Петя никогда не учился на отлично. Родители много работали, поэтому контролировать ребенка было некому. Они ссорились на сына, но ничего сделать не могли. За помощью к психологам не обращались, надеялись что «со временем перерастет».
В старшей школе мальчик, как считала мать, попал в плохую компанию и начал курить. Однако пообещал бросить — с условием, что ему, наконец, купят компьютер. Петя сдержал обещание, но… начал прогуливать школу. Шел туда с утра, но после нескольких уроков возвращался домой и садился играть за компьютер.
Родителям приходилось «конвоировать» сына к школе, они стесняли его, угрожали, умоляли, звали на помощь учителей. Ничего не помогало. В начале девятого класса учителя сказали, что Петя экзамены не сдаст, и предложили вспомогательную школу. На комиссию молодой человек не пошел и окончательно засел дома, возле компьютера…
Таких людей, как Петя, в Японии называют «хикикомори» или «хикки», само явление означает добровольное затворничество без всякой связи с внешним миром. Психологи разных стран обеспокоены новомодной тенденцией, которая заставляет молодых людей разрывать связь с реальностью. Поколение хикки предпочитает проводить время в виртуальном пространстве всемирной паутины.
— Это новая тенденция настораживает и заставляет задуматься, — говорит психолог Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей Ольга Воронько. — Минус гаджетов в том, что они развивают у детей «виртуальный мозг», в котором формируются искаженные, далекие от реальности образы мира. В результате возникают поведенческие сложности, которые проявляются, например, в том, что ребенок плохо приспосабливается к реальному миру, в частности, к школьной среде, у него перестают работать границы в общении с людьми и прочее.
Детям через экраны закладываются уже готовые схемы поведения, реакции на действия других, на ситуации, которые они готовы применять в реальности. Но это не единственная опасность, которую несут современные аксессуары. Длительное пребывание ребенка в телефоне, планшете или за компьютером влияет на развитие мозговых функций. Научно доказано, что нахождение ребенка за игрой в гаджетах отрицательно влияет на интеллектуальное развитие. Нарушает системное и поэтапное развитие мышления ребенка, снижает когнитивные функции, повышает импульсивность. Потребление информации маленькими порциями может привести и к сложностям в концентрации внимания вне виртуального мира. Ребенок, увлеченный игрой в девайсе, меньше двигается и не усваивает всевозможные двигательные навыки, что также тормозит естественное развитие.
Социальные сети раздражают центры удовольствия, и малыш радуется, когда кто-то комментирует его посты и ставит лайки фотографиям. Интернет и социальные сети дают постоянный приток новой информации. И даже эта не очень качественная информация формирует привычку к «пережевыванию виртуальной пищи» (этот эффект можно сравнить с жеванием жвачки). Интернет предоставляет якобы хранилище от реальности — пестрый контент помогает забыть об истинных проблемах и занять мозг пустыми новостями.
Длительное пребывание ребенка в виртуальном мире может привести и к компьютерной и интернет-зависимости очень быстро. А лечение зависимостей невозможно без привлечения серьезных специалистов в этой области.
Но век информационных технологий принес в жизнь современных детей не только опасность. Гаджеты могут стать отличным средством развития, главное, знать меру и внимательно подходить к вопросу наполнения гаджета. Яркие визуализации, четкие изображения, смена декораций, подвижность предметов, возможность взаимодействовать с героями и образными моделями увлекают ребенка и стимулируют познавательную активность.
Существует множество сайтов и учебных приложений, направленных на развитие мелкой моторики, реакции, логики, памяти и других важных навыков. Малышам гораздо больше нравится учиться в игровой форме, и под присмотром родителей такие занятия могут быть очень эффективны. Ребенок школьного возраста вполне может пользоваться такими программами, как график дел, расписание уроков, ведение дневника и т. д. Это развивает навыки самостоятельности и учит извлекать пользу из гаджетов, а не рассматривать их только как развлечение.
Для подростков смартфоны вообще играют более значительную роль. Они помогают адаптироваться в обществе через социальные сети и мессенджеры, подталкивают к самореализации.
— Электронные девайсы уже прочно вошли в нашу жизнь, и нет смысла полностью запрещать детям их использование, — говорит Ольга Воронько. — Но нужно четко контролировать время, которое ребенок будет проводить за интерактивными развлечениями, а также учиться извлекать выгоду из детских учебных программ. Так, на базе Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей работает служба интернет-консультирования KІDS.POMOGYT.BY. Это хорошая возможность для родителей и детей с помощью сообщений в чат анонимно задать любые вопросы, например, как обезопасить ребенка в сети, что делать, если обижают в школе, и многое другое.
Важно, чтобы оба родителя придерживались единого мнения о компьютерной и интернет-зависимости ребенка и относились к этой проблеме абсолютно серьезно. Родителям необходимо быть готовыми к сопротивлению, а именно к тому, что ребенок, отстаивая свои интересы, будет пытаться вызвать у них чувство вины или вывести из себя.
Поговорите с ребенком о проблеме откровенно, скажите, что вас беспокоят изменения в его поведении: то, что оно выглядит уставшим, забросило учебу и хобби, удалилось от друзей.
Договоритесь о точном количестве времени, которое оно будет проводить за компьютером ежедневно. Честно скажите, что вы хотели бы контролировать время, проведенное им в интернете, и знать, какие сайты оно просматривает. Позволяйте ребенку выходить в сеть приблизительно час вечером, а также в выходные.
Контролируя активность ребенка в сети, постепенно устанавливайте с ним доверительные отношения. Если ребенок отказывается сотрудничать или врать, скорее всего, он не признает свою интернет-зависимость.
Развивайте и свои навыки интернет-пользователя и информационной гигиены у ребенка.
Установите компьютер так, чтобы он был у вас на виду. Он не должен находиться в детской комнате!
Наталья ТАЛИВИНСКАЯ
Сотрудники Минприроды рассказали, какая польза от деревьев в городе.
Аграрии страны подготовили почвы под сев озимых зерновых культур на зерно на площади свыше 1,362 миллиона га, или 89,8 процента к плану.
Студентка БГУКИ — о том, как достигать желаемого, не бояться рисковать и заявлять о себе.