Вы здесь

Составлен рейтинг самых предприимчивых регионов страны


Лидером среди деловых территорий оказалась Минская область, где больше всего индивидуальных предпринимателей (ИП) на 1 тысячу жителей, однако больше других в среднем зарабатывают «ипэшники» на Брестчине. Рейтинг составила площадка объявлений «Куфар» на основе официальной статистики и собственных данных.


Минск лидирует с отрывом

Столичная область лидирует по общему количеству ИП и их доли среди населения. В самом предприимчивом регионе даже без учета столицы насчитывается 26 индивидуальных предпринимателей на 1 тысячу жителей. Больше бизнесменов только в Минске — около 40 ИП на каждую тысячу горожан.

Второе место в рейтинге занимает Гродненская область, где на 1 тысячу жителей приходится около 23 предпринимателей. Третье место с незначительным отставанием занимает Брестский регион. Развивается малый бизнес и в Могилевской области, в которой на себя работает свыше 2,1% населения. За ней следует Гомельский регион с 19 «ипэшниками» на 1 тысячу жителей. Наименее предприимчивой оказалась Витебская область: свое дело здесь открыли всего 1,8% населения.

Более 2 тысяч рублей в месяц

Абсолютный максимум зарабатывают в Минске, где оборот на одного предпринимателя в среднем составляет около 2500 рублей в месяц. За пределами столицы выгоднее вести дела в Брестской области, где бизнесмены в среднем имеют около 2300 рублей. Второе место среди регионов занимает Гродненская область — с 2270 рублей на каждого «ипэшника». Почти на 70 рублей меньше получают бизнесмены на Гомельщине. Строкой ниже идет столичный регион, где выручка предпринимателя обычно составляет 2170 рублей. Меньше зарабатывают предприниматели в Могилевской области (2060 рублей), а замыкает список Витебский регион — здесь ИП могут рассчитывать на оборот в 2030 рублей в месяц.

Продавать и строить

Большинство «ИП» в Беларуси занимаются торговлей, строительством и перевозками. В каждом регионе в этих сферах работает более половины зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Исключение составляет только Минск, где на второе место после торговцев вышли консультанты, дизайнеры и фотографы.

В среднем по стране каждый второй рубль белорусские предприниматели получают от сферы торговли. Однако каждый регион имеет свои особенности. Так, предприниматели Минской области больше других зарабатывают на производстве и строительстве, Витебской на сельском хозяйстве, а Брестской на медицинских и социальных услугах. В Гомельской области как нигде популярны услуги временного проживания и питания.

Должен стать драйвером экономики

«Малый бизнес начинает играть все более заметную роль в экономике, занимая даже те области, которые традиционно были прерогативой крупных компаний. Это позитивно сказывается на развитии рынка и экономики в целом», убежден начальник управления маркетинга и коммерции «Куфара» Илья Жуковец.

В то же время, как отмечает эксперт, потенциал сегмента малого бизнеса значительно выше: в успешных странах именно он является драйвером экономики. Успешно развиваться белорусским предпринимателям мешают непонимание законодательства, отсутствие стратегического планирования и недостаточное знание сферы онлайн-торговли. Ситуацию могут улучшить образовательные инициативы, призванные помочь предпринимателям-новичкам разобраться в сфере электронной коммерции.

«Только в прошлом году белорусы потратили на онлайн-шопинг около 360 млн долларов. Чтобы сохранить бизнес, предприниматели выходят в онлайн вслед за потребителями. Мы видим это и по тому, как активно подключаются онлайн-витрины на нашей площадке, что помогает всем желающим адаптировать свой бизнес к реалиям цифровой экономики», подчеркнул эксперт.

Стало больше бизнес-леди

Еще одной тенденцией стал рост количества женщин среди ИП. Все больше девушек хотят открыть собственное дело, вместо того, чтобы работать на компанию. «Активность женщин в бизнесе возрастает, и мы видим это по тому, как активно девушки участвуют в образовательных мероприятиях», — отметил представитель площадки.

Все больше предпринимателей стали создавать стартапы. Получают развитие и новые формы финансирования бизнеса, такие как краудфандинг. «Белорусские предприниматели, особенно молодежь, изучают западные тенденции и стараются смотреть в будущее. Все понимают: вести бизнес «по-старому» уже неэффективно: если не перестроиться, можно потерять свою долю рынка», — пояснил Илья Жуковец.

Сергей КУРКАЧ

Выбор редакции

Экология

Что каждый желающий может сделать, чтобы улучшить любимый город?

Что каждый желающий может сделать, чтобы улучшить любимый город?

Сотрудники Минприроды рассказали, какая польза от деревьев в городе.

Общество

Универсальный язык качества

Универсальный язык качества

О развитии стандартизации в Беларуси рассказали эксперты.

Сельское хозяйство

Какие задачи стоят перед аграриями осенью?

Какие задачи стоят перед аграриями осенью?

 Аграрии страны подготовили почвы под сев озимых зерновых культур на зерно на площади свыше 1,362 миллиона га, или 89,8 процента к плану.

Молодежь

Ангелина Самолетова: Творчество живет в сердце каждого человека

Ангелина Самолетова: Творчество живет в сердце каждого человека

Студентка БГУКИ — о том, как достигать желаемого, не бояться рисковать и заявлять о себе.