Формула Европы от Атлантики до Урала, введенная в политический оборот с легкой руки французского лидера Шарля де Голля шесть десятилетий назад, вызвала легкий переполох в советском руководстве, которое восприняло ее как посягательство на территориальную целостность СССР. Результатом буквальной интерпретации стала гневная отповедь в заявлении ТАСС, а формула была признана некорректной самими французскими дипломатами. Но вопрос о том, что же подразумевал под ней выдающийся французский политик, так и остался открытым, проецируясь на международные реалии наших дней.
Ключ к разгадке кроется в политическом мировоззрении Шарля де Голля, который мыслил о том, что европейским строительством надо заниматься совместно с СССР, а не в противовес ему. Французский лидер стал первым послевоенным политиком, который видел Европу как неотъемлемую часть евразийского континентального пространства. Того пространства, которое на языке современной политики маркируется в границах от Лиссабона до Владивостока, в первую очередь подразумевая общность экономических интересов. Об этом как раз шла речь на недавнем мероприятии ЕЭК — круглом столе, в котором приняли участие представители Европейской комиссии и делового сообщества из стран ЕАЭС и Евросоюза.
Как отметил в своем выступлении на круглом столе член Коллегии (министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Жаксылыков, сегодня на долю ЕС приходится почти половина международных торговых потоков. При этом ЕЭК стремится к комплексному и разностороннему сотрудничеству с Европейской комиссией, особенно в таких сферах, как техническое регулирование, ветеринарные и фитосанитарные правила и процедуры, таможенное администрирование. ЕС является важным торговым, инвестиционным и технологическим партнером ЕАЭС.
В заседании участвовал основатель и председатель правления инициативы «Лиссабон — Владивосток» Ульф Шнайдер из ФРГ, а также представители различных ассоциаций и компаний из семи стран ЕС. Уже в Гамбурге на аналогичном мероприятии, прошедшем 7 декабря, господин Шнайдер заявил: «Наша бизнес-инициатива выстроена в логике малых, но весьма точных и конкретных шагов по формированию общего европейского пространства... Мы уже создали специальные рабочие группы, которые готовят конкретные предложения по гармонизации стандартов между ЕС и ЕАЭС». В повестке инициативы — логистика, транспорт, таможенное оформление, налогообложение, правила работы на фармакологическом и финансовом рынках, экология, цифровизация.
Как отмечается в аналитическом обзоре ЕАБР «Евразийская экономическая интеграция — 2020», на сегодняшний день Евросоюз является главным внешнеторговым партнером ЕАЭС, однако санкционные противоречия не позволяют в полной мере развивать отношения на уровне двух интеграционных объединений. В связи с этим Евросоюз предпочитает заключать двусторонние соглашения с отдельными странами ЕАЭС, как это на протяжении последних пяти лет происходило с Казахстаном, Арменией и Кыргызстаном.
Наблюдаемое снижение товарооборота кардинально не меняет положения вещей: ЕС и ЕАЭС неизменно будут оставаться важнейшими торговыми партнерами друг для друга. В Беларуси на долю Евросоюза приходится почти 1/3 от объема внешней торговли нашей страны, это второй по значимости торговый партнер после России. Беларусь экспортирует в ЕС калийные и азотные удобрения, металлопродукцию, грузовые автомобили, тракторы, шины. Импортирует — энергоресурсы, сырье, материалы и комплектующие.
Очевидно, что при наблюдаемом политическом охлаждении отношения между двумя объединениями должны быть направлены в сугубо прагматичное русло, что позволит развивать торгово-экономические связи. К этому подталкивает и переформатирование мировой экономики, смещение глобальных источников роста в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Активное участие стран ЕАЭС в международном сотрудничестве по сопряжению китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» будет способствовать созданию общего экономического пространства трансконтинентального сотрудничества. Проще говоря, если ЕС и ЕАЭС не смогут договориться напрямую, то поможет Китай.
Навязчивое стремление вырвать Европу из евразийского контекста — чем-то сродни мифологическому сюжету ее похищения, которое в современных реалиях совершается прямо на глазах у изумленной публики. Удивительно, но наибольшее злорадство по этому поводу выказывают страны, в которых громче всех заявляют о европейском выборе — «новые» члены ЕС. И лишь представители «старой Европы» — такие как Франция и Германия, не боятся демонстрировать континентальную солидарность. Для Франции она имеет особый символический смысл, потому что основы европейской политики в ее континентальном измерении когда-то заложил французский лидер генерал Де Голль. Тогда он казался Дон Кихотом, который бросил вызов атлантическому засилью, а сегодня его идеи необычайно востребованы. Это дает надежду на возвращение похищаемой Европы.
Николай ЛЕВЧУК
ОВЕН. У вас явно остались нерешенные проблемы, желательно попытаться справиться с ними, не откладывая на потом...
Эксперты — о трендах в продовольствии белорусов и предпраздничной торговле.
«Машиной кто угодно может управлять».