Вы здесь

Плюсы и минусы гаджетов в жизни ребенка


Петя никогда не учился на отлично. Родители много работали, поэтому контролировать ребенка было некому. Они ссорились на сына, но ничего сделать не могли. За помощью к психологам не обращались, надеялись что «со временем перерастет».


В старшей школе мальчик, как считала мать, попал в плохую компанию и начал курить. Однако пообещал бросить — с условием, что ему, наконец, купят компьютер. Петя сдержал обещание, но… начал прогуливать школу. Шел туда с утра, но после нескольких уроков возвращался домой и садился играть за компьютер.

Родителям приходилось «конвоировать» сына к школе, они стесняли его, угрожали, умоляли, звали на помощь учителей. Ничего не помогало. В начале девятого класса учителя сказали, что Петя экзамены не сдаст, и предложили вспомогательную школу. На комиссию молодой человек не пошел и окончательно засел дома, возле компьютера…

Таких людей, как Петя, в Японии называют «хикикомори» или «хикки», само явление означает добровольное затворничество без всякой связи с внешним миром. Психологи разных стран обеспокоены новомодной тенденцией, которая заставляет молодых людей разрывать связь с реальностью. Поколение хикки предпочитает проводить время в виртуальном пространстве всемирной паутины.

— Это новая тенденция настораживает и заставляет задуматься, — говорит психолог Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей Ольга Воронько. — Минус гаджетов в том, что они развивают у детей «виртуальный мозг», в котором формируются искаженные, далекие от реальности образы мира. В результате возникают поведенческие сложности, которые проявляются, например, в том, что ребенок плохо приспосабливается к реальному миру, в частности, к школьной среде, у него перестают работать границы в общении с людьми и прочее.

Детям через экраны закладываются уже готовые схемы поведения, реакции на действия других, на ситуации, которые они готовы применять в реальности. Но это не единственная опасность, которую несут современные аксессуары. Длительное пребывание ребенка в телефоне, планшете или за компьютером влияет на развитие мозговых функций. Научно доказано, что нахождение ребенка за игрой в гаджетах отрицательно влияет на интеллектуальное развитие. Нарушает системное и поэтапное развитие мышления ребенка, снижает когнитивные функции, повышает импульсивность. Потребление информации маленькими порциями может привести и к сложностям в концентрации внимания вне виртуального мира. Ребенок, увлеченный игрой в девайсе, меньше двигается и не усваивает всевозможные двигательные навыки, что также тормозит естественное развитие.

Социальные сети раздражают центры удовольствия, и малыш радуется, когда кто-то комментирует его посты и ставит лайки фотографиям. Интернет и социальные сети дают постоянный приток новой информации. И даже эта не очень качественная информация формирует привычку к «пережевыванию виртуальной пищи» (этот эффект можно сравнить с жеванием жвачки). Интернет предоставляет якобы хранилище от реальности — пестрый контент помогает забыть об истинных проблемах и занять мозг пустыми новостями.

Длительное пребывание ребенка в виртуальном мире может привести и к компьютерной и интернет-зависимости очень быстро. А лечение зависимостей невозможно без привлечения серьезных специалистов в этой области.

Но век информационных технологий принес в жизнь современных детей не только опасность. Гаджеты могут стать отличным средством развития, главное, знать меру и внимательно подходить к вопросу наполнения гаджета. Яркие визуализации, четкие изображения, смена декораций, подвижность предметов, возможность взаимодействовать с героями и образными моделями увлекают ребенка и стимулируют познавательную активность.

Существует множество сайтов и учебных приложений, направленных на развитие мелкой моторики, реакции, логики, памяти и других важных навыков. Малышам гораздо больше нравится учиться в игровой форме, и под присмотром родителей такие занятия могут быть очень эффективны. Ребенок школьного возраста вполне может пользоваться такими программами, как график дел, расписание уроков, ведение дневника и т. д. Это развивает навыки самостоятельности и учит извлекать пользу из гаджетов, а не рассматривать их только как развлечение.

Для подростков смартфоны вообще играют более значительную роль. Они помогают адаптироваться в обществе через социальные сети и мессенджеры, подталкивают к самореализации.

— Электронные девайсы уже прочно вошли в нашу жизнь, и нет смысла полностью запрещать детям их использование, — говорит Ольга Воронько. — Но нужно четко контролировать время, которое ребенок будет проводить за интерактивными развлечениями, а также учиться извлекать выгоду из детских учебных программ. Так, на базе Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей работает служба интернет-консультирования KІDS.POMOGYT.BY. Это хорошая возможность для родителей и детей с помощью сообщений в чат анонимно задать любые вопросы, например, как обезопасить ребенка в сети, что делать, если обижают в школе, и многое другое.


Советы психолога родителям, которые заметили, что их ребенок много времени проводит за девайсом.

Важно, чтобы оба родителя придерживались единого мнения о компьютерной и интернет-зависимости ребенка и относились к этой проблеме абсолютно серьезно. Родителям необходимо быть готовыми к сопротивлению, а именно к тому, что ребенок, отстаивая свои интересы, будет пытаться вызвать у них чувство вины или вывести из себя.

Поговорите с ребенком о проблеме откровенно, скажите, что вас беспокоят изменения в его поведении: то, что оно выглядит уставшим, забросило учебу и хобби, удалилось от друзей.

Договоритесь о точном количестве времени, которое оно будет проводить за компьютером ежедневно. Честно скажите, что вы хотели бы контролировать время, проведенное им в интернете, и знать, какие сайты оно просматривает. Позволяйте ребенку выходить в сеть приблизительно час вечером, а также в выходные.

Контролируя активность ребенка в сети, постепенно устанавливайте с ним доверительные отношения. Если ребенок отказывается сотрудничать или врать, скорее всего, он не признает свою интернет-зависимость.

Развивайте и свои навыки интернет-пользователя и информационной гигиены у ребенка.

Установите компьютер так, чтобы он был у вас на виду. Он не должен находиться в детской комнате!

Наталья ТАЛИВИНСКАЯ

Название в газете: Трапілі ў сетку...

Выбор редакции

Экология

Что каждый желающий может сделать, чтобы улучшить любимый город?

Что каждый желающий может сделать, чтобы улучшить любимый город?

Сотрудники Минприроды рассказали, какая польза от деревьев в городе.

Общество

Универсальный язык качества

Универсальный язык качества

О развитии стандартизации в Беларуси рассказали эксперты.

Сельское хозяйство

Какие задачи стоят перед аграриями осенью?

Какие задачи стоят перед аграриями осенью?

 Аграрии страны подготовили почвы под сев озимых зерновых культур на зерно на площади свыше 1,362 миллиона га, или 89,8 процента к плану.

Молодежь

Ангелина Самолетова: Творчество живет в сердце каждого человека

Ангелина Самолетова: Творчество живет в сердце каждого человека

Студентка БГУКИ — о том, как достигать желаемого, не бояться рисковать и заявлять о себе.