Почему нельзя отбирать у малышей телефон и с какого возраста можно давать ему это устройство? Как мобильник влияет на мозг ребенка и что его на самом деле развивает? Сколько времени можно проводить «в онлайне» и почему нельзя доверять маркировке «детский контент»? На эти и другие вопросы на специальном вебинаре «Дети в телефоне», который устроили в Школе сознательного отцовства «Большая Медведица», отвечает детский нейропсихолог, ученый, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета, мать двоих детей Наталья РОМАНОВА-АФРИКАНТОВА.
Шероховатые страницы или гладкие экраны
Трезвая родительская позиция относительно гаджетов встречается крайне редко. Как правило, родителям присущи две крайности, которые, между прочим, вызваны одинаковой причиной — тревогой за детей. Родительская тревога и неуверенность создают фундамент для конфликта, ведь мама и папа в таком состоянии не могут быть убедительны.
«Гаджеты — исключительно вредные, и дети не должны иметь доступ ни к смартфону, ни к телевизору», считают поклонники одной версии.
— Такие родители часто приходят ко мне с проблемой, что ребенок не имеет нормальных отношений с одноклассниками, так как не владеет тематикой компьютерных игр. Когда же мы начинаем работать с семьей, выясняется, что ребенка не берут в компанию, так как он транслирует мысль, что «От планшетов тупеют, а телефоны зомбируют». В этом случае родителям, которые чувствуют опасность от гаджетов, для собственного спокойствия проще полностью запретить малышам эти устройства, чем предложить им какую — то альтернативу, — утверждает Наталья Романова-Африкантова.
«Современные дети рождаются с мобильником в руках, ничего с этим поделать невозможно, это современный мир», считают поклонники другого взгляда на гаджеты у детей.
— Даже если такие родители замечают, что малое слишком много времени проводит в интернете, где-то глубоко в душе они беспокоятся, однако тревогу компенсируют мыслью, что в современном мире невозможно расти без электронных устройств, — обозначила психолог.
Чаще всего планшету противопоставляют книгу, чисто как в стихотворении Маяковского: «Если мальчик любит труд, тычет в книжку пальчик, про такого пишут здесь: он хороший мальчик». На перелистывание страниц бумажной книги и их запах мозг человека на уровне нервной сети реагирует выбросом эндорфинов — гормонов удовольствия. А при чтении электронной книги ощущается их недостаток. Поэтому мнения родителей, что книга — это хорошо, а планшет с развлечениями — плохо, понятны, однако они ограничивают.
— Родители стремятся привлечь малышей к шероховатым страницам книг, так как боятся гладких экранов. Они боятся того, что транслируется детям с экранов. А устройства не несут один только вред. Нужно найти пути, как утишить родительскую тревогу, — резюмировала эксперт. — Книгу можно читать в телефоне, а на планшете играть в шахматы. А есть электронный контент, который по качеству и уровню не может сравниться с бумажным. Например, шикарные интерактивные проекты, посвященные Великой Отечественной войне, где в реальном времени можно следить за продвижением армии, открывать хроники, одновременно видеть карты, и это действительно восхищает.
Ни телевизора, ни книги до трех лет
С какого возраста и сколько времени можно использовать гаджеты (по версии нейропсихологов)
- 0-2 и даже 3 года — запрещено;
- 3-5 лет — до 20 минут в день (суммарно);
- 5-7 лет — до 30 минут в день, возможно объединение времени с целью просмотра полнометражного мультфильма;
- 7-11 лет — до 90 минут в день;
- 11 лет и старше — до 120-180 минут в день (такое же время и у взрослых!)
Конечно, электронные устройства несут как пользу, так и вред, и в каждом возрасте это проявляется по-своему.
«Гаджеты портят зрение!» Но медицина уже доказала, что современные экраны не имеют недостатков, которые были в прежних кинескопических. Однако, чтобы зрение на самом деле не портилось, телевизор должен быть не менее чем в 2,5-3 метрах от человека, а телефон или планшет (как и книга) — на расстоянии согнутой руки. А давать такие устройства малышу можно хоть с рождения, если у него нет предпосылок для порчи зрения — их можно читать в транспорте, лежа и в темноте. Однако это заключение от офтальмологов актуально только для тех, у кого нет склонности к патологиям, заметила эксперт и подчеркнула, что нейропсихологи против таких подходов:
— До двух, а лучше до трех лет у ребенка не должно быть доступа к экрану. Прежде всего это вредно для речевого развития, задача которого — отделить человеческий язык от всех других звуков, которые окружают младенца. Раньше это было достаточно легко: ребенок слышал язык родителей, все остальное было звуками. В какой-то момент малыш понимал это и переходил на следующий этап развития. Теперь, когда ребенок слышит язык не только от мамы и папы, но и от звукового плаката, интерактивной игрушки или планшета, этап взросления очень усложняется, так как определить, где человеческий язык, а где нет, трудно.
Потом ребенок слышит язык и связывает его с артикуляцией взрослых. Но если он смотрит много мультиков и наблюдает за артикуляцией анимационных героев, для правильного восприятия языкового развития также потребуется больше времени. Однако не надо смотреть на пользование устройствами радикально: если, например, бабушка-дедушка разговаривают с внуками через «Скайп», ничего страшного здесь нет, считает Наталья Романова-Африкантова:
— Важно, чтобы в раннем возрасте окружение ребенка было объемное. Плоская картинка мультика, где не всегда выдерживаются пропорции, задерживает у малыша процесс правильного пространственного восприятия. Еще один важный момент не в пользу гаджетов для младенца-сенсорная интеграция, процесс соотнесения информации, которую ребенок получает от различных органов чувства. Предмет должен обладать всеми признаками того, чем он является. Игрушечная утка, подобная объемом до настоящей, лучше, чем плоская утка на экране планшета с записью реального кряканья, и даже чем рисунок утки в книге. Поэтому до двух-трех лет является не полезным и чрезмерное увлечение книгами.
«Дозировка» времени и правила электронной сообразительности
Признаки зависимости ребенка от гаджетов
невозможно оторвать от устройства;
сложно переключиться на что-то другое, отвлечь внимание;
капризы при невозможности использовать гаджет;
ни поесть, ни заснуть, ни проехаться в транспорте без планшета не может;
не может занять себя без электронного устройства;
забрасывает нужное из-за игры на гаджете: не делает уроки, пропускает тренировки, не выполняет домашние обязанности.
Нейропсихологи рекомендуют дозировать для детей условное количество времени возле экрана в зависимости от возраста, причем речь идет не о ежедневном просмотре. Определенные промежутки времени должны быть постоянны и выдерживаться независимо от обстоятельств — например, долгой дороги в машине или срочной работы у родителей, когда малышу разрешается смотреть мультики, «лишь бы не мешал», убеждена Наталья Романова-Африкантова:
— Часто началом зависимости становится долгая болезнь ребенка. Критический срок, во время которого могут развиться адиктивное (зависимое) поведение, когда малыш демонстрирует зависимость от гаджетов, — неделю. Для некоторых детей погружение в гаджет не является проблемой, но для остальных достаточно пары недель, чтобы начала развиваться зависимость. Конечно, случаются какие-то критические ситуации, когда два-три дня бесконтрольного пользования со скрипом, но можно разрешить. Однако если речь о каникулах или отпуске, то как бы ни было трудно, допускать такое нельзя.
Очень важно наличие мест без гаджетов. Договориться, что в спальне, например, электронных устройств быть не должно. Устраивать дни или хотя бы часы без гаджетов для всей семьи.это будет полезно и для взрослых в том числе, чтобы не делить внимание между детьми и мобильником. То же касается и отношений между супругами, их готовности срочно не реагировать на каждый писк устройства, прерывая взаимодействие друга с другом.
Давая ребенку устройство, с самого начала нужно обозначить правила электронной вежливости. Например, ставить планшет на паузу, когда к малышу обращаются, и снимать наушники. С другой стороны, «спросить» глазами, прежде чем заговорить с ребенком, может ли он сейчас прерваться — чтобы это не был разговор через Zoom с преподавателем, советует эксперт.
До 10-12 лет у детей не должно быть свободного доступа в сеть. Малышам лучше пользоваться устройствами, на которые скачаны определенные видео- и аудиофайлы, книги, программы. Информация, которую потребляет ребенок, должна регулироваться родителями, потому что современные системы, предлагающие автоматический контроль контента (как, например, детский YouTube), К сожалению, маркируют как «детское» и вредное содержимое интернета.
— Контент прежде всего должен соответствовать возрасту. Если же первоклассник вместе с 14-летним братом смотрит подростковый фильм, Старший уже может разобрать, что плохо, а что нет, а вот младший может бессознательно начать копировать поведение полюбившихся героев, не понимая, что в фильме показан образец того, как делать нельзя, — привела пример нейропсихолога.
В тоже время телеканалы National Geographic или Animal Planet можно смотреть уже в 4-5 лет. Главное, чтобы рядом были родители, которые могут ответить на вопросы и объяснить, что происходит, когда показывают, как хищник ест травоядного, и рассказать, что в жизни так устроено. А вот реклама — вредне для ребенка «блюдо» и одна из причин ограничения свободного доступа в сеть, чтобы у малышей не сформировалась жажда всего и сразу.
Можно прислушаться к советам экспертов, можно идти своим путем, а после... искать спасения у тех же экспертов, однако знать приведенные правила и советы, кажется, стоит всем — и «чайлдфри» в том числе. Поэтому «Семейная газета» будет продолжать знакомить своих читателей с плюсами и минусами гаджетов и мнениями специалистов в этой сфере.
Сюжеты с запрещенным для малышей контентом: распаковка игрушек (мозг постоянно в ожидании новизны и охвачен желанием увидеть, что там появится еще), прохождение компьютерных игр (адреналин вырабатывается впустую, активизируя желание узнать, что произойдет с игроком), «бессюжетные сюжеты» (в ролике что-то происходит, однако описать это словами невозможно), неживые, обработанные компьютером звуки, которыми «говорят» животные и люди, и неестественные цвета, формы (вредно для языкового и пространственного развития, восприятия малыша).
Разрешенный контент: навигатор (включите малышу в телефоне и дайте возможность, как штурману, довести вас до детской площадки — это и интересно, и хорошо для развития пространственного восприятия); проверенные развивающие программы, Сказки и мультики хорошего качества (советские или современные — на вкус родителей, главное, чтобы ценности у них были общие для всей семьи).
Ирина СИДАРОК
Сотрудники Минприроды рассказали, какая польза от деревьев в городе.
Аграрии страны подготовили почвы под сев озимых зерновых культур на зерно на площади свыше 1,362 миллиона га, или 89,8 процента к плану.
Студентка БГУКИ — о том, как достигать желаемого, не бояться рисковать и заявлять о себе.