Вы здесь

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?


Как совместить в будущей профессии чтение книг и киберспорт и можно ли это сделать? Такой неожиданный вопрос прозвучал от юного участника встречи, прошедшей в рамках Недели профессионального образования. В течение семи дней эксперты рассказывали школьникам на реальных примерах, что дает человеку профессиональное образование, какие возможности открываются перед выпускниками колледжей и лицеев, где можно работать и повышать свою квалификацию после окончания среднего специального и профессионально-технического учебного заведения и как может быть организована инклюзивная образовательная среда.

Присоединившись к Неделе профессионального образования онлайн, все желающие смогли побывать на виртуальных экскурсиях по колледжам и лицеям Минска, Орши, Гродно и Молодечно, а также увидеть, как работают самые современные белорусские предприятия. Все мероприятия прошли в рамках проекта «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси» и были приурочены к старту вступительной кампании 2021 года. Проект финансируется Европейским союзом и реализовывается в партнерстве с министерствами образования, труда и социальной защиты и РИПО.


От юнги — до капитана

«Профессиональное образование: новая реальность и старые представления» — так была сформулирована тема встречи, в ходе которой своими историями успеха поделились с подростками представители самых разных профессий.

Один из них — Илья Прохоров, предприниматель, совладелец крафтовой пекарни и кафе Bro Bakery, рассказал, как выбирал профессию в школьные годы.

— Признаюсь, что на момент сдачи выпускных экзаменов еще не представлял, кем себя вижу и в какой профессии хочу реализоваться, поэтому мой выбор был достаточно случайным. Я поступил в БГУ на филологический факультет, закончил его, но, к сожалению, ни дня не работал по полученной специальности. Занимался журналистикой и PR. Почти двадцать лет посвятил работе в холдинге «Атлант М». На момент окончания там своей карьеры был топ-менеджером и помощником генерального директора, занимался пиаром и брендингом. И вот с топ-менеджерской должности я пошел, чтобы усвоить новую для себя сферу. На тот момент у меня было одно завершенное высшее образование (филологическое) и еще одно — незавершенное (учился на режиссера документальных фильмов). А теперь я владелец бизнеса. Но прежде чем открыть свою пекарню, прошел курсы переподготовки и закончил нынешний колледж хлебопечения. У меня есть свидетельство, где написано, что я — пекарь.

Зачем пошел в профессиональное образование? Просто, прежде чем открыть свой бизнес, решил научиться тому, что делают не его основатели, а обычные работники, так как считаю, что настоящий капитан корабля может получиться только из юнги. Желательно пройти этот путь с самого низа и до самого верха, чтобы знать все этапы процесса хлебопечения, на которые ты нанимаешь людей. А еще мне было важно понять, как именно наша система образования готовит пекарей. Вынужден констатировать, что она полностью игнорирует существование небольших пекарен. В колледже готовят кадры исключительно для хлебозаводов — больших предприятий с непрерывным циклом, которые выпекают по несколько тонн хлебобулочной продукции в сутки. А кадры для хлебного производства с ручным трудом готовят только на краткосрочных курсах, правда, качество подготовки работников, которые их закончили, оставляет желать лучшего. Поэтому мы принимаем на работу сейчас всех, кто хочет работать с хлебом, и считаем, что на собственном предприятии сможем выстроить образовательный процесс так, что обнаружим склонности каждого нашего работника, чтобы тот занимался именно тем, что у него получается лучше, и ему было комфортно на рабочем месте. А мы получим взамен от него максимальную отдачу.

К сожалению, большое количество современных выпускников под влиянием родительских желаний или под влиянием чужого мнения стремятся получить именно высшее образование и пойти в сферу умственного труда. Я это абсолютно понимаю и принимаю, потому что сам когда-то размышлял и поступал именно так, как они. Но я вижу сегодня четкую тенденцию: работники ручной работы исчезают, эта ниша абсолютно пуста. По законам рынка я буду вынужден платить все более высокую заработную плату для того, чтобы привлечь в свою пекарню работников. И я практически уверен, что мы в ближайшее время подойдем к такому пределу, когда работники ручного труда будут иметь доход, сопоставимый и даже намного более высокий, чем выпускники вузов. Уже сегодня пекарь, который получает две тысячи рублей и больше, — не что-то сверхъестественное, а почти стандарт.

Сейчас у меня работают 25 человек, из них примерно половина имеют профильное образование, а многие пришли в пекарню из других сфер. Среди них есть бывший банковский работник, бывший заместитель главного редактора газеты, преподаватель английского языка. Они приходят, чтобы кардинально изменить сферу своей деятельности. Говорят, что просидели в офисе пятнадцать лет и больше там не выдержат. У них возникла потребность в какой-то созидательной работе, результаты которой видны сразу. Но мы не скрываем, что работа пекаря физически тяжелая: это 12-часовое изменение на ногах с подниманием трудностей в помещении с высокой температурой. Надо говорить людям правду сразу, чтобы у них потом не было разочарования.

Ответственность и кайф

— А я совсем не удивлена, что преподаватели английского языка работают в пекарне, — заметила Наталья ДИЧКОВСКАЯ руководитель первой в Беларуси Школы красоты и естественного омоложения, член Международного альянса ароматерапевтов, автор книг и создатель бренда натуральной косметики Parі Satіss. — В детстве я мечтала быть учительницей и играла с куклами в школу. После ее окончания поступила в нынешний лингвистический университет. Во время учебы у нас была популярная шутка: «Закончи «иняз» и удиви однокурсников местом своей работы». Преподавателя английского языка вы можете встретить сегодня в любой сфере деятельности...

Свою детскую нужду я, по сути, устроила — несколько лет преподавала в БГУ. Обучалась в магистратуре, потом — в аспирантуре и за это время успела уйти в один декрет, а потом — в другой. И вот когда я находилась во втором, поняла, что мне нравится заниматься чем-то совсем другим. Хотя иностранные языки я и люблю, но мое новое увлечение приносит мне намного больше удовольствия. «Реинкарнация» произошла примерно на девятом месяце беременности, а толчок ей дала моя акушерка. Она сказала, что та косметика, которую я делаю собственными руками, принесет миру намного больше пользы, чем моя диссертация по английской литературе. И я пошла и зарегистрировала ИП.

Начала делать сайт, в зачаточном состоянии была моя школа и интернет-магазин. Думаете, я бросила БГУ? Нет, потому что об этом надо бы признаться своей матери. А к такому неожиданному повороту в моей жизни даже я не была готова. В нашей семье никогда не было бизнесменов — одни ученые. Два года я не признавалась, что открыла свой бизнес, потому что реакция мамы была предсказуема. Что это за профессия — ароматерапевт? А школа натуральной косметики? Что в трудовую книжку напишут?

Поэтому я все совмещала, закончила аспирантуру, отработала распределение, защитилась. А потом пошла в свободное плавание. И сегодня я счастливый человек, это было наилучшее самостоятельное решение в моей жизни. Я поняла, что раньше шла проторенной дорогой и выполняла возложенные на меня семьей ожидания. А потом стала жить своей жизнью. Пусть с риском и ответственностью, но моя новая действительность намного интереснее. Конечно, у каждого свой процент авантюризма, и каждый может выдержать свою «дозу» ответственности. Это тяжело, но я чувствую настоящий кайф.

В нашей школе детям не разрешают совершать ошибки, их намеренно подчеркивают красными чернилами, чтобы ты видел, какой же ты неразумный. Поэтому страх перед ошибкой у всех велик. А нужно просто верить в ребенка, тогда у него вырастают крылья. Если старшеклассник хочет быть музыкантом, а ему говорят идти в айтишники, ведь тем много платят, то шансов открыть мир и реализовать себя у таких подростков немного. На нас было давление со стороны родителей и социума, а теперь к этому добавились еще социальные сети. Там навязывают стереотипы о модных и успешных профессиях.

Все-таки очень важно быть искренним с самим собой, что позволит вам не тратить время на достижение чужих целей. Тем более что сегодня есть много способов протестировать себя и свои наклонности. И чем более подробную «инструкцию по использованию самого себя» вы составите, чем лучше будете понимать себя, тем меньше шансов, что станете рыбой, которая пытается залезть на дерево и постоянно сравнивает себя с обезьянами, у которых это получается намного лучше. Если вы несчастливы, в жизни нужно обязательно что-то менять. А деньги лежат не только в плоскости высшего образования. Вы сможете заработать их там, где вам будет интересно, где вы раскроете свой потенциал и станете мегаспециалистом.

Где твоя искра?

Путь от каменщика до главного инженера строительной компании «Инфореал» прошел Сергей ДЕМЬЯНКОВ. Он рассказал, что в 1986 году поступил в строительный техникум и после его окончания пошел работать на стройку:

— Сначала каменщиком, потом мастером и прорабом. Двигался от ступени до ступени, узнавал весь процесс стройки, так сказать, изнутри.

В нашей профессии есть большой плюс: работая строителем, ты всегда можешь продемонстрировать, что сделал. Когда мы строили «Славянский квартал» в начале проспекта Победителей, самой высокой точкой на стройке был башенный кран: крановщик находился в своей кабине на высоте 123 метра. Должен заметить, что даже зарплата пекаря не сравнится с зарплатами крановщика, имеющего профессионально-техническое образование. Для того чтобы подняться на свое рабочее место, ему требуется 20 минут. Однажды наш крановщик спускается после рабочего дня на землю и говорит в восторге: «Никогда не думал, что буду смотреть на самолеты сверху вниз». Выяснилось, что самолет, участвовавший в параде, пролетал под ним.

Сейчас на нашем объекте работают 500 человек: есть среди них и медики, и педагоги, и водители. Бетонщик, например, зарабатывает у нас от 4 тысяч рублей. Но мы постоянно занимаемся поиском кадров. Кстати, за баранкой большого бетоновоза у нас работает женщина, которая раньше была… педагогом. И у нее это прекрасно получается.

Молодые часто, когда чего-то не знают, боятся об этом спрашивать. А вы не бойтесь! Любопытство-двигатель прогресса и гарантия вашего личного роста. Если ты ничем не интересуешься, значит, это не твое, ищи себя там, где будет искра. Если вы ошиблись с выбором, не бойтесь себе в этом признаться и объяснить свою позицию другим. В Германии, например, все чаще 40-50-летние люди бросают свою профессию и уходят в другое измерение. И эта тенденция прослеживается во многих странах.

Музыка и автосервис 

— Очень хорошо, если человек любопытный, — соглашается заместитель начальника цеха Минского завода колесных тягачей Александр ШЕЛЕГ. — Мой транспортный цех занимается автомобильными перевозками, перевозками внутри предприятия (это электроколяски, автопогрузчики и электропогрузчики). Также у нас работают и слесари, которые всю эту технику обслуживают. Есть очень серьезные специалисты, которые довольны и уровнем своей зарплаты, и местом на карьерной лестнице. Кто хочет расти — для этого у нас созданы все условия. Есть ребята, которые приходили работать слесарями по ремонту автомобилей, а теперь у них уже есть несколько профессий. Работая в цеху, они получили дополнительно профессию каменщика и помимо ремонта автомобилей занимаются еще и их покраской, кузовным ремонтом. Кто-то занимается еще и сварочными работами.

Я в свое время тоже был любопытным. Окончил музыкальную школу, «хоровое пение и дирижирование», но меня тоже интересовали и механизмы, поэтому после 9 класса пошел учиться в профессионально-технический колледж. Сегодня это колледж современных технологий в машиностроении и автосервисе. Прошел уровень профессионально-технического и среднего специального образования. По распределению попал на завод колесных тягачей. И тут почувствовал, что это мое. А когда получал профессионально-техническое образование, закончил еще и курсы поваров, даже побывал на практике в одном из минских ресторанов. Для меня это было интересно. Когда же убедился, что я-на своем месте, получил высшее образование по своему профилю. Итак, начинал со слесаря по ремонту автомобилей, потом был механиком, начальником участка, старшим мастером, а теперь я — заместитель начальника транспортного цеха. Кстати, музыка осталась со мной — сейчас это мое хобби.

Рабочая профессия: перезагрузка

— Если футурологи рассуждают о будущем, то говорят, что, выбирая профессию, нужно быть готовыми выполнять функции, которых сегодня еще нет. Но не все профессии исчезнут, — заметил ректор Республиканского института профессионального образования, кандидат педагогических наук, доцент Валерий ГОЛУБОВСКИЙ. — Есть центры прогнозирования в европейских странах и в России. Мы сверяем с ними свои часы, чтобы знать, как нам развивать в системе образования профессии и квалификации. По прогнозам, 70–80 процентов существующих сегодня профессий останутся, но трансформируются под воздействием «цифры». Молодым людям, стоящим перед профессиональным выбором, нужно прислушаться к себе и ответить на вопросы. Кто я: исследователь или хочу быть, например, специалистом по ремонту электромобилей? Подумайте, насколько интересно вам будет расти в выбранной сфере, а время все равно заставит вас добрать нужные компетенции. Хочу подчеркнуть, что потребность в представителях рабочих профессий и специалистах среднего звена постоянно нарастает. А стереотип, что профессионально — техническое образование — только для неудачников, сегодня не актуален.

Современный рабочий — это эрудированный, высококвалифицированный специалист, который, помимо профессиональных знаний, должен обладать специфическими навыками в смежных отраслях, в том числе разбираться в информационных технологиях, робототехнике и т.д. граница между рабочим и инженером все больше размывается. Сегодня токарь, работающий на современном станке с числовым программным управлением, в одном лице и технолог, и настройщик, и оператор, контролирующий устройство. А мехатроник — специалист-диагностик, который может определить неисправность механизма и провести мелкий ремонт: он знает и механику, и пневматику, и электронику... Понятие «рабочая профессия», как и отношение к ней представителей, требует в нашем обществе «перезагрузки».

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото: pexels.com

Выбор редакции

Экология

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Три месяца сплошной жары нам не обещают

Общество

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

«Молоко — полноценный продукт питания, а не напиток, это важно учитывать».