Вы здесь

Что может приостановить уничтожение заброшенных старинных зданий?


В Могилеве хорошо помнят краевед Иеронима Филипповича, который с большим почетом относился к истории родного города и чрезвычайно болезненно воспринимал решения об уничтожении старинной застройки в советское время. Под снос шли храмы, купеческие дома, административные здания вроде Ратуши. Сегодня в областном краеведческом музее имени Е. Романова хранятся многочисленные папки с описаниями и фотографиями тех достопримечательностей. Так Иероним Иосифович фиксировал уходящие моменты былой красоты, спасая их хотя бы на бумаге. А еще брал кирпичи от разрушенных построек — ими в музее занято более половины шкафа.


Дом с историей

Когда в начале января я оказалась в старинном парке Славгорода и увидела наполовину снесенный дом начала XVІІІ века, застыла в растерянности. Смотрела на старинную кладку здания, о котором неоднократно писала, что его надо спасать, и слезы наворачивались на глаза. Как так? Все же знали? Почему? — не укладывалось в голове. Сидела на холме сломанных кирпичей и отчаянно слала эсэмэски всем, от кого, как мне казалось, зависела приостановка этого безумия. А потом взяла, и, как тот Филиппович, от невозможности что-то изменить да как-то повлиять на процесс, вытащила из-под обломков целый с толстым слоем известкового раствора кирпич-пальчатку и положила в пакет. Пусть хоть что-то останется напамять.

Здание, несмотря на свой уважаемый возраст, не имело охранного статуса. Хотя местные жители хорошо знали, что оно очень старое. О нем упоминал автор книги «Садово-парковое искусство Беларуси»1989 года издания Анатолий Федорук, который писал: «здесь, с противоположной стороны дворца, был построен еще один усадебный дом. Постройки соединял подвесной мост, перекинутый через ров (по его дну сейчас проходит дорога к причалу на реке Сож)». Двухэтажкой пользовался князь Александр Голицын, который получил это местечко в подарок от Екатерины Великой за свои ратные подвиги. Описания дома оставил и известный русский академик Иван Лепехин, который в начале 1770-х совершил свое научное путешествие по новым провинциям Российской империи: «В 1776 году князь (Александр Голицын. — Авт.) решил построить новый дворец, он представлял собой двухэтажный деревянный особняк, обмазанный глиной. Также сохранился до наших дней усадебный дом, который был соединен с дворцом перекидным мостом, вдоль которого были построены парковые ансамбли».

В советское время двухэтажку использовали под райисполком и даже достроили правое крыло. Длительное время здесь находились кабинеты райпо. Помню, как несколько лет назад ее старшие сотрудники рассказывали про изысканную плитку, которую еще в советские годы разбили строители, когда переделывали камины. О благородстве постройки свидетельствовали и большие, метровой ширины, подоконники, высокие потолки. А какой красивый открылся из окон вид на парк, словами не передать. Говорят, что в старых стенах всегда живет дух дома. Возможно, это он вздыхал и скрипел половицами, когда уборщица в позднее время наводила здесь порядок. В пустом здании вообще можно услышать необычные звуки. Особенно, если оно такое старое. Но самым таинственным местом был в доме подвал. Под ним, говорят, находился подземный ход. Возле полуразрушенного здания я действительно видела провалы грунта. Возможно, это как раз он и был?

Старший научный сотрудник местного историко-краеведческого музея Вера Стасенко призналась, что была в шоке от новости. Она инициатор и организатор пешеходных экскурсий по Славгороду, водила гостей города по утвержденному Национальным агентством по туризму маршруту. И снесенное здание было на нем самым интересным объектом.

— Оно включено в реестр Национального агентства по туризму «Архитектурное наследие XVIII–ХІХ веков возле почтовых дорог», — уточняет она. — Это действительно был уникальный объект, о котором можно было очень долго рассказывать. Он идеально подходил для того, чтобы сделать из него так называемый Дом муз и переместить сюда районный центр детского творчества и детскую школу искусств.

Жаль, что Славгород, старинный Пропошеск, не ценит своей исторической особенности. Город, кстати, на семь лет старше Москвы, отмечает в этом году свое 885-летие. Только своим внешним видом он совершенно не соответствует такому уважаемому возрасту.

Должен быть статус

Интересны мы люди. С одной стороны, жалуемся, что нам нечего показать туристам, с другой — не сберегаем то, что осталось. Важные с точки зрения культурного наследия объекты XVІІІ — начала XX века периодически исчезают по разным причинам. На их месте возводят жилые комплексы, парковки, бизнес-центры. Если у дома нет охранного статуса, он обречен. Его могут разрушить, как в случае с двухэтажкой в Славгороде, или изменить до неузнаваемости. Яркий пример по Могилеву-гостиница «Метрополь»: семь лет назад частник полностью изменил внешний вид скромной двухэтажки XIX века. Сделал из него, по сути, новую огромную постройку, значительно увеличив в высоту и ширину. Этот новый громоздкий объект с претензией на старину почти полностью заслонил собой настоящий Могилевский интерес — костел Святого Станислава, памятник архитектуры барокко XVIII века.

— Мы пытались отстоять двухэтажку, но она была без статуса, и ничего не получилось, — переживает могилевский историк Николай БОРИСЕНКО, который ранее возглавлял в городе общественную организацию охраны памятников истории и культуры. — В результате в центре города появилась постройка, не характерная для здешней архитектуры, которая к тому же еще и не вписывается в общий стиль.

— Государство никогда не вмешивается в дела тех, кто распоряжается историческим имуществом без статуса, — резюмирует председатель Республиканского совета Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры Антон АСТАПОВИЧ. — Здесь нет никакого юридического основания наказывать. Сносится или переделывается только то, что не имеет статуса историко-культурной ценности. А чтобы такой статус появился, нужно чтобы от кого-то исходила инициатива. Даже от обычного человека. Механизм придания зданию статуса приводится в Кодексе о культуре. По сути, любой может вникнуть и разобраться. Все охают, что драгоценное здание разрушают, но никто ничего не делает, чтобы оно получило статус и находилось под охраной государства. Только это его спасает от сноса. Здесь виноваты все — и местные органы власти, и музейщики, и краеведы, и местные жители, и наше общество охраны памятников, потому что мы физически не можем везде успеть. Проблема очень большая. Если старое здание без статуса теряет собственника или становится ему ненужным, оно начинает деградировать, и местным органам власти действительно легче от него избавиться, чем принимать какие-то меры.

Есть еще одна не менее актуальная проблема. Даже если у здания есть охранный статус, это только полдела. Он, конечно, спасает от уничтожения, но не гарантирует его сохранности. С момента признания здания объектом культурного наследия на его собственника накладываются обязательства по охране. Такие дома часто нуждаются в реставрации и ремонте. И даже если у государства находятся деньги на восстановление, они почему-то не всегда доходят до объекта. Пример — тот же Славгород, где еще в советское время дважды были попытки сделать из церкви Пресвятой Богородицы, памятника архитектуры XVІІІ века, музей религии республиканского, а то и союзного масштаба. Тогда еще очень хорошо выглядели фрески учеников великого художника Владимира Боровиковского, которыми раскрашены стены и купол храма. Проекты так и лежат в отделе культуры Славгородского райисполкома. А вот что касается финансов, узнать о них сложнее. Некоторые жители города высказывают предположения, что на них был построен районный дом культуры. Кстати, нечто подобное получилось и с еще одним историческим объектом в Славгороде — почтовой станцией ХІХ века. Планировалось, что там разместится районный историко-краеведческий музей. Музей появился, но не в историческом здании, а за ним — наспех построенной бетонной коробке. И теперь еще не каждый турист с первой попытки догадается, где его искать. А почтовая станция, которая уже как минимум 15 лет ждет ремонта, продолжает разрушаться.

Как будем спасать?

Этим озабочены историки, краеведы, работники культуры, общественность не только Могилевской области.

— К сожалению, мы очень ограничены в денежных средствах, — замечает главный специалист управления культуры Могилевского облисполкома Евгений БЕЛОУСОВ. — Всего по Могилевской области 129 памятников архитектуры, включая комплексы, в которые входит сразу несколько зданий. В этом году финансирование по государственной линии будет выделяться только на реконструкцию Жиличского дворцово-паркового ансамбля. Что касается других объектов, то деньги на них найти труднее. И в небольших райцентрах, и в более крупных городах прорабатываются вопросы по спонсорской помощи, по привлечению средств из внебюджетных источников, не запрещенных законодательством. Там, где обстановка совершенно критическая, создаются благотворительные счета, чтобы к делу могли присоединиться все желающие.

Во время дискуссий на диалоговых площадках, где обсуждались предложения по внесению в законодательство, звучали разные мнения, как спасать наше историко-культурное наследие. В резолюцию для рассмотрения на высшем уровне Могилевский облисполком внес несколько из них. Есть, например, предложение предусмотреть отчисления от продажи билетов на культурно-зрелищные мероприятия, которые возможно было бы направить на реконструкцию историко-культурных объектов. Некоторые предлагают идти даже дальше.

— Я вижу только один способ сохранить наше культурное наследие — это ввести отчисления в размере 0,5–1 % от прибыли для всех наших коммерческих и государственных организаций и предприятий, — убежден Николай Борисенко. — В ином случае мы просто потеряем наше историческое наследие. Объектов в запущенном состоянии по области много. Костелы в Княжицах и Рясне, заброшенная усадьба Толстых в деревне Грудиновка Быховского района, тот же Быховский замок-единственная такого рода постройка на всю страну. А еще было бы хорошо, если бы на уровне Министерства культуры был создан нормативный акт, который бы подтолкнул наши музеи и учреждения культуры обследовать все здания и подготовить необходимые материалы для присвоения им статуса. Пусть они будут третьей категории или совсем без категории, но смысл всего этого — сберечь. В ином случае мы потеряем все памятники и ХІХ века, и советской эпохи. А без истории, без надежного фундамента невозможно строить государство. Архитектура — это застывшая в камне старина, а мы от нее избавляемся. И этим только своих потомков обделяем.

Нелли ЗИГУЛЯ

Фото автора и из архива Веры Стасенко

Название в газете: Прыйдзе час і збіраць камяні

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Звезды обещают много приятных моментов и хороших новостей для Близнецов.

Экология

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Три месяца сплошной жары нам не обещают

Общество

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

«Молоко — полноценный продукт питания, а не напиток, это важно учитывать».