Как спроектировать свое будущее? Кем быть, чтобы через 10–15 лет не остаться без работы? Кто из специалистов будет востребован? Эти вопросы волнуют сегодня многих, особенно тех, кто еще не выбрал свой профессиональный путь. Согласно последнему глобальному исследованию трудовых ресурсов, дефицит рабочей силы в мире в 2030 году составит примерно 85 миллионов человек, но острая нехватка будет обусловлена отсутствием навыков, а не людей.
Интернет вещей, автономные электромобили, дроны, роботы, индивидуальные лекарства, созданные на основе анализа ДНК, альтернативные источники энергии, «умные города»... Все это — уже сегодняшний день. В условиях цифровизации рынок труда изменится кардинально, а многие профессии исчезнут навсегда. Четвертая промышленная революция и креативная экономика усиливают неравенство между людьми, но актуализируются противоречия не между богатыми и бедными, а между людьми с высокоразвитыми компетенциями, профессионалами высокого класса — с одной стороны, и средними специалистами — с другой. Проще говоря, быть средним студентом, средним выпускником, средним специалистом становится экономически невыгодно.
«Новыя навыкі для новых спраў» — именно так называлась конференция, которая прошла в рамках проекта «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси», финансируемого Европейским союзом. Эксперты из Швеции, Германии, Нидерландов, Эстонии, Литвы, Франции, Словении, Беларуси и других стран представили на ней инновационные практики, соответствующие системе обучения в течение всей жизни, познакомили с востребованными квалификациями, механизмами прогнозирования компетенций будущего и современными стандартами профессиональной деятельности.
«Конструктор» из знаний
Есть мнение, что в самых прогрессивных отраслях через полтора-два года половина знаний перестанет давать конкурентное преимущество. Чтобы создать её, нужно генерировать новые знания. Это значит, что какой бы вуз вы ни окончили, если не обновлять знания, в лучшем случае их хватит на пять лет. После этого вы можете остаться неконкурентоспособными на рынке труда.
— Сегодня мы наблюдаем нарастающую нестабильность умений. Цифровизация изменяет количество, профиль, а часто и локализацию рабочих мест и задач. К 2022 году доля основных умений, которые требуются для выполнения работ, изменится на 42 процента. Каждому второму сотруднику будут нужны серьезная переподготовка и повышение квалификации сроком от шести месяцев до года, — поделился своим видением ситуации вице-президент Festo Didactic SE Андреас ХЁРСТ. — Причем рабочие места и профессиональные умения изменяются во всех экономических сферах. Примерно треть компаний, опрошенных в 2018 году, констатировали, что будут принимать во внимание то, как роботизация повлияет на их бизнес-модель. Некоторые должности просто перестанут существовать. Многие виды работ алгоритмизируются.
В перспективе будут востребованы комбинированные навыки и гибридные должностные обязанности, которые объединяют различные дисциплины. Взаимодействие с умными машинами требует новых способностей, высокой степени самостоятельности в действиях и самоорганизации. Я призываю рассматривать скорость цифровизации как возможность для образования, которое, несомненно, должно соответствовать новым потребностям экономики и общества.
Как сообщил в своем выступлении глава представительства ЕС в Беларуси Дирк ШУБЕЛЬ, в 2020 году в странах Евросоюза около 15 процентов взрослого населения будет участвовать в различных образовательных программах. В 2018 году ими было охвачено 11 процентов населения (12 процентов женщин и 10 процентов мужчин). Лучшие результаты достигнуты в Швеции, Финляндии и Дании.
В самом ближайшем будущем образование станет непрерывным процессом, «конструктором» из знаний, которые человек сможет пересобрать самостоятельно. Исчезнет и понятие «профессия» — ему на смену придет взаимопроникающая система компетенций. Компетенции — больше, чем просто знания и умения. Это и первое, и второе плюс психо-социальные личностные качества, связанные с ответственностью за то, что мы знаем и умеем применять на практике.
В среднем человек за жизнь может сменить до десяти профессий. Появятся центры сертификации, где специалисты будут сдавать квалификационные экзамены, определяющие набор навыков и компетенций. Человек будет формировать набор последних под запросы конкретных вакансий. А искусственный интеллект подскажет, каких знаний ему не хватает, почему и как нужно учиться.
Независимый консультант в области профориентации, эксперт Саша НИКЛАНОВИЧ (Словения) обращает внимание на следующее обстоятельство: смена работы находится на третьем месте среди стрессовых факторов. Поэтому профессиональное ориентирование должно нас сопровождать в течение всей жизни...
Под нужды нанимателей
Бертэль ОСКАРСОН, эксперт по профессиональному обучению и обучению взрослых, сообщил, что в Швеции действует Национальное агентство высшего профессионального образования. Оно отвечает за разработку и поддержку Шведской национальной рамки квалификаций и обеспечивает профессиональное обучение в 14 различных областях, например, строительстве, производстве, здравоохранении, социальной сфере, ресторанном деле, туризме, транспорте, сельском хозяйстве, экологии и даже в журналистике.
Учеба может длиться от шести месяцев до двух лет, но для того, чтобы программа привела к получению сертификата пятого или шестого уровня европейской рамки квалификаций, она должна длиться минимум один год.
Программы предлагаются в областях, где есть ярко выраженный спрос на определенные компетенции (требуется документальное подтверждение этого факта). Если в постоянно действующих учреждениях образования не готовят нужных на рынке труда специалистов, то учебные заведения вместе с нанимателями могут обращаться в агентство для организации их обучения. Причем работодатели обязательно принимают участие в профессиональном обучении: по меньшей мере 25 % содержания программы изучается непосредственно на производстве.
Работодатель выступает основным поставщиком услуги или соорганизатором, дает площадку для обучения на рабочем месте, является членом руководящего комитета программы обучения и может обеспечить выпускников рабочим местом (но это необязательно).
Заявка на организацию программы открывается в апреле каждого года на следующий год. Обучаться могут как вчерашние школьники, так и взрослое население. Некоторые программы требуют полученных ранее знаний, например окончания специальных курсов по национальной программе на уровне старшей средней школы, или специального профессионального опыта.
Успешные заявки получают финансирование из расчета на конкретного учащегося. Его уровень зависит от типа обучения и в среднем составляет 6300 евро на одного учащегося в год, но может варьироваться от 5500 до 9000 евро. Эти цифры не включают материальную помощь учащимся, поступающую из другого источника финансирования (приблизительно 9 тысяч шведских крон, или 900 евро). А вот брать плату за обучение не допускается.
В 2018–2019 годах по 496 программам обучались 36 тысяч человек. Количество претендентов на доступное место составляло в среднем 1,8 человека. Через шесть месяцев после окончания подготовки 93 % слушателей таких образовательных программ трудоустраиваются или организуют самозанятость (52 % были наняты компаниями, в которых они проходили обучение на производстве). 91 % учащихся и 70 % нанимателей довольны или очень довольны результатами обучения.
На «языке дракона»
Как эффективнее учиться: на ошибках или на ситуации успеха? Паулюс ДОБОЖИНСКАС, врач-реаниматолог, доктор медицины, преподаватель Университета науки и здоровья (Литва), уверен, что у медиков все навыки должны быть доведены до автоматизма.
— Я хорошо помню, как после окончания обучения пришел на работу, и мне пришлось оказывать помощь пациенту, который пострадал в дорожно-транспортном происшествии, — говорит он. — Теоретически знаю, что делать, но в стрессовой ситуации растерялся. В тот раз человека спасли, но я стал думать, что надо с этим что-то делать. Будущие врачи выходят из медицинского университета со знаниями, которые не могут применить на практике... Есть такая статистика: 80 % выпускников — это лузеры, 17 % — врачи, к которым можно идти лечиться, и только 3 % — врачи от Бога. Решение проблемы мы подсмотрели у создателей космической программы. Над разработкой информационной системы для космической станции было задействовано около 60 тысяч человек. Если на орбите происходит какой-то технический сбой, на Земле надо его срочно ликвидировать. А попробуйте найти того, кто отвечал за конкретный участок общей работы! Поэтому был создан алгоритмический язык, и все самые сложные процессы прописаны так, чтобы любой сотрудник центра управления мог разобраться и исправить недостатки.
Мы пошли аналогичным путем: создали «язык дракона» и модель гибридного обучения, сочетающую элементы электронного обучения, взаимного обучения, практического обучения симуляциям и элементы обучения профессиональному мастерству с использованием пошаговых алгоритмов и симуляции ситуаций. У обычных симуляционных центров, которые используются при подготовке медиков, много минусов: это обязательное наличие инструктора-профессионала, обучение в больших группах, когда один что-то делает, а другие только смотрят, ограниченное время доступа в учебную аудиторию и другие недостатки.
Наша автоматизированная система управления симуляционным центром основана на алгоритмах успешного обучения, потому что на волне удачи учеба идет проще. Ситуационное алгоритмическое обучение позволяет все возможные сценарии довести до полного автоматизма. Студент проходит четыре стадии обучения: от бессознательной и сознательной некомпетентности к сознательной и бессознательной компетентности. Учеба происходит в маленьких группах по три человека и не требует присутствия инструктора. Последний находится на расстоянии, он не является источником знаний, а обеспечивает контроль за процессом (в удобное для него время), выполнение студентами контрольных сценариев и сертификацию знаний. Обучение может длиться 24 часа в сутки или столько, сколько обеспечивается доступ в «Гибрид-лаб».
Важность критического мышления
Многие эксперты на конференции обращали внимание на актуальность так называемых мягких навыков (sоft skills). Есть мнение, что успешность человека в профессиональной сфере на 85 процентов зависит от них. Sоft skills пригодятся в любой ситуации и в любой профессии. Их еще называют социальными навыками, потому что речь идет преимущественно о взаимодействии между людьми.
Имеются в виду такие качества, как умение выражать свое мнение и при этом не ущемлять других, умение вести диалог с аудиторией, аргументированно дискутировать, предотвращать и «гасить» конфликты, формулировать цели и ставить задачи, а также гибкость, умение работать в команде, генерировать и комбинировать идеи, стрессоустойчивость, умение концентрироваться, презентационная уверенность, самоорганизация, готовность брать на себя ответственность, приспосабливаться к инновациям. В общем, когда попадаешь в новый коллектив, необходимо быть гибким и легко адаптироваться к переменам, поэтому без «мягких навыков» просто не обойтись...
Эксперты Всемирного экономического форума в Давосе сформировали перечень компетенций, включающий десять пунктов. Среди них комплексное решение проблем, критическое мышление, креативность, умение управлять человеческими ресурсами, взаимодействовать с другими людьми, эмоциональный интеллект (эмпатия в работе не менее важна, чем уровень IQ), ответственность за принятие решений, клиентоориентированность, умение вести переговоры, когнитивная гибкость (способность ума быстро переключаться с одной мысли на другую, а также обдумывать несколько вещей одновременно).
Важность критического мышления растет (оно находится на второй позиции), а вот его распространенность отстает. Чтобы ориентироваться в огромном информационном мире, требуются два умения. Первое — вести поиск информации, анализировать ее. И второе, самое главное, — умение выстраивать связи между найденной информацией и полученными ранее знаниями и встраивать новую информацию в задачи и проблемы, возникающие.
И напоследок один совет от экспертов: проверяйте, чему вы научились за неделю, месяц, год... Если отбрасывать эту мысль и оправдываться тем, что слишком заняты оперативными задачами и делами, то через некоторое время увидите, что вы остались на прежнем месте, а мир пошел вперед, и ваша конкурентоспособность на рынке труда резко снизилась.
Надежда НИКОЛАЕВА
Сотрудники Минприроды рассказали, какая польза от деревьев в городе.
Аграрии страны подготовили почвы под сев озимых зерновых культур на зерно на площади свыше 1,362 миллиона га, или 89,8 процента к плану.
Студентка БГУКИ — о том, как достигать желаемого, не бояться рисковать и заявлять о себе.