Журналисты «Звязды» провели день с метростроевцами и узнали, с чего начинается метро, сколько звезд на «Алесе» и какая станция самая глубокая.
Еженедельно руководители УП «Минскметрострой» во главе с генеральным директором Леонидом Стухальским осматривают объекты строительства. Кажется, совсем недавно по историческим меркам, в июне 1977, была забита первая свая Минского метрополитена, а сегодня уже в столице работают 29 станций, которые ежедневно перевозят около миллиона пассажиров...
Третья линия метро протянется на 17,2 километра и будет насчитывать 14 станций. Пока что они в разных степенях готовности: одни ждут финишной отделки, другие еще существуют только на чертежах.
На объектах первой очереди третьей линии работа идет круглосуточно — занято большинство из 2150 человек. Кстати, как отмечает во время поездки заместитель генерального директора по идеологической работе Олег БОЙЧУК, в таком большом коллективе есть и династии. Для семей Шалаевых, Журавлевых метро стало семейным делом. Это и не удивительно: в «Минскметрострое» стремятся создать хорошие условия для работников, даже горячим питанием на стройплощадках обеспечивают с частичной оплатой организацией.
На предприятии работают представители более 60 специальностей: бетонщики, сварщики, каменщики, плиточники, водители... Инженерно-технический состав готовит в основном БНТУ, специалистов хватает.
«Романтика? Конечно, есть. Когда дети говорят: «Вот эту станцию строил мой папа!», строители чувствуют — это на века», — отмечает Олег Бойчук.
Кажется, метро — мужское дело. Но и девушки-инженеры есть. Да работают так, что сильной половине только и остается, что слушаться.
И вот мы на краю котлована. Это будущая станция «Немаршанскі сад». Но это в состоянии понять только специалисты — для журналистов, которые с метро имеют дело только в качестве пассажиров, здесь просто площадка. И без резиновых сапог сюда лучше не лезть.
«На самом деле строительство метро начинается с подготовки территории — расселения жильцов и сноса зданий, обустройства инженерных сетей, строительства объездов», — объясняет главный инженер Аркадий АРУТЮНЯН.
Сегодня достраиваются все станции первой очереди. Четыре построенных тоннеля принесли четыре звезды на борт тоннелепроходческого механизированного комплекса «Алеся». Купили комплекс французского производства в 2015 году. А называть большие комплексы женскими именами — международная практика в метростроения. «Наша «Алеся» грызет все — даже огромные валуны», — гордятся метростроевцы.
И рассказывают, как ТПМК с хирургической точностью прошел 1240 метров — отклонение в тоннеле не может составить более пяти сантиметров.
Такой ювелирной работой метростроевцы обязаны директору геодезическо-маркшейдерского управления Михаилу ДЯДЮШКИНУ и его подчиненным. Такая служба высокоточной геодезии — единственная в стране. А выполняют весь комплекс работ от первой сваи до сдачи объекта всего тридцать линейных работников.
«Самое сложное на любой линии — сдать первую часть, так как здесь пересадочные узлы. А на этой линии их два. Потом уже развивать линию проще», — поясняет Михаил Дядюшкин, который метро отдал 37 лет.
Он хорошо помнит время, когда метро было практически хенд-мейдом: ручной щит, кирка, отбойный молоток, лопата, вагонетка. И человек, которому покоряются недра. Между прочим, тоннели длиной до 400 метров и сегодня проходят таким же образом, так как параметры «Алеси», как настоящей красавицы, равняются 90... метров в длину. И 550 тонн веса.
Сейчас ТПМК разобран и по частям перевозится на будущую «Аэродромную». После сборки комплекс начнет прокладывать тоннель в сторону «Слуцкага гасцінца».
Посетили «Аэродромную» и мы. И увидели, как обустраивается котлован. Тут уже понятно, что это будущее метро, — вот только немного волнуешься за многоэтажки, до которых, кажется, рукой подать. А скоро же начнется проходка тоннелей, одновременно будет расширяться котлован и обустраиваться станция...
— Ни один фундамент не пострадает, — успокаивают специалисты. И объясняют: белорусские метростроевцы первыми еще в Советском Союзе разработали уникальную технологию «стена в грунте», которая позволяет строить котлован в условиях плотной жилой застройки. Получается как по классике — тихо и без пыли.
Но это далеко не последняя инновация. На новой линии рельсы, конечно, останутся — а вот шпал уже не будет. Метростроевцы разработали виброизоляционный блок БВ-2 (в прошлом году, кстати, признанный лучшим строительным продуктом года). То, что раньше приходилось закупать, сегодня производится на собственном заводе. А благодаря стандартной ширине колеи в минском метро будут перевозить пассажиров поезда «Штадлер», которые собираются в Фаниполе.
Во время строительства первой очереди нигде не пришлось замораживать почву (как под Немигой при строительстве первых линий). В конце концов, после 2023 года при строительстве третьей очереди третьей линии снова придется работать под рекой.
Сегодня к сдаче почти полностью готова «Кавальская Слабада» (строители между собой говорят «Жуковского»). Она, между прочим, единственная строится открытым способом. А на «Вокзальной» в целом остались отделочные и пусконаладочные работы. На ней и закончился наш обход.
Даже странно, что еще в 2014 году здесь был старый поселок. Сегодня уже видна концепция оформления станции — гранитный пол, стеклянный и ячеистый черный потолок, зеленые стены из керамогранита и эмалита (эмалированное стекло). Дизайн станций разрабатывают коллеги метростроевцев из «Метропроекта».
«В основном «Вокзальная» предполагается в черных тонах, по ней будут светиться цветные полосы наподобие железнодорожных путей и в районе эскалаторов сходиться. Украсит станцию символическое «дерево путей», — рассказывает заместитель главного инженера тоннельного отряда № 1 Андрей СЕРАФИМОВИЧ.
Эскалаторы, траволаторы и пешеходные тоннели позволят пассажирам спускаться на первую линию таким образом, чтобы пассажиропотоки не пересекались. Пока что буквально за стенкой, на «Площади Ленина», мчатся поезда и ходят пассажиры: метростроевцы не разрушают последнюю перегородку, чтобы не подвергать опасности пассажиров и не создавать помех коллегам из Минского метрополитена.
...Цифры обратного отсчета до ввода третьей линии меняются ежедневно и отображаются на мониторе в административном здании «Минскметростроя», а сотрудники с гордостью подсчитывают, через сколько дней перережется красная ленточка. Ну а сегодняшнюю работу метростроевцев оценят и внуки наших читателей, так как гарантия на станции дается на век.
Факты минского метро
- «Юбилейная» будет самой глубокой станцией Минского метрополитена — до тридцати метров.
- Сейчас две действующие линии перевозят около миллиона пассажиров в сутки.
- С 25 марта по 1 апреля движение поездов по второй линии Минского метрополитена от «Фрунзенской» до «Каменной Горки» будет прекращено: запланирована врезка стрелки между второй и третьей линиями.
Варвара МОРОЗОВА
Фото Анны ЗАНКОВИЧ и Минскметростроя
Сотрудники Минприроды рассказали, какая польза от деревьев в городе.
Аграрии страны подготовили почвы под сев озимых зерновых культур на зерно на площади свыше 1,362 миллиона га, или 89,8 процента к плану.
Студентка БГУКИ — о том, как достигать желаемого, не бояться рисковать и заявлять о себе.