Вы здесь

Алексей Черота: «По произведению всегда заметно, получится ли из молодого человека писатель»


Мы живем в водовороте эмоций. Особенно остро это испытывают подростки, которые сталкиваются со спектром различных проблем: начиная от внутренних страхов и недовольств и заканчивая внешними конфликтами, например, буллингом в школе. Некоторые из них обращаются к литературе — действительно, написание стихов или рассказов помогает выплеснуть весь накопленный негатив. Во время такого творчества некоторые из парней и девушек понимают, что литература для них — не только хобби или инструмент для разрядки, но и дело, которым они хотели бы заниматься профессионально. Чтобы узнать, в каком направлении двинется молодому автору, «Чырвонка. Чырвоная змена» обратилась к Алексею Черота, главному редактору газеты «Літаратура і мастацтва». Герой интервью рассказал, что совсем недавно при Союзе писателей Беларуси был создан Совет по работе с молодежью, одной из задач которого является поддержка талантливых парней и девушек.


— Этот совет был организован в мае, а возглавляет его молодая писательница Анна Чиж-Литаш. Во время первого заседания участники познакомились между собой и выстроили направления дальнейшей работы. Планируется, что совет поможет в популяризации литературы среди молодежи через организацию встреч молодежных коллективов, в ходе которых участники обсудят современную белорусскую литературу, а также поделятся собственным творчеством.

— По вашему мнению, какой формат работы писателя с молодежью самый успешный?

— Непосредственные отношения: встречи в школах, в высших и профессиональных учреждениях. Заставить читать очень сложно, особенно если молодой человек этого не хочет. Мои коллеги делились, что когда они приходили в аудиторию и рассказывали о своем творчестве, то наблюдали другой уровень интереса. От учащихся начальных школ не раз слышал: «А что, есть живые писатели?» Когда к ним обращаться лично, они видят, что писатели — это такие же люди, как и они сами. С ними интересно разговаривать, они хорошо знакомят с литературой. Это самое эффективное средство.

— Действительно ли в читательском молодежном поле наблюдается сильный спад интереса?

— Возможно, спад интереса есть именно к бумажной книге. Мне кажется, что много людей пользуются электронными средствами. И говорить, что наша молодежь не читает вовсе, — неправильно.

— Если говорить о молодежи, которая пишет... Часто ли она обращается в литературные журналы?

— Нам очень часто присылают произведения. Когда я работал в журнале «Нёман», мы получали их не только из Беларуси, но и из России, из Израиля. Сейчас в «ЛіМ» также присылают прозу, поэзию и даже критику.

— А что вы могли бы сказать насчет качества присланных произведений?

— Ни один классик не начинал писать сразу настолько здорово и гладко, что никакая редактура не была нужна. По произведению всегда заметно, может ли получиться из молодого человека писатель. Не все из тех, кто имеет задаток и одаренность, продолжают заниматься литературой.

— Помню, преподаватели у нас всегда спрашивали: «Зачем вы используете иностранные имена? Почему ваш герой живет в Минске, но зовут его Джордж?» Можете ли вы выделить тенденцию, присущую именно молодым авторам?

— Здесь многое зависит от моды определенного времени. Действительно, западные имена встречаются гораздо чаще, чем славянские. Возможно, это какая-то проекция на зарубежную литературу. В большей степени я хотел бы обратить внимание на то, что в последнее время творчество молодых людей очень мрачное. Читаешь и думаешь: «Тебе же еще жить и жить, много чего впереди, а столько мрака». Пожалуй, это подростковая специфика. Но в глаза бросается.

— В Беларуси есть филологический факультет. Но в отличие от России нет Литературного института. Как вы считаете, имеем ли мы в нем потребность?

— Если у человека нет задатков, его никто не научит писать. Я помню, как на филологическом факультете БГУ состоялась встреча с делегацией российских писателей. Вышла молодая девушка: «У меня есть своя школа, где я учу людей писать — готовлю поэтов и прозаиков». Как можно научить писать стихотворение? Я считаю, что это или дано или нет — ты можешь сидеть и рифмовать, но если в твоем занятии нет души и таланта, это всегда видно. Из такого человека писателя не получится.

Определенное образование должно быть. Полагаю, филфак, где большое внимание отдается белорусской, русской, античной литературе, с этим справляется. Я помню эти огромные списки книг, которые за семестр надо было прочитать. Научиться можно именно на классике, если ты это пропускаешь через себя, сможешь что-то выстраивать. Сначала должно сформироваться видение и понимание того, что такое настоящая литература, а что такое массовая, или графомания. Если человек может отличить настоящую литературу от недействительной, то он способен оценить и себя.

— Оценка себя — это, безусловно, важно. Но иногда, чтобы понять, в каком направлении двигаться, молодому автору нужно мнение сбоку. Эту роль чаще всего выполняет критика, но сейчас с ней наблюдаются проблемы...

— К сожалению, в последнее время профессиональная, серьезная критика у нас очень слабо себя проявляет. Среди молодежи таких тоже единицы. Сейчас критика вообще ушла в интернет — это не анализ произведения, который основывается на знании литературы и ее законов, а собственная оценка, которая не подкреплена знаниями. Здесь речь идет о субъективности.

— Рассуждая о роли интернета в творческом поле, я вспоминаю поэтические слэмы и чтения, которые проводились в Минске чуть ли не каждую неделю. Их участники не печатались, но были очень популярны среди молодежи — в интернете их стихи имели много просмотров, а во время выступлений творцов узнавали. По вашему мнению, это было обусловлено талантом или популярностью в сети?

— Мне кажется, что талант здесь абсолютно ни при чем. Это умение подать себя, маркетинг в чистом виде, эпатаж. Возможно, среди них встречались какие-то способные парни и девушки, но в первую очередь то, что происходит в интернет-пространстве, — просто умение себя прорекламировать.

— И все же в современном мире недостаточно просто хорошо писать — молодой автор должен обладать менеджерскими чертами, чтобы продать свое произведение. Или таланта достаточно?

— Как показывает практика, можно выехать и на таланте. Понятно, что сейчас издать книжку довольно трудно. Но в Беларуси есть газета «Літаратура і мастацтва», журналы «Маладосць» и «Полымя». Для тех, кто пишет на русском языке, есть журнал «Нёман». Если произведение действительно талантливое, никто не откажет молодому автору в публикации. Проводится много конкурсов, результатами которых становятся публикации в коллективных сборниках. Есть конкурс Союзного государства «Мост дружбы», который проводится раз в два года. По его итогам издается альманах на двух языках. Каждое областное отделение Союза писателей Беларуси проводит свои конкурсы, которые приурочены к юбилеям писателей или другим значимым событиям.

Я не вижу проблем, чтобы напечататься, но многие из молодежи просто не знает, что есть литературные журналы или конкурсы. Они все забрасывают в интернет, где нет никакого отбора и критериев.

— Какой бы совет вы могли дать молодым авторам? К кому обратиться? Каким должен быть первый шаг?

— В первую очередь я посоветовал бы больше читать. А если есть необходимость в оценке своих произведений, то опять же упомяну Союз писателей Беларуси, в частности, Минское областное отделение. Его председатель Михаил Позняков проводит большую работу по объединению вокруг себя молодых литераторов. Также при каждом вузе есть литературные объединения, нужно интересоваться и находить единомышленников. Обязательно присылайте свои произведения в журналы, Редакторы просматривают все письма, и если произведение стоит, оно будет напечатано.

Арина КАРПОВИЧ

Фото дано героем

Выбор редакции

Гороскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

В начале недели к Ракам могут коварно подкрасться тревоги и сомнения.

Общество

Что нужно знать тем, кто отдыхает возле водоемов

Что нужно знать тем, кто отдыхает возле водоемов

Даже при наличии на пляже спасательной станции не стоит пренебрегать элементарными правилами безопасности.

Общество

Однокомнатные квартиры стремительно дорожают

Однокомнатные квартиры стремительно дорожают

Причина — доступные кредиты и ажиотажный спрос.

Экология

В Беларуси построят 30 региональных мусороперерабатывающих заводов

В Беларуси построят 30 региональных мусороперерабатывающих заводов

Общая площадь свалок в Беларуси занимает около 4 тысяч гектаров.