Вы здесь

Зарплаты педагогов, поддержка молодых и престиж профессии. Какие еще вопросы волнуют работников отрасли?


За шесть месяцев текущего года правовыми инспекторами труда Белорусского профессионального союза работников образования и науки было организовано 46 приемов, на которых принято 119 человек, рассмотрены 63 обращения, дано более 2,5 тысячи консультаций.


За первое полугодие ими проведены 75 проверок и 173 мониторинга. Выявлено и устранено 955 нарушений законодательства Республики Беларусь о труде. По требованию профсоюза его членам было выплачено 374 602 рубля. По просьбам работников были составлены 20 процессуальных документов, в том числе 11 — в судебные органы, 9 заявлений в комиссию по трудовым спорам. С участием профсоюза рассмотрены 3 исковых заявления. 26 трудовых споров были решены в пользу работника без обращения в суд. Три человека восстановлены на работе, включая один — через суд. Эти и другие цифры озвучила на V пленуме Центрального комитета Белорусского профсоюза работников образования и науки его председатель Татьяна Якубович. Она подчеркнула, что профсоюзные юристы, как и прежде, готовы бесплатно помочь в решении проблемы конкретного человека.

Внимание — коллективному договору

В последнее время профсоюз во взаимодействии с Министерством образования работает над приведением актов законодательства в соответствие с Кодексом Республики Беларусь Об образовании. Всего за первое полугодие профсоюзом рассмотрены 63 проекта.

«И профсоюз, и Министерство заинтересованы в повышении благосостояния работников отрасли, — заверила Татьяна Якубович. — Инициируя внесение изменений и дополнений в проекты законодательных актов, например, в Инструкцию о порядке проведения аттестации педагогических работников, «сотую» постановление Совета Министров Республики Беларусь, типовые штаты и нормативы численности работников учреждений образования, мы понимаем, что в связи с негативным влиянием санкций в целом в настоящее время есть определенные трудности. В связи с этим на местах необходимо уделить особое внимание практической реализации Плана мероприятий, направленных на социальную поддержку работников в условиях санкционного давления на нашу страну, который был утвержден решением президиума Совета ФПБ в мае текущего года: это полнота и своевременность выплаты заработной платы, отпускных, трудоустройство освобожденных работников в связи с оптимизацией отрасли, оказание материальной помощи членам профсоюза при их увольнении в связи с ликвидацией организации и т.д. санкции влияют на уровень жизни работников и их семей. И мы должны поддержать наших членов профсоюза. В каждой первичной профсоюзной организации созданы кассы взаимопомощи. Если нет средств в «первичке», направляйте заявление в вышестоящую организацию. Наш профсоюзный принцип солидарности должен срабатывать на 100 процентов! Профсоюзному активу на местах необходимо следить за ситуацией очень внимательно, чтобы реально видеть и понимать, кто, где и в какой помощи нуждается. Нужно внимательно относиться к запросам людей».

Татьяна Якубович проинформировала, что ряд инициатив Федерации профсоюзов Беларуси вошел в доработанный проект закона, предусматривающий изменения относительно Трудового кодекса, в том числе связанные с оплатой социальных отпусков, установлением выходного дня для прохождения диспансеризации, который будет работникам оплачиваться.

«Одна из приоритетных задач профсоюза — коллективно-договорная работа: наличие коллективного договора в каждой организации, его оценка на предмет соответствия соглашениям более высокого уровня, систематический анализ результатов его выполнения, недопустимость исключения из них отдельных норм. В общем качество коллективных договоров и соглашений должно быть под нашим постоянным вниманием», — подчеркнула председатель отраслевого профсоюза. Она констатировала, что отмечается положительная тенденция по включению норм, улучшающих правовое положение работников — членов профсоюза по сравнению с законодательством. Так, например, дополнительные трудовые и социально-экономические гарантии для молодежи предусматривают 99,5 процента коллективных договоров от их общего количества. Такое же количество договоров предусматривает меры материального и морального стимулирования семей к рождению детей, адресной социальной поддержки не работающих ветеранов, пенсионеров, участия нанимателя и профсоюзной организации в уменьшении стоимости путевок на санаторно-курортное оздоровление работников организаций.

Один из показателей престижности отрасли — уровень оплаты труда ее работников. В текущем году четырежды пересматривался размер базовой ставки, применяемый для оплаты труда работников бюджетных организаций. С 1 мая он составляет 210 рублей. С 1 января в два раза был увеличен размер единовременной выплаты на оздоровление — как правило, при выходе в трудовой отпуск. Учителем, преподавателем, выполняющим функции классного руководителя, куратором учебной группы установлена надбавка в размере 100 процентов базовой ставки.

«Надо отметить, что достигнутые изменения позитивно сказались на соотношении средней заработной платы отдельных категорий работников отрасли к средней по стране. Так, по итогам января — июня соотношение среднемесячной заработной платы в образовании составило 70,5 процента к этому показателю по стране (в 2021 году — 67,1 процента), в том числе у педагогических работников — 82,3 процента (в 2021 году — 76,9 процента): у учителей — 89,6 процента (в 2021 году — 80,3 процента), у воспитателей дошкольного образования — 63,1 процента (в 2021 году — 62,5 процента)».

Жилищный вопрос

Председатель Пуховичской районной организации Белорусского профсоюза образования и науки Татьяна ШАВЕЛЬ поделилась своим видением ситуации в области и опытом закрепления в системе образования молодых специалистов:

— Фундаментом для реализации принципа социального партнерства служат соглашение и коллективный договор. Важно, если они имеют практический характер и актуальное состояние, а для этого требуется кропотливая работа, требующая интеллектуальных и временных затрат со стороны руководителей и профсоюзных лидеров.

Безусловно, проблемное поле всегда и всех заставляет работать. Мы часто говорим о закреплении педагогических кадров. В 2013 году этот показатель составлял у нас 38,5 процента. Кстати, это был самый низкий показатель в Минской области на протяжении десятилетия.

Совместно пошагово мы внедряли новые льготы, преференции и гарантии для молодых специалистов. Им, например, делаются выплаты до трех базовых величин при представлении договора найма жилого помещения, оказывается материальная помощь на обустройство. В этом году 33 молодых педагога получают такую компенсацию.

Как результат, из молодых специалистов, прибывших на работу в Пуховичский район в 2020 году, на сегодняшний день продолжают работать 91,7 процента. Приятно отметить, что 86,3 процента из них — пуховчане. Чтобы сохранить кадровый состав, необходимо дойти до каждого человека, оказать посильную помощь и в решении жилищного вопроса. Поделюсь положительным опытом. В 2013 году по инициативе райкома профсоюза у нас был создан кооператив «Учитель» и построен дом на 60 семей. Важно отметить, что за время его строительства в каждой второй семье родился ребенок.

Мы не стоим на месте, взаимодействуем с организациями и предприятиями района и используем ресурс общежитий. Так, в 2021 году 27 молодым специалистам по ходатайству Управления образования и райкома профсоюза были выделены комнаты и блоки для проживания в общежитиях. О чем чаще всего говорят люди? Цитирую: «было бы правильно изыскать возможности льготного кредитования для молодых специалистов при условии их работы в учреждениях образования регионов не менее десяти лет. Но в этот срок не должен включаться период отпуска по уходу за ребенком до трех лет». Замечу, что сегодня в нашем районе учителей математики старше 55 лет — 48,3 процента от общего числа, а учителей физики старше 55 лет — 53,6 процента.

Кадровое обеспечение отрасли

Участие в пленуме профсоюза принял министр образования Андрей ИВАНЕЦ, который остановился в своем выступлении на социально-экономических вопросах и задачах, стоящих перед отраслью. Касаясь темы зарплат в системе образования, министр констатировал, что наиболее острым данный вопрос является для воспитателей учреждений дошкольного образования. Вместе с Министерством финансов ведется серьезная работа в данном направлении. И возможно, что к началу нового учебного года их зарплаты все-таки повысятся...

Министр подчеркнул, что программой правительства на период до 2025 года предусмотрено повышение размера оплаты труда педагогических работников до 100 процентов от среднего заработка по стране: у учителей — до 106 процентов, а у профессорско-преподавательского состава — до 150 процентов:

— Учителя уже вышли на цифру 89,6 процента от средней зарплаты по стране. У профессорско-преподавательского состава сейчас 122 процента, а должны выйти на 150. Мы сможем достичь этот показатель только наращиванием экспорта образовательных услуг. Перед нами поставлена задача выполнения экспорта на уровне 103 процента по сравнению с предыдущим годом. Если мы ее выполним, то сможем выйти на 135-140 процентов от средней зарплаты по стране. Резервы видим в развитии дистанционного обучения, в первую очередь, в магистратуре. В прошлом году внедрение дистанционных форм обучения в магистратуре позволило заработать дополнительно 17 миллионов долларов.

Отдельно министр остановился на проблеме кадрового обеспечения отрасли.

— За последние годы мы вышли на хорошие цифры закрепления на первом рабочем месте педагогических кадров после двухлетней отработки по распределению (почти 80 процентов по стране). Это говорит о том, что условия, создаваемые на первом рабочем месте, соответствуют потребностям молодых специалистов. Но у нас есть не только лидеры (так, в Минской области на протяжении последних трех лет на первом рабочем месте остается более 90 процентов молодых педагогов), но и антилидеры. В столице этот показатель составляет всего 62 процента. А куда уходят еще почти 40 процентов выпускников педагогических специальностей? Хорошо, если в другое учреждение образования, а не вообще из отрасли. Я был в этом году на распределении учителей начального образования в Белорусском государственном педагогическом университете, интересовался, почему минчане и жители областных центров выбирают для распределения райцентры? Выяснилось, что девушки едут вслед за мужем, например, если тот — военный. Замечу, что 30 процентов выпускников педуниверситета на момент окончания обучения уже связаны семейными узами (между прочим, в медицинских университетах этот показатель составляет всего 1-3 процента). Так давайте проводить больше совместных мероприятий между педуниверситетом и вузами силовых ведомств, — пошутил министр. — И семьи будут активнее создаваться, и регионы получат дефицитных специалистов — всем польза. А семейный педагог будет пропагандировать в школе не только национальные, но и семейные ценности...

Андрей Иванец проинформировал, что уже разработана дорожная карта по совершенствованию деятельности педагогических классов. «Сейчас 33 процента выпускников профильных классов выбирают педагогические специальности, но в региональные вузы идет недостаточное их количество. Поэтому, пока педклассы в регионах будут работать вхолостую или только на Минск, они не дождутся молодых специалистов. Уверен, что в нашей стране созданы все условия для эффективной работы педагогических классов. А в следующем учебном году откроются новые возможности. Уже подготовлен проект Положения о проведении университетских олимпиад, победители которых смогут поступать в вузы, проводившие Олимпиаду, без экзаменов. Под них отводится до 15 процентов от контрольных цифр набора в вузы. А для остро востребованных специальностей мы вообще такие ограничения не будем устанавливать. И если региону нужны, например, учителя физики, математики, — не упускайте такую возможность», — заметил министр.

Кстати, в следующем учебном году пройдет Первый Республиканский фестиваль-конкурс «Педагогический дебют», направленный на выявление и поддержку молодых талантливых педработников. Он будет проходить в четырех номинациях: «Молодой директор учреждения общего среднего образования», «Молодой заведующий учреждения дошкольного образования», «Молодой учитель» и «Молодой воспитатель учреждения дошкольного образования». Участвовать в нем смогут молодые педагоги в возрасте до 31 года со стажем работы в должности не более пяти лет.

И еще одну возможность анонсировал Андрей Иванец. Он сообщил, что в БГПУ совместно с академией последипломного образования был разработан дистанционный годовой курс повышения квалификации, рассчитанный на выпускников непедагогических специальностей, которые пришли работать в систему образования. Чтобы те без отрыва от основной деятельности могли получить педагогическую составляющую и те знания, которых им не хватает, а позже в установленном порядке повышать свою квалификацию. Директор, принявший на работу, например, выпускника химфака или биофака, сможет направить заявку в академию последипломного образования с ходатайством принять работника его организации на дистанционный курс. Обучение будет бесплатным, но с таким работником будет заключаться контракт на определенный срок, который станет гарантией, что тот, отучившись, не уйдет... Не секрет, что сегодня хватает людей с дипломом о педагогическом образовании и искренним нежеланием работать в школе. Но есть и совсем другие примеры, которые вдохновляют, ведь наличие диплома в работе с детьми — на самом деле, совсем не главное...

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Елизаветы ГОЛОД

 

Выбор редакции

Общество

Правда и мифы о полуфабрикатах

Правда и мифы о полуфабрикатах

В Год качества мы задали ученым неудобные вопросы о том, что «внутри» магазинной пельмешки или котлетки.