В Беларуси провели социологическое исследование «Три дня без гаджетов», в ходе которого выясняли, чем их можно заменить и стали ли семьи счастливее без электронных устройств. Опрос показал: почти 70% участников признали свою зависимость, но многие в результате изменили свое отношение к гаджетам. А психиатры, которые проанализировали результаты исследования, констатируют, что интернет-зависимость все больше поглощает молодежь и подростков и это вызывает много проблем в психическом здоровье.
В исследовании приняли участие белорусские семьи с детьми до трех лет, где один из родителей находится в декретном отпуске. 29% семей представляли деревни (малые города) и Минск, 42% участников — областные центры и крупные города.
— На наш призыв изначально откликнулось более 500 семей, но, осознав, что придется полностью отказаться от гаджетов на три дня, на эксперимент согласилось лишь 10% — 65 семей, — рассказывает Александр Левкович, заместитель директора компании «Ложка в ладошке», которая стала организатором проекта. — До конца экзамена дошли 52 семьи, а 13 отсеялись в процессе.
Свое решение выйти из проекта участники аргументировали по-разному. Вот ответ одной из женщин, которая не выдержала изоляции от всемирной паутины: «В интернете я слушаю музыку, смотрю прогноз погоды, общаюсь. Без этого сегодня жить невозможно».
До эксперимента 88% мам проводили в интернете до шести часов ежедневно, остальные — семь и более. Папы — почти столько же, и только 10% из них — менее часа. На чтение книг выделялось в среднем 18 минут. Средний возраст детей в семьях участников — - полтора года, и такие дети не спят около восьми часов в сутки. Около часа ежедневно в гаджетах проводило 60% малышей, от двух до шести часов — 37%. И если у мам основной девайс, которым они пользуются, — мобильный телефон, то у детей — телевизор. Большинство женщин — 92% — посещали социальные сети, 74% смотрели фильмы, 6% — видео.
Во время эксперимента, когда от гаджетов пришлось полностью отказаться, семьи признавались, что у них увеличилось время на прогулки, посещение друзей и близких, на другие дела. «Оказывается, что день длиннее», «Успела покрасить ногти», — делились участники. В целом же очевидным стал тот факт, что ограниченное пользование электронными устройствами улучшает отношения в семье.
— Устный опрос показал, что многие участники изменили свое отношение к гаджетам, — подытожил Александр Левкович. — Некоторые признавались, что благодаря эксперименту осмыслили, как много времени теряют на сидение в интернете и сколько интересных занятий с детьми пропускают. А другие вообще задумываются над тем, чтобы периодически практиковать дни без гаджетов в своей семье. 32% участников не изменили свое отношение, правда, среди них были и те, у кого изначально оно было отрицательным. А 68% признали свою зависимость.
— Признания некоторых родителей во время исследования впечатляют. Дети до трех лет вообще не должны пользоваться гаджетами. Мультфильмы в таком возрасте можно смотреть 5-10 минут, ни в коем случае не более получаса, — говорит кандидат медицинских наук, доцент, заведующий отделом психических и поведенческих расстройств РНПЦ психического здоровья Михаил Важенин. — Недавно у нас был 14-летний подросток с простой формой шизофрении. Мать в три года посадила его за компьютер. В восемь он уже не мог посещать школу. А в 14 лет это была полностью разрушенная личность.
Специалист предупреждает, что компьютерная зависимость в дошкольном возрасте ведет к слабости ума, рассеянному вниманию, гиперактивности. И такие проблемы проявляются не сразу, а когда ребенок идет в школу. До пяти лет ребенок не должен иметь никаких гаджетов, кроме кнопочного мобильного телефона, уверен эксперт.
Михаил Важенин привел и результаты другого исследования, которое проводилось в Беларуси по диагностике интернет-зависимости у подростков и молодежи. Ее имеют 16% подростков. Причем у 2% это тяжелые формы с серьезными психическими нарушениями. У 6-7% легкая степень, при которой достаточно правильного образовательного подхода. У остальных интернет-зависимость умеренной степени, которая требует психотерапии. Среди молодежи 18-29 лет зависимых от интернета еще больше — 19,8%. Взрослым специалист не рекомендует проводить в гаджетах более чем 2-4 часа.
— Программист трое суток просидел за компьютером. В результате у него развился острый психоз, — говорит Михаил Важенин. — Люди, которые имеют генетическую предрасположенность к психическим расстройствам, из-за злоупотребления временем, проведенным за компьютером, получают вредные последствия для своего психического здоровья. Это наши потенциальные пациенты в будущем.
— Дети, которые много времени проводят в гаджетах, развиваются не совсем правильно, язык у них формируется хуже, они, если говорить просто, немного глухие, чуть слепые, хотя это и очень умные дети, — продолжает медицинский психолог детского психиатрического диспансера г. Минска Алина Шилова. — Для нормального развития ребенку необходимо общение — с людьми разного пола, возраста и социальных групп. Вытеснение отношений в пользу гаджетов формирует развитие замкнутости и большого количества страхов. К тому же игра в компьютере не развивает способность работать. Если взрослый может отложить планшет и пойти выполнять какое-то дело, то ребенок еще не обладает таким развитым чувством ответственности, он не может оставить гаджет. Так развлечение начинает занимать центральное место в его жизни.
Специалисты советуют не забывать, что именно родители ответственны за воспитание ребенка. Устанавливать программы родительского контроля, ограничивать время пользования компьютером и смартфоном, заниматься с детьми, отвлекаться играми и прогулками, помнить, что склонность к активному образу жизни и физическим нагрузкам формировать нужно с детства, — основные советы, чтобы избежать интернет-зависимости.
— Если же вы в принципе не хотите заниматься воспитанием своих детей, то, возможно, компьютер или смартфон — не худшая альтернатива, — резюмирует Алина Шилова. — Но и не лучшая.
Елена КРАВЕЦ
Сотрудники Минприроды рассказали, какая польза от деревьев в городе.
Аграрии страны подготовили почвы под сев озимых зерновых культур на зерно на площади свыше 1,362 миллиона га, или 89,8 процента к плану.
Студентка БГУКИ — о том, как достигать желаемого, не бояться рисковать и заявлять о себе.