Вы здесь

Как повышать познавательную активность школьников через образы и события прошлого?


Представьте себе, что перед вами разложили пять изображений с изображениями Эйфелевой башни, кенгуру, сердца, банкнота и силуэта женщины и предложили подумать, что их все может объединять. Такой прием ассоциативного ряда использует на уроках учитель истории из Ушачской средней школы Владимир ХАМЕНОК. На своем мастер-классе во время EdCamp Belarus — 2020 педагог рассказал, как ему удается повышать познавательную активность школьников через конструирование образов и событий прошлого.


Мiфiчны герой

Владимир ХАМЕНОК: «Легко ли запоминать множество исторических дат и событий? А если их визуализировать?»

— 90 процентов людей — визуалы, воспринимающие информацию со зрительных образов. Мы живем в мире гаджетов, и нас окружает большое количество информации. Все это создает проблемы для исторического образования. Когда мы смотрим телевизор или читаем какую-то литературу, то видим, что историческим событиям уделяется в последнее время очень много внимания. Но проблема в том, что даже взрослые, смотрящие исторический фильм, воспринимают увиденное как правдивую информацию, не говоря уже о детях, — говорит учитель. — В таких условиях довольно сложно сохранять научную объективность.

Конструирование образов, событий и персонажей исторической давности на уроках истории позволяет, по мнению педагога, повышать интерес у учащихся через их личное эмоционально-ценностное отношение к учебному материалу.

— Что такое образ? Это представление о ком-то или что-либо, отличающееся от стереотипов, возникает в индивидуальном порядке и не передается в готовом виде. Образы часто возникают на эмоциональном и когнитивном уровнях. Изучая историю, мы имеем дело не с реальным прошлым, а с образами истории. «Александра сложно представить живой исторической личностью. Кажется, что он, скорее всего, мифический герой. Александр был учеником мудрого Аристотеля, сторонником великого Гомера. Он был настолько красив, что первый в Греции начал брить бороду». О ком идет речь? — спросил у коллег Владимир Хаменок.— Правильно, об Александре Македонском. Опишите, кого вы сейчас себе представляете. Высокий, с атлетическим телосложением, красавец... Но это лишь образ, возможно, очень далекий от действительности. Для каждого исторического персонажа сегодня можно найти целую галерею портретов, в том числе и в кинематографе, и представить ее детям.

В начале учебного года, для того чтобы заинтересовать своим предметом учащихся, педагог пользуется авторским методом так называемого исторического яблока. Детям задается вопрос: «А сможет ли вся мировая история поместиться в одном яблоке?». И тут же объясняется: яблоко Евы, анатомическое яблоко Адама, эстетическое яблоко Париса, деструктивное яблоко Вильгельма Телля, гравитационное яблоко Ньютона, структурное яблоко Поля Сезанна, IT-яблоко Стива Джобса. Таким образом, на полностью визуальном предмете представлена вся всемирная история, что способствует запоминанию ее периодизации.

Самый известный белорус

Мнемотехника — один из приемов конструирования на уроках истории образов прошлого, упрощающий запоминание информации посредством составления ассоциативных связей и визуализации объектов. Легко ли запоминать множество исторических дат, событий, названий, терминов и понятий, присутствующих в школьной программе? А если их визуализировать, так будет запомнить проще?

После посещения «педагогического кафе» для всех оказалось настоящим открытием, что, оказывается, свободным можно быть не только в выборе домашнего задания.

Например, при изучении темы по истории Беларуси в седьмом классе «Восстание 1794 года» Владимир Хаменок изначально предлагает ряд ассоциаций с целью формирования одного образа: это Эйфелева башня, кенгуру, сердце, американский банкнот, женщина...

— Прошу учеников поделиться тем, что они видят, и их ассоциациями с этими изображениями, — предлагает педагог. — Сердце — это любовь, кенгуру — Австралия, долларовая купюра — Америка, башня — духи, любовь, Франция, женщина — Родина. А объединяет их все одна историческая личность — Тадеуш Костюшко. По картинкам дети запоминают этапы его жизни. Например, можно задать вопросы: «Что из вышеперечисленного является определяющим в жизни знаменитого земляка?» или «Какие мотивы были у Тадеуша Костюшко? Любовь, например, могла стать такой причиной?»

Есть мнение, что нашего прославленного земляка сделала выдающимся воином именно несчастная любовь. И что неизвестно, стал бы он национальным героем двух континентов, если бы ему разрешили жениться на любимой женщине. Опасаясь расправы, он бежит в Париж, затем направляется в Северную Америку, где принимает участие в войне за независимость. После возвращается на родину и становится героем восстания. А в Австралии именем героя названа самая высокая гора на континенте, которая является символом его славы…

Демократия не только на уроке, но и на мастер-классе...

Еще один метод — мультисенсорное восприятие — предлагает алгоритм, который педагог использует в работе с учащимися: образ — слово — действие. Метод мультисенсорного восприятия картины включает в себя ответы на вопросы. Задача учащихся — отвечать последовательно, так как в противном случае нарушаются логика и ход события.

— В девятом классе на уроке мировой истории по теме «Политическое развитие советского государства» в начале урока я предлагаю учащимся два варианта картины «Ленин провозглашает советскую власть на II Съезде Советов», — приводит пример Владимир Хаменок. — После этого учащимся предлагается ответить на следующие вопросы. Какое событие изображено на картине? В чем отличие картинок? Кто отсутствует на первой и на второй картине? Почему? Как сложилась дальнейшая судьба тех, кто отсутствует на картине? Этот метод развивает навыки работы с информацией из различных источников, поиска нестандартных решений, формирует устойчивый интерес к предмету, — говорит Владимир Хаменок. — Можно также предложить детям разные картины с Кастусем Калиновским, чтобы они поразмышляли насчет того, а какой образ национального героя более мифологический и почему? И соответствует ли он исторической действительности?

Помогите Анне Петровне!

Нужна ли в школе демократия? С такого вопроса, адресованного коллегам, начали свой мастер-класс на EdCamp-2020 доцент кафедры менеджмента и образовательных технологий Института повышения квалификации и переподготовки БГПУ Михаил КУДЕЙКО и начальник Центра профессионального развития и инновационного образования АПО Елена РАДЕВИЧ. Демократическое образование — что это значит? Участникам было предложено поразмышлять над этими вопросами и дать ответ в конце «урока».

— Тот, кто думает, что демократия на уроке означает праздник непослушания — мол, что хочешь, то и делаешь, серьезно ошибается. Такое видение демократии — далекое от действительности, — подчеркивает Елена Радевич. — Начинать движение в эту сторону мы предложили бы с совместного определения учащимися правил взаимодействия в коллективе, составления, так сказать, Конституции класса. Например, высказывания каждого являются важными. Слушаем друг друга не прерывая.

На занятиях отключаем звук телефона. Оскорблять друг друга нельзя, улыбаться можно и так далее. Если дети сами устанавливают правила, они будут их придерживаться. Это их совместно принятая резолюция...

— А я хотел бы познакомить всех с такой методикой социального и психологического развития школьников, как кукла-личность, — предложил Михаил Кудейко, держа в руках условную героиню — куклу. — Это Анна Петровна — учитель с Высшей квалификационной категорией, ее педагогический стаж составляет 30 лет. Она очень любит свою работу и гордится тем, что она учительница. Ее трудовые достижения отмечены почетными грамотами. Несколько бывших учеников выбрали педагогическую профессию. Анна Петровна считает, что ее заслуга в этом тоже есть. В школе она имеет авторитет. К ней с уважением относится администрация, прислушиваются родители, так как считают хорошим и надежным педагогом. Но Анна Петровна решила поделиться с нами своей проблемой. Она считает себя творческим педагогом, поэтому на уроках старается использовать как можно больше наглядных дидактических материалов, презентаций и игр. Но в последнее время мотивация у ее воспитанников к учебной деятельности почему-то снизилась. Несмотря на то, что она тщательно готовится к урокам, чтобы сделать их более разнообразными и интересными, ученики не проявляют заинтересованности к их содержанию, совершенно неактивны в выполнении предложенных заданий.

Рэп в исполнении учителей, примеривших на себя роль учеников, оказался просто фантастическим!

Анна Петровна заметила, что дети с большей радостью и интересом «зависают» в своих телефонах на переменах, чем задают вопросы. Пыталась проводить беседы о важности знаний в жизни и с детьми, и с их родителями, но ожидаемого эффекта не достигла. Пыталась использовать стимуляционное оценивание, даже то и дело нарушая нормативные требования к выставлению оценок, но и это не дало результата, так как желание иметь высокий балл никак не согласуется с желанием работать на уроке. В последнее время Анна Петровна решила повысить мотивацию учеников через развитие воспитательной работы, разработала основательный план, включила в него интересные мероприятия, но и это не принесло плодов. «Каждый раз на родительских собраниях мы вместе обсуждаем проблему мотивации детей к учебе, но приходим к выводу, что они изменились, и кроме гаджетов их ничего не интересует. Я не знаю, что делать. Помогите мне», — просит Анна Петровна. Что вы, коллеги, посоветуете учительнице?

Участники мастер-класса не заставили ждать, хотя, не исключено, что кто-то из них мог увидеть себя на месте условной Анны Петровны:

— А вы спрашивали у учеников, что им интересно?

— Дети должны видеть смысл в том, что они делают на занятиях. Если это будет связано с их жизнью, с тем, что их беспокоит, интерес обязательно появится…

— Может, надо поискать проблему в себе? Анна Петровна, я очень советовала бы вам найти для себя еще что-то, кроме школы. Вы уже чрезмерно зациклились на своей работе и, возможно, становитесь не очень интересным человеком. Нужно, чтобы ученики видели у вас не только учителя с 30-летним стажем, а еще и интересную личность.

— А предложите детям самим провести такой урок, на котором им было бы интересно…

Выбор и ответственность

Михаил КУДЕЙКО: «Коллеги, что мы посоветуем Анне Петровне?»

— Многие учителя, как и наша Анна Петровна, «страдают» от того, что точно знают, как будет лучше. Но очень важно сделать шаг навстречу ученику и спросить у детей, а что интересно им? Выслушать, учесть их предложения. Возможность высказаться всем, быть услышанными, совместное принятие решений — чрезвычайно важная составляющая демократии, — подчеркивает Елена Радевич. — Но насколько ученики свободны в выборе формы и содержания урока?

— На самом деле они не имеют выбора даже в том, с кем сидеть за партой, когда поесть, в какой локации заниматься и во что одеваться, — с грустью констатировали учителя.

Но после посещения «педагогического кафе» для всех оказалось настоящим открытием, что, оказывается, свободным можно быть не только в выборе домашнего задания. Пример — тема «Круговорот воды в природе». В качестве главного «блюда» было предложено одно задание на выбор: можно было придумать и прочитать рэп с объяснением происходящего во время круговорота воды в природе, придумать или показать пантомиму или написать синквейн (короткое стихотворение, состоящее из пяти строк, не имеющих рифмы) об этом природном процессе.

Надо признать, что рэп в исполнении учителей, примеривших на себя роль учеников, оказался просто фантастическим!

— Возможность выбора — очень важна. Если она есть, мы формируем ответственное инициативное лицо. Выбор — это не только свобода, но и ответственность! — подчеркивают Михаил Кудейко и Елена Радевич. — Ученик знает, что он может что-нибудь предложить и будет услышан. Важный принцип демократического образования — систематическое ее применение, а не от случая к случаю, она должна стать вашей педагогической философией. Демократия — это осмысленный выбор. Выдающийся педагог Януш Корчак говорил: «Ничто не может быть построено без ребенка», а основатель Парижской демократической школы Рамин Фарханджи считал, что демократии нельзя научить, нужно повсеместно создавать условия, и она прорастет сама...

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото организаторов EdCamp Belarus-2020

Название в газете: Сусветная гiсторыя — у адным яблыку

Выбор редакции

Экология

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Три месяца сплошной жары нам не обещают

Общество

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

«Молоко — полноценный продукт питания, а не напиток, это важно учитывать».