Вы здесь

Как историческое кино возвращает земляков из других культур


Если спросить у прохожих на улице, кто такой Бенедикт Дыбовский, найдется разве что два-три человека, которые дадут ответ, — считает Владимир Бокун и таким образом представляет очередную картину своей Студии исторических фильмов из цикла «100 имен Беларуси». На этот раз речь идет об ученом, который во второй половине XIX века, в ссылке, открыл насыщенную подводную жизнь озера Байкал, хотя до тех пор считалось, что там может найтись только парочка биологических видов. «Бенедикт Дыбовский. Тайны священного моря» впервые был представлен публике в День белорусской науки, 26 января, а сейчас ждет показов на телевидении.


«Мастерская Владимира Бокуна» уже имеет в своем активе фильмы об Игнате Домейко, Софье Ковалевской, Владимире Мулявине, Зигмунде Врублевском, Якове Зельдовиче и других — до сотни еще далеко, но по большому счету и сотни было бы мало.

Как это у нас часто случается, важные для общества задачи выполняются отдельными инициативами, которые держатся на парадоксальном энтузиазме: необходимость популяризации белорусской истории и достижений наших земляков, которая по-хорошему должна осуществляться страной чуть ли не в промышленных масштабах, в официальной киносфере не выглядит осознанной.

Ничего не могу с собой поделать: каждая премьера «Мастерской Владимира Бокуна» напоминает мне о нашей незрелости, потому что пока страна не достигла должных масштабов продвижения своей культуры, студия, которая этим занимается постоянно, по слухам, закрывается чуть ли не каждый месяц, поскольку с трудом находит средства на новые проекты, а деньги из бюджета на свои фильмы получает раз в год по обещанию.

Разумеется, в этом чувствуется определенная манипуляция, поскольку комиссия республиканского конкурса кинопроектов, выбирающая фильмы для бюджетного финансирования, учитывает ряд факторов, в том числе художественных, по которым поданные «Мастерской» проекты могут действительно не подойти, но за всеми формальными причинами с этой скромностью «100 имен Беларуси», учитывая их исключительность, государство не выглядит достойно.

Мне не нравится это сравнение, но оно, по крайней мере, меткое: когда «Мастерская» искала возможности для создания фильма про Игната Домейко, как рассказал Владимир Бокун, она обратилась к польским институциям. Для последних тема сотрудничества оказалась нерелевантной, потому что в это время в Польше снималось сразу две картины о Домейко.

Кто-то может парировать, что никакой проект «100 имен Беларуси» не скромный — регулярные премьеры, режиссеров не счесть, известные актеры, показы в Silver Screen и на телевидении, традиционное шампанское после презентации. На все это можно ответить ссылкой на качество фильмов: съемочные группы, видно, выжимают все, что возможно, но низкобюджетность в «Мастерской» — соглашусь с коллегой-кинокритиком — стала не только финансовым вопросом, но и ментальным. Собственно, извинения за несовершенства из-за низкого бюджета сопровождают каждую премьеру «Мастерской».

Фильм «Бенедикт Дыбовский. Тайны священного моря» был создан благодаря международному фонду «Наука вокруг нас», который не впервые стал партнером Студии. Картина сделана в стилистике черно-белого немого кино с интертитрами для периода жизни Дыбовского, когда он был в ссылке, и в цвете для дней, когда он уже рассказывал о прошлом своей жене. Что непонятно, ведь когда ученый был на Байкале, кино еще не существовало, а когда жена записывала его воспоминания, существовало только черно-белое.

Так или иначе, молодой и пожилой Дыбовский показали, как в науке делаются открытия и каким странным энтузиазмом иногда определяется человек. Когда ученый уже стал профессором зоологии Варшавского университета, он был приговорен к смертной казни за участие в восстании 1863 года, но благодаря ходатайствам в том числе Отто фон Бисмарка отправился на каторгу на берег Байкала. Тем не менее, и в ссылке Дыбовский нашел для себя занятие и в итоге спровоцировал широкие дискуссии в зоологическом мире.

Сценарист картины Борис Герстен говорит, что в ленту не попало и половины того интересного, что можно было бы сказать о личности, — по аналогии также сложно представить, сколько еще можно рассказать в «просветительском» кино «Мастерской Владимира Бокуна» и не только. В «Википедии» тем временем Бенедикт Дыбовский отмечен как польский и российский ученый, что только напоминает: если мы не будем заявлять права на своих земляков, они тихой сапой окончательно перейдут в другие культуры.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

Название в газете: Заявіць правы

Выбор редакции

Культура

Стасья Корсак: «Оставайтесь индивидуальными»

Стасья Корсак: «Оставайтесь индивидуальными»

Юная артистка, которая органично преподносит себя в разных образах и жанрах.

Экология

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Три месяца сплошной жары нам не обещают