Вы здесь

Волонтеры «Доброго телефона» рассказывают, с чем к ним обращаются


Как переживают эпидемию простые белорусы? Что их сейчас больше всего беспокоит, как они справляются со своими тревогами и страхами? Психологи говорят, что хороший способ преодоления опасений — рассказать о них. После разговора с доброжелательным собеседником наши страхи уменьшаются и отступают, приходит лучшее понимание ситуации и того, как в ней действовать.


Мы уже писали, что в Беларуси в апреле начал работать «Добрый телефон». Специальную телефонную инфолинию запустило Белорусское Общество Красного Креста (БОКК), чтобы помочь одиноким пожилым людям, которым из-за коронавируса рекомендуют оставаться дома, не чувствовать себя одинокими. Сегодня волонтеры, которые дежурят на инфолинии, рассказали нам, кто и по какому поводу им звонит.

«Какова ситуация с коронавирусом на моей улице?»

Сергею Мурашко 38 лет. Мужчина ранее работал в одном из столичных кафе. Но когда пришел коронавирус, оно закрылось. И, чтобы не терять время зря, Сергей решил пойти в волонтеры — помогать тем, кто нуждается в поддержке. Причем он не просто дежурит на телефоне, но и приходит к некоторым пожилым людям, которые звонили на «Добрый телефон», лично — чтобы помочь еще и делом.

— В основном на «Добрый телефон» звонят бабушки-дедушки, — рассказывает Сергей. — Многие из них боятся выходить на улицу и сейчас нуждаются в помощи: чтобы кто-то сходил купить лекарства или в магазин. Нас нередко спрашивают о ситуации в стране, на той ли улице, где они живут. Я ищу информацию в интернете. О том, какая ситуация на их улице, я, конечно, сказать не могу, но привожу им статистику, рассказываю об основных новостях, которые публикуются в открытом доступе на сайтах. Многие люди интересуются, что делать, если заболеют, куда обращаться. Спрашивают, на какие симптомы нужно обращать внимание...

В целом пожилые люди, по мнению Сергея, звонят на «Добрый телефон», чтобы поговорить, высказаться, обсудить свои страхи или на кого-то пожаловаться. Есть те, кто просят, чтобы мы повлияли на их районную поликлинику... Некоторые просят не за себя, а за кого-то из своих родных или знакомых, которых, по их мнению, обидели.

Было несколько звонков от мужчин лет сорока, которые только что вышли из мест заключения и теперь в полной растерянности, как им жить дальше. «Но в основном наша аудитория — в возрасте за 60, — говорит наш собеседник. — Бабушки традиционно звонят чаще дедушек. Они больше хотят быть в курсе событий, более любознательны, общительны, больше нуждаются в том, чтобы поговорить с кем-то. Люди, конечно, уже устали сидеть дома. И они звонят к нам с вопросом, когда этот коронавирус уже закончится, когда можно будет выходить на улицу. Все это по-человечески понятно...»

«Я не стукач, но так делать нельзя!»

Ольге Костенко в день нашего разговора исполнилось 40 лет. По первому образованию она экономист, а недавно получила еще диплом психолога. Когда узнала о том, что «Добрый телефон» набирает волонтеров, тут же решила присоединиться к этой инициативе. «Здесь мы все прошли ряд дополнительных тренингов, — рассказывает Ольга. — Нас учили, как успокоить позвонившего, как оказать ему поддержку, куда перенаправить его просьбу, чтобы он получил помощь, в которой нуждается. У нас подобрался замечательный коллектив волонтеров. Здорово, что столько людей хотят помогать другим!»

Во время дежурства на «Добром телефоне» Ольга наслушалась самых разных историй.

«На днях, например, позвонила женщина, у мужа которой случился инсульт, — рассказывает волонтер. — Ей надо было поговорить об этом, поделиться своим горем, спросить, что ей делать дальше. Мы с ней долго разговаривали, я убеждала ее, что не надо стесняться обращаться к окружающим за помощью. Объясняла, что после инсульта человек может измениться, стать более раздражительным, например, и что она должна быть к этому готова...

Запомнился звонок одного дедушки. Человек живет один и, когда звонил, был в сильном стрессе. Говорил, что у него такое ощущение, будто все вокруг обрушивается и нет никакой опоры, что он не знает, что делать и как жить дальше... Конечно, человека в таком состоянии нужно всеми силами постараться успокоить.

Были и звонки от людей, сидящих в самоизоляции и нуждающихся в насущной помощи — продуктах, лекарствах. Мы даем им телефоны местных организаций и служб помощи, иногда сами звоним туда и передаем заявки. А еще связываемся с другими волонтерами Красного Креста и передаем им эти просьбы о помощи, а они уже приходят к пожилым людям домой и приносят им все необходимое. У нас разработан целый алгоритм помощи для таких случаев».

Поработав на этом телефоне, Ольга пришла к выводу, что очень многие люди нуждаются в психологической поддержке. Некоторые окружают себя негативом: читают плохие новости в СМИ о коронавирусе, обсуждают потом это по телефону со своими знакомыми и тем самым накручивать себя еще больше... Многие боятся за свое здоровье, за здоровье своих родных и близких, которые ходят на работу.

— Но даже в период эпидемии нужно стараться выискивать в окружающей жизни что-то хорошее, — объясняет Ольга, и это она говорит уже как психолог. — То хорошее всегда есть, нужно только учиться замечать его — это очень важно. Можно смотреть любимые фильмы или сериалы, читать то, что вам нравится, заниматься своим хобби. И очень важно соблюдать правильный режим дня — многие даже не представляют, насколько это влияет на наше настроение и самочувствие. А когда подступает паника, ее можно снять элементарными дыхательными упражнениями. Самое простое — начать глубоко и медленно дышать. Это хорошо успокаивает.

Рассказала Ольга и о звонке, который ей, наверное, больше всего запомнился. Звонил очень старенький дедушка, который был сильно встревожен. Он переживал из-за того, что к нему домой пришла работница почты и принесла пенсию, и при этом женщина была без маски и без перчаток. Дедушка очень сильно волновался за здоровье свое и своей жены. А еще он не знал, что ему делать. С одной стороны, сразу предупредил, что он никакой не стукач. А с другой, считал, что оставлять этот случай без внимания тоже нельзя. Ну нельзя приходить к людям в таком зрелом возрасте, как у него, без средств личной защиты! «Мы сошлись на том, что он должен все же позвонить на почту и, никого не называя, рассказать об этом случае», — сообщила Ольга...

— Вообще звонков на «Добрый телефон» поступает много, — сказала нам в заключение координатор инфолинии 201, эксперт по социально-психологической поддержке Ирина МЯЛИК. — В основном — от людей от 60 и до 90 лет. Из них где-то 40% составляют минчане, остальные звонки поступают практически из всех регионов страны.

«Добрый телефон»

Номер 201 — для звонков с мобильного телефона (бесплатный для абонентов Lіfe и А1).

Номер 122 — для звонков с домашнего телефона (бесплатный, звонить можно со всей страны).

Желающие присоединиться к волонтерам, которые будут работать на «Добром телефоне», могут обращаться по номерам: +375 17 395-80-09, +375 17 395-50-15.

Звонки на «Добрый телефон» полностью бесплатные.

Светлана Бусько

Название в газете: «Не атачайце сябе негатывам!»

Выбор редакции

Экология

Что каждый желающий может сделать, чтобы улучшить любимый город?

Что каждый желающий может сделать, чтобы улучшить любимый город?

Сотрудники Минприроды рассказали, какая польза от деревьев в городе.

Общество

Универсальный язык качества

Универсальный язык качества

О развитии стандартизации в Беларуси рассказали эксперты.

Сельское хозяйство

Какие задачи стоят перед аграриями осенью?

Какие задачи стоят перед аграриями осенью?

 Аграрии страны подготовили почвы под сев озимых зерновых культур на зерно на площади свыше 1,362 миллиона га, или 89,8 процента к плану.

Молодежь

Ангелина Самолетова: Творчество живет в сердце каждого человека

Ангелина Самолетова: Творчество живет в сердце каждого человека

Студентка БГУКИ — о том, как достигать желаемого, не бояться рисковать и заявлять о себе.