиков, но все участники взаимозаменяемы. Это серьезная коллективная работа. Нам не нужно уговаривать детей прийти в отряд — всегда есть желающие занять место того, кто ушел. А дети хотят побеждать и быть успешными...

«Кто идет со мной?»

— Когда я обучалась в вузе, профессор педагогики говорила нам: «Если вы будете злиться на ученика, мысленно посадите на его место свое дитя и сразу найдете нужные слова. В первую очередь, мы все должны оставаться людьми, нельзя злиться на учеников за то, что они аплодируют, когда им сообщают, что их учитель заболел, — поделилась своими мыслями учитель русского языка и литературы столичной гимназии № 33 Ольга Матвиенко. — Просто они по-другому видят мир, у них даже мозг еще развивается. Но всегда нужно доводить до детей, как мы видим те или иные вещи. Чтобы они с этим считались...

Можно, конечно, подводить итоги каждого урока, четверти, года, но как то делать? У меня такой принцип. Я как классный руководитель и как учитель-предметник всегда учитываю достижения. Мы можем бесконечно упрощать тот уровень, который должны усвоить наши ученики. Можно до 26 строк сократить то, что дается им выучить наизусть, а можно дать детям возможность самим выбрать, сколько нужно выучить и что рассказать. У меня есть ученики, для которых 26 строк — это очень сложно. А есть ученик, который пишет повесть о партизанах Полесья...

Благодаря ученикам играть на барабане научились и педагоги. Нужно вставать рядом с детьми и учиться у них.

Работая в одной параллели, я пришла к выводу, что это неправильно. Учителя хотят, чтобы у них было больше часов, но меньше нагрузки по подготовке к урокам. И их можно понять. Но у меня сейчас, например, есть пятый, седьмой, девятый и одиннадцатый классы. Таким образом сохраняется преемственность. Очень часто мои старшеклассники помогают мне проводить мероприятия шестого школьного дня для младших, опекают их. И это происходит потому, что их всех объединяет один учитель. Когда-то мой отец, кадровый военный, говорил, что есть три типа начальников. Один говорит: «Делай!» Второй: «Делай, как я сказал». И третий: «Делай, как я». «Вот этот третий принцип и должен стать для тебя родным», — напутствовал мой папа. Когда я планирую экскурсию, то спрашиваю у детей: «Кто идет со мной?» Нам важно даже не то, куда мы идем, а то, что мы идем вместе.

Хочется вспомнить слова еще одного моего педагога из университета. Он говорил, что каждый человек сталкивается в жизни с представителями двух профессий: это врач и педагог. Но если доктору, прежде чем прикоснуться к ребенку, требуется согреть руки, то нам нужно согреть свое сердце. Современный мир стал таким сложным, таким многогранным, что стрессоустойчивость сегодня очень низкая не только у взрослых, но и у детей. И наша задача – создать такое пространство, где они могут быть уверенными в том, что их примут, поймут, поведут, покажут и подскажут. Неважно, какой предмет мы преподаем, главное — чтобы мы все были единомышленниками и четко понимали, куда ведем свой корабль...

Несколько фактов о белорусской системе образования:

  • На сегодняшний день в отрасли работает около 430 тысяч человек, половину из которых составляют педработники.
  • В текущем году к выполнению своих обязанностей приступили 5845 молодых специалистов-педагогов.
  • Среди школьных учителей женщины составляют 86,7 процента. Среди учителей-предметников — 55 тысяч женщин и 12,1 тысячи мужчин. Наименьшее число педагогов-мужчин — среди учителей русского языка и литературы (всего 2 процента), белорусского языка и литературы (2,5 процента), иностранных языков (4,5 процента), биологии (около 8 процентов) и химии (8 процентов). А вот среди учителей допризывной и медицинской подготовки мужчин — 62,8 процента, физической культуры — 61,1 процента, трудового обучения — 41,8 процента, физики — 34,3 процента, истории и обществоведческих дисциплин — 28,6 процента.
  • На одного учителя в белорусских школах приходится в среднем 10 учеников: в городских школах — 12, а в сельских — 5.
  • В 2016 году почетное звание «Народный учитель Беларуси» впервые было присвоено учителю физики Могилевского государственного областного лицея № 1 Валерию Барашкову.
  • За период с 1996 по 2022 год 116 лучших педагогов страны были отмечены почетным званием «Заслуженный учитель Республики Беларусь».
  • 210 человек за период с 1988 по 2022 год получили почетное звание «Заслуженный работник образования Республики Беларусь».
  • За значительный вклад в развитие образования, внедрение передового педагогического опыта, образцовое исполнение трудовых обязанностей нагрудный знак Министерства образования «Отличник образования» за период с 1991 по 2002 год получили 5615 человек и за период с 2003 по 2022 год — 4427 человек.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Елизаветы ГОЛОД

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Звезды обещают много приятных моментов и хороших новостей для Близнецов.

Экология

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Три месяца сплошной жары нам не обещают

Общество

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

«Молоко — полноценный продукт питания, а не напиток, это важно учитывать».