Вы здесь

«Школьный» шашлычок, филе птицы с ананасом и «умные буфеты». Как учитываются новые тенденции в питании учеников?


Одной из основных причин, почему старшеклассники отказываются питаться в школьной столовой, является внешний вид работников кухни. Это показало проведенное несколько лет назад анкетирование среди школьников.


— Для детей имеет значение все: как оформлено помещение, в котором они питаются, сервировка столов, какая посуда при этом используется, так как они «едят глазами», и такие нюансы для них очень важны, — подчеркивает заведующий отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Алла МАЛАХОВА. — Если на питание детей в дошкольных учреждениях жалоб к нам практически не поступает, то на организацию питания в школах жалуются часто.

Что не устраивает детей, которые отказываются посещать школьную столовую? Во-первых, у нового поколения изменились вкусовые пристрастия. Мы считаем, что примерные рационы для учащихся должны разрабатываться не на год, а постоянно пересматриваться и обновляться с учетом и сезонных особенностей, и вкусов школьников. Если в меню присутствует какое-то блюдо, которое постоянно отправляется в отходы, никакая агитация не помогает и дети упорно ее игнорируют, значит, нужно заменить. Конечно, мы не можем выполнить все пожелания и запросы детей и их родителей — мой внук, например, просит меня разрешить в школе шаурму (смеется. — Авт.). Питание должно быть здоровым, безопасным и диетическим. Но и игнорировать новые тенденции в питании современных детей — неправильно!

«Что сегодня чаще всего попадает в отходы в школьных столовых? — рассуждает Алла Малахова. — Это первое блюдо, третье и хлеб. В сельской местности дети едят первое блюдо, там эта традиция в питании сохраняется, а в городских семьях уже давно отказались от супов. Поэтому совсем необязательно включать их в школьные рационы или можно оставить раз или два в неделю, например, борщ.

В общем, рационы для сельских и городских школьников не могут быть одинаковы. Замечено, что городские дети также не едят формируемый хлеб в «кирпичиках». Многие школьники не хотят пить сладкий чай, так как в семье от сахара отказались. Поэтому мы рекомендуем включать в меню не только сладкие напитки. В общем, можно просто поставить сахарницу на стол, кому хочется — пусть сам себе подсластит. В нормативных документах прописано, что рационы должны быть одинаковые и у детей, которые питаются за счет бюджетных средств, и у тех, за чье питание платят родители. Но в школах этот документ трактуют неправильно. У детей обязательно должен быть выбор! В Минске сейчас практикуется два варианта меню. Если ребенок, например, не ест рыбу дома, то не будет ее кушать и в школьной столовой. Значит, мы выбрасываем деньги на ветер: или государственные, или родительские. Такое нельзя допускать. Собойки в школе не запрещаются, но они должны быть из полезных продуктов, храниться в надлежащих условиях, и потребляться собойка должна не в классе, а в столовой. Задача учителя (классного руководителя) — проследить, питается ли ребенок в школе. Ведь интервалы между приемом пищи не должны превышать четыре часа. А вообще ребенок должен в течение суток питаться четыре раза. Нужно понимать, что школьное питание составляет всего 20–25 процентов от суточной потребности ребенка».

Алла Малахова заметила, что есть семьи, которые перешли на вегетарианство: «Но настоящее вегетарианство — очень дорогое удовольствие, потому что продукты, которые исключаются из рациона, нужно полноценно заменять. А у нас чаще всего просто отказываются от тех или иных продуктов. Поэтому и педагогам, и врачам-педиатрам необходимо разговаривать и убеждать родителей в том, что переводить детей на вегетарианство — недопустимо. В 18 лет пусть они сами решают для себя вопрос, подходит ли это им».

Алла Малахова добавила, что питание должно соответствовать нормам по калорийности, набору белков, жиров, углеводов, соответствовать возрасту и физической активности. Необходимо, чтобы оно было разнообразным. Ежедневно ребенок должен употреблять мясо, рыбу, овощи, фрукты, молоко (около 500 мл в день), в том числе стакан кефира на ночь. Два раза в неделю потреблять сметану и творог, а сливочное масло и масло должны быть в рационе ребенка каждый день.

Организацией питания в столичных учреждениях дошкольного и общего среднего образования занимается Комбинат школьного питания, а в дошкольных — центры по обеспечению деятельности управлений по образованию девяти административных районов Минска.

В Минске горячим питанием охвачено около 94 процентов школьников, а бесплатное питание получают около 55 процентов от общего количества учащихся. Как утверждает начальник отдела по организации питания Национального института образования Люция МИХАЛЬЧУК, школьное питание не является обязательным и писать письменный отказ от него не требуется. Но родителям стоит задуматься над тем, что только бутербродами питаться неправильно.

Кстати, в новом учебном году в питании минских школьников появится ряд новинок, которые должны понравиться детям.

«За летний период мы разработали новое меню на учебный год, которое прошло гигиеническую оценку в Минском городском Центре гигиены и эпидемиологии, — сообщила директор Комбината школьного питания города Минска Надежда ЛУКАШЕВИЧ. — С этого года взяли на себя обязательство — обновлять школьное меню каждую четверть, учитывать сезонность и предпочтения детей и родителей, чтобы охват школьным питанием был как можно большим. Так, в меню включены как новые блюда, так и классические, которые дети любят. Роллы мы из него выключили, а шашлычок «Школьный», который очень нравится всем, включили в осеннее меню. В числе новинок — филе куриное «Вкусное», запеченное под сырно-сметаной массой, биточки «Изысканные», приготовленные из мякоти бедра цыпленка. Понравится детям также филе птицы, запеченное с ананасом.

Из новых салатов — «Ромашка» из свежего огурца с яйцом и сахарной кукурузой с растительным маслом. А салат «Оливье» в школьном меню в этом году будет идти с приложением «новое» в названии, потому что мы исключили в составе лук, который не нравился детям. В этом году для заправки и приготовления блюд будем работать на рапсовом масле отечественного производства, а в качестве эксперимента в детские завтраки включаем перепелиные яйца.

Надежда Лукашевич заметила, что на сайте комбината есть полная информация о прикладных меню. И каждый родитель может посмотреть, что будет у ребенка в этот день или на текущей неделе.

Директор Комбината школьного питания также напомнила, что с сентября в школах Минска внедряется проект «Умный буфет». Купить еду дети в нем смогут по безналичному расчету через личный QR-код.

— Этот проект направлен на то, чтобы исключить наличные платежи и ускорить обслуживание детей в буфетах во время перемены, — рассказала она. — Кроме того, появится элемент прозрачности. Все, что купит ребенка в «умном буфете», используя QR-код, который ему присвоят родители, они смогут увидеть в отчете в приложении. Взрослые могут выставить ограничения по сумме денег либо отмечать в специальном приложении, какие блюда ребенку можно покупать, а от которых следует воздержаться. Это опция особенно полезна, если у школьника есть индивидуальные ограничения, требующие исключить из питания определенные продукты.

Впервые «умные буфеты» были опробованы в Партизанском районе Минска в прошлом году. Они получили высокую оценку учеников, родителей и учителей. В сентябре такие буфеты открылись уже в ста столичных школах, а к концу учебного года планируется охватить все учебные заведения.

Что касается школьных буфетов, то, как заметила Алла Малахова, «они не должны превращаться в магазин». Несколько лет назад санитарная служба вводила ограничения на реализацию там кондитерских изделий и различных сладостей.

— В буфете могут реализовываться салаты, фрукты, соки, кисломолочные продукты. Если детям предлагается шоколад, то это должен быть шоколад одного вида, например, «Любимая Аленка», а не десять сортов разных производителей, — подчеркнула специалист. — Мы не ограничиваем выпечку собственного производства, при приготовлении которой используется сливочное масло и не допускается использование маргарина или пищевых добавок. Очень приятно видеть в школьных буфетах собственные пирожки с капустой, яблоками, курагой — то, что полезно детям.

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Общество

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

«Молоко — полноценный продукт питания, а не напиток, это важно учитывать».

Культура

Стасья Корсак: «Оставайтесь индивидуальными»

Стасья Корсак: «Оставайтесь индивидуальными»

Юная артистка, которая органично преподносит себя в разных образах и жанрах.