Вы здесь

Осмелиться и... начать! Что сдерживает развитие «женского» бизнеса?


Вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в ВВП нашей страны за 2020 год составил 26,4 % — такую цифру привели в Национальном статистическом комитете Беларуси. Вовлечение в предпринимательство большего числа женщин способно стать еще одним стимулом для роста в стране малого и среднего бизнеса, что положительно скажется на экономике страны.


«В общем, в Беларуси нет такой отдельной правовой категории, как женский бизнес. Таким образом, законодательно не урегулирован вопрос оказания специальной государственной поддержки за счет средств республиканского и местных бюджетов женщинам-предпринимателям (в частности предоставления каких-либо специальных льгот, преференций и иных стимулов). Женщины, которые сегодня хотят открыть собственное дело в форме индивидуального предпринимательства или коммерческой организации, действуют на общих основаниях и пользуются теми преференциями, которые доступны для соответствующей категории малого и среднего предпринимательства», — говорит заместитель директора Департамента по предпринимательству Министерства экономики Ирина БАБАЧЕНОК.

Как показали исследования, на первый план в развитии именно женского бизнеса выходят вопросы консультационной, более даже психологической поддержки женского предпринимательства, менторства, позитивные примеры других женщин-предпринимателей, поддержка СМИ по широкому освещению историй успеха, бизнес-обучение. Если женщины будут входить в предпринимательство и показывать весомые результаты, рассказывать свои истории, общество перестанет их недооценивать.

Исполнительный директор ОАО «Банк развития Республики Беларусь» Василий АЛЕКСЕЕВ считает, что развитие женского предпринимательства — это один из характерных трендов бизнес-среды.

Год назад банк выделил поддержку женского предпринимательства в отдельный кредитный продукт, целью которого является стимулирование женского бизнеса. В его рамках за этот период профинансированы 116 проектов на сумму более 15 млн рублей, а это микропредприятия и индивидуальные предприниматели, которые заняты в различных сферах деятельности: от торговли до услуг по производству сельского хозяйства. «У Беларуси есть большой потенциал для развития предпринимательства, в том числе и женского. Мы ощущаем необходимость и поэтому активизируем не только финансовую, но и нефинансовую поддержку малому и среднему бизнесу в стране: а это консультационные услуги, поддержка стартапов, а главное, гарантии тем субъектам малого и среднего бизнеса, которые являются условно некредитоспособными и с помощью таких гарантий могут получить кредит на развитие своего дела», — подчеркнул Василий Алексеев.

Конечно, возможности открыть свое дело есть и у мужчин, и у женщин. Однако у женщин специфические барьеры. Министерством экономики и независимыми институтами были проведены исследования по оценке масштабов вовлеченности женщин в предпринимательскую деятельность, а также по выявлению социальных, экономических и культурных барьеров, влияющих на экономическое поведение и выбор карьеры для женщины, рассказала Ирина Бабаченок. В результате работы, которая была проведена, выявлено несколько групп факторов, которые можно назвать условными препятствиями для вхождения женщины в бизнес. Данные барьеры включают социальное давление, семейные обязанности, которые несет на себе женщина. Также это определенное недохват управленческого опыта, стратегической ориентации, зависимость от мнения социума и общие вызовы бизнес-среды, характерные для всех категорий субъектов предпринимательства. Социальная роль женщины вынуждает ее обеспечивать заботу о семье, уходе за детьми. В то время, согласно исследованиям, только 9% мужчин-предпринимателей готовы взять на себя и этот долг. Таким образом, женщины более мотивированы начинать свой бизнес в сферах, не имеющих сложностей, каких-то административно-производственных процессов и позволяющих совмещать несколько ролей. В то же время, чтобы заниматься производственным, высокорентабельным бизнесом, ориентированным на быстрый рост, масштабирование, — женщинам, как они сами признаются, не хватает определенных экономико-правовых знаний.

Еще один барьер, который был выявлен, — это фактор поведения. В частности, степень внутренней готовности самих женщин начать предпринимательскую деятельность. Здесь главный фактор, который может являться препятствием, — внутренняя неуверенность в себе, в своих силах. Это обусловлено культурными традициями, мнением социума, ведь женщины вследствие психологических особенностей более склонны к тому, чтобы прислушиваться к мнениям окружающих. Такое поведение также обусловлено и стремлением избегать высоких рисков, большей склонностью к анализу последствий тех решений, которые принимаются.

Кстати, женщины чаще отказываются от привлечения заемных денежных средств. Статистика говорит о том, что только 10% кредитов на развитие предпринимательства приходятся на долю женского бизнеса. В среде аналитиков также бытует мнение, что, с одной стороны, женщины не очень готовы привлекать дополнительные финансовые ресурсы и заемные средства, а с другой, — сама банковская система более предвзято относится к женщинам-предпринимателям. «На мой взгляд, этот тезис достаточно дискуссионный, — говорит Ирина Бабаченок. — Мы совместно с Европейским банком реконструкции и развития провели исследование. Выяснилось, что женские заявки на получение кредита объективно слабее, однако в последующем женщина оказывается более ответственным, исполнительным заемщиком. Моментов с необратимой частью именно в этой категории намного меньше».

«Веками складывалось так, что наше общество — это продукт патриархата и в этом обществе было четкое разделение ролей на мужскую и женскую, — отметил исполнительный директор ОАО «Белинвестбанк» Дмитрий Романовский. — Но за последние 15–20 лет произошла существенная трансформация общества. Сегодня женщины — не только хранительницы домашнего очага, они могут быть и добытчицами. И это подтверждает анализ нашего сотрудничества с женской бизнес-средой. Честно говоря, даже не могу найти сферу экономики, в которой бы ни принимали участие современные женщины. Примерно треть наших клиентов — субъекты женского предпринимательства. Для того, чтобы женщины чувствовали себя увереннее, мы создали Центр поддержки и развития женского предпринимательства, сферой деятельности которого является менторская поддержка. С 2019 года там организованы специальные мастер-классы и другие программы по образованию женщин в сфере бизнеса».

Также уже стало традиционным проведение недели бизнеса и карьеры для женщин. В рамках этой недели, как и в предыдущие два года, будет организована серия различных образовательных, мотивационных, дискуссионных мероприятий. В очередной раз планируется поддержать глобальную инициативу, проводимую под эгидой ООН, — Всемирный день женского предпринимательства. Участниками этой инициативы являются 144 страны мира, включая Беларусь. Весной следующего года у нас запланировано еще одно масштабное событие — круглый стол на тему «Бизнес и женщины».

«Что касается мер по выработке традиционных способов поддержки, к которым относится система льгот, преференций, налоговых, административных послаблений, — этот вопрос находится на повестке дня, — подчеркнула Ирина Бабаченок. — У нас сейчас идет масштабная реструктуризация системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в целом. В рамках этой работы мы, конечно же, обращаем внимание на возможность выделения женского бизнеса в отдельную категорию для содействия. Всю работу по реформированию системы господдержки планируем закончить к 2023 году. Надеемся, что там появится специальный проект и по женскому предпринимательству».

Наталья ТАЛИВИНСКАЯ 

Выбор редакции

Экология

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Три месяца сплошной жары нам не обещают

Общество

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

«Молоко — полноценный продукт питания, а не напиток, это важно учитывать».