Ученые пришли к выводу, что интернет-зависимость распространена гораздо больше, чем предполагалось ранее. По официальным данным, к ней склонны примерно 10 % пользователей. К сожалению, такое распространение интернет-зависимости мало кого беспокоит. Ее принято считать «несерьезным заболеванием», хотя «легкой зависимости», как и «легких наркотиков», не бывает. Уже известно, что у людей, зависимых от интернета, чаще развиваются и другие психические расстройства, в частности, депрессия. Особенно беззащитны перед интернетом дети. Известно, что чем меньше ребенок, тем быстрее у него формируется зависимость. А корректируется с большим трудом и требует огромных усилий психотерапевтов. Как не оказаться в зависимости от компьютерных игр, соцсетей, общения в мессенджерах, рассказала врач-психотерапевт Минского городского клинического психиатрического диспансера Ольга Тарикова.
— Ольга Ивановна, для какого возраста характерна компьютерная зависимость? От нее страдают только подростки и молодые люди?
— Для людей среднего возраста она тоже характерна. Но если учесть, как развиваются современные компьютерные технологии и гаджеты, то очевидно, что больше к ней склонны дети и подростки, а также молодые люди 20-25 лет. Ведь и школа, и вся наша жизнь компьютеризируется, планшеты заменяют учебники, а многие вещи появляются в электронном виде.
— От чего чаще возникает компьютерная зависимость? От компьютерных игр?
— От игр, а также от общения в соцсетях. Туда уходят многие, потому что не хватает эмоционального и социального общения в жизни. И сегодняшние дети, к сожалению, этому не учатся. Куда проще выражать свое мнение, если тебя не видят. Если вступить в общение в соцсетях, не стоит прилагать усилия, чтобы видеть эмоции другого человека, понимать, что он чувствует, как реагирует, и адаптироваться. Игры — это, скорее, способ избежать реалий и неожиданных ситуаций, где не очень приятно находиться и трудно принимать решения. Проще уйти в нереальный мир, там проводить время и частично проживать свою жизнь таким иллюзорным способом.
— Может ли быть компьютерная зависимость от чтения новостей, или это просто способ откладывать работу или дела?
— Кроме чтения новостей, возможен еще и сёрфинг, когда человек постоянно переходит по ссылкам, перемещая свой интерес с одной прочитанного текста или статьи на следующий. Частично это проявление прокрастинации (склонность к постоянному откладыванию важных и срочных дел. — «Зв.») — от того, что я не хочу что-то делать или эмоционально не могу. И тогда эти ощущения таким образом замещаются. Еще это может быть признаком обсессивно-компульсивных расстройств, когда нужно сделать много каких-то действий, чтобы избавиться от тревоги.
— Может ли быть зависимость от различных мессенджеров — «Вайбера», «Телеграма» и других?
— Да — от чтения разных программ, сообщений, которые в мессенджерах приходят. Как правило, здесь наступает зависимость, ведь у каждого человека есть потребность в одобрении, принятии, важно чувствовать себя для кого-то значимым. И такие ощущения частично появляются, когда нам приходят сообщения — как будто ты кому-то нужен. И когда человек не может получить эти ощущения в реальном мире, он будет их получать таким способом. Телефон все время с нами, сообщения мы читаем постоянно, волнуемся, если их долго нет, если забыли телефон дома. Такая зависимость в той или иной степени существует сейчас, наверное, у всех нас. И дело в том, насколько она нас ограничивает и мешает.
— Как влияет на нас постоянное нахождение на связи благодаря мессенджерам, в том числе и по рабочим вопросам?
— С одной стороны, в этом есть своего рода упрощение: раньше, чтобы кому-то что-то передать, нужно было позвонить или прийти лично. Это развивало коммуникативные навыки, но требовало больше времени. Сейчас все проще: отправил сообщение и все. С другой стороны, от этого люди определенные вещи теряют, в частности, живого общения стало меньше.
Действительно, есть люди, которые не могут отключиться ни в рабочий, ни в выходной день. Но это личный выбор каждого. Если человек психологически устойчив и способен справляться с такими ситуациями, он может принять решение: у меня сейчас выходной, это мое свободное время, не предназначенное для работы, — и оставить на этот момент только контакты с теми людьми, с которыми хочется общаться.
— Как правильно в этой ситуации расставить приоритеты?
— Понятно, что полностью обособиться от рабочих сообщений нельзя, потому что, как бы там ни было, нам хочется быть в курсе происходящего. Но границы между работой, личной жизнью, отдыхом все же нужно устанавливать. Поскольку в противном случае это приведет к эмоциональному опустошению и профессиональному выгоранию. Да, есть те, кто даже в отпуске не может отключиться от рабочего общения. Есть организации, требующие постоянного нахождения человека на связи. Но тут нужно определиться: насколько я готов жить в таком режиме, зачем мне это надо и почему я выбрал такую работу. Общие рекомендации такие: границы должны быть. Есть работа, а есть личная жизнь. И есть места, где они не пересекаются.
— Какие люди склонны к зависимости?
— Часто это те, кто вырос в неблагополучных семьях, где не было нормального общения, где были очень тяжелые чувства: родители ссорились, и ребенок не мог в такой обстановке находиться, ему приходилось куда-то убегать. Также это люди с определенными личными чертами, в частности, те, кто не умеет справляться с эмоциями, не знает, как правильно их проживать. Тогда они анестезируются в своей зависимости, снижают интенсивность эмоций таким образом. Либо люди, которым сложно выстраивать контакты, интроверты, углубленные во внутренние процессы, те, у кого не складываются отношения со сверстниками, кто не научился устанавливать контакты. Кроме этого, люди недостаточно целенаправленные, которые что-то пробуют и бросают, если не получается.
— Как определить зависимость от гаджетов?
— На поздних стадиях это очень заметно: человек перестает следить за сном, жертвует питанием, так как предпочтение отдается быстрым перекусам, забывает о гигиенических процедурах, об общении с близкими и друзьями. А начальная — это когда нельзя выйти из дома без телефона. Если так случилось, то человек сильно тревожится. Это первые признаки.
— Можно ли с этим справиться самостоятельно?
— С теми финальными симптомами, которые я назвала, вряд ли человек обратится к врачу сам. При любой попытке вытащить его из гаджетов он раздражается и сердится. Иногда, когда к нему обращаются, он настолько погружен, что даже не слышит. В таких случаях надо идти к специалисту. Есть разные причины, почему человек углубляется в гаджеты. Некоторые их используют, если сами не могут организовать свой досуг и наполнить жизнь интересными занятиями. Тогда это время «убивают» тем, что попадется под руку: листают ленту новостей, где через пять минут не помнят, о чем читали, раскрашивают картинки и прочее. Здесь важно разобраться: какие внутренние причины привели к тому, что я заполняю свою жизнь именно таким образом? Или: как так произошло, что я настолько тревожусь, что не могу не отвечать на звонки и сообщения? Всегда это можно понять самостоятельно. Но куда более качественно и быстро — при помощи специалиста.
— Самое важное — понять, что есть зависимость, и иметь желание с ней справиться?
— Да. Если я не признаю, что у меня есть зависимость, то и не понимаю, зачем мне идти к психотерапевту. А если я признаю, что я алкоголик или зависим от компьютерных игр, от телефона, и мне не все равно, потому что от этого расстраиваются отношения, не получается с работой или учебой, тогда я буду обращаться за помощью. Важно это осознать, чтобы появилась мотивация.
— Но если человеку комфортно в виртуальной реальности, нужно ли его оттуда освобождать? Как вообще это сделать — убрать все гаджеты?
— Сразу убрать все гаджеты из жизни не получится. Определяется допустимое время, которое можно на них потратить. Важно найти виды деятельности, которые будут не менее интересны, чем сидение за компьютером. В отношении детей и подростков это задача родителей — помочь организовать время, научить получать удовольствие от реальной жизни. Понятно, что от реальной жизни сложнее получить эмоции, достигать каких-то целей, поскольку надо постараться, в отличие от игр. С ребенком или подростком это зона родительской ответственности. Со взрослым тоже важно предлагать помощь и показывать, что жизнь может быть реальной, но здесь выбор остается за самим человеком.
Елена КРАВЕЦ
Сотрудники Минприроды рассказали, какая польза от деревьев в городе.
Аграрии страны подготовили почвы под сев озимых зерновых культур на зерно на площади свыше 1,362 миллиона га, или 89,8 процента к плану.
Студентка БГУКИ — о том, как достигать желаемого, не бояться рисковать и заявлять о себе.