Лидером среди деловых территорий оказалась Минская область, где больше всего индивидуальных предпринимателей (ИП) на 1 тысячу жителей, однако больше других в среднем зарабатывают «ипэшники» на Брестчине. Рейтинг составила площадка объявлений «Куфар» на основе официальной статистики и собственных данных.
Минск лидирует с отрывом
Столичная область лидирует по общему количеству ИП и их доли среди населения. В самом предприимчивом регионе даже без учета столицы насчитывается 26 индивидуальных предпринимателей на 1 тысячу жителей. Больше бизнесменов только в Минске — около 40 ИП на каждую тысячу горожан.
Второе место в рейтинге занимает Гродненская область, где на 1 тысячу жителей приходится около 23 предпринимателей. Третье место с незначительным отставанием занимает Брестский регион. Развивается малый бизнес и в Могилевской области, в которой на себя работает свыше 2,1% населения. За ней следует Гомельский регион с 19 «ипэшниками» на 1 тысячу жителей. Наименее предприимчивой оказалась Витебская область: свое дело здесь открыли всего 1,8% населения.
Более 2 тысяч рублей в месяц
Абсолютный максимум зарабатывают в Минске, где оборот на одного предпринимателя в среднем составляет около 2500 рублей в месяц. За пределами столицы выгоднее вести дела в Брестской области, где бизнесмены в среднем имеют около 2300 рублей. Второе место среди регионов занимает Гродненская область — с 2270 рублей на каждого «ипэшника». Почти на 70 рублей меньше получают бизнесмены на Гомельщине. Строкой ниже идет столичный регион, где выручка предпринимателя обычно составляет 2170 рублей. Меньше зарабатывают предприниматели в Могилевской области (2060 рублей), а замыкает список Витебский регион — здесь ИП могут рассчитывать на оборот в 2030 рублей в месяц.
Продавать и строить
Большинство «ИП» в Беларуси занимаются торговлей, строительством и перевозками. В каждом регионе в этих сферах работает более половины зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Исключение составляет только Минск, где на второе место после торговцев вышли консультанты, дизайнеры и фотографы.
В среднем по стране каждый второй рубль белорусские предприниматели получают от сферы торговли. Однако каждый регион имеет свои особенности. Так, предприниматели Минской области больше других зарабатывают на производстве и строительстве, Витебской — на сельском хозяйстве, а Брестской — на медицинских и социальных услугах. В Гомельской области как нигде популярны услуги временного проживания и питания.
Должен стать драйвером экономики
«Малый бизнес начинает играть все более заметную роль в экономике, занимая даже те области, которые традиционно были прерогативой крупных компаний. Это позитивно сказывается на развитии рынка и экономики в целом», — убежден начальник управления маркетинга и коммерции «Куфара» Илья Жуковец.
В то же время, как отмечает эксперт, потенциал сегмента малого бизнеса значительно выше: в успешных странах именно он является драйвером экономики. Успешно развиваться белорусским предпринимателям мешают непонимание законодательства, отсутствие стратегического планирования и недостаточное знание сферы онлайн-торговли. Ситуацию могут улучшить образовательные инициативы, призванные помочь предпринимателям-новичкам разобраться в сфере электронной коммерции.
«Только в прошлом году белорусы потратили на онлайн-шопинг около 360 млн долларов. Чтобы сохранить бизнес, предприниматели выходят в онлайн вслед за потребителями. Мы видим это и по тому, как активно подключаются онлайн-витрины на нашей площадке, что помогает всем желающим адаптировать свой бизнес к реалиям цифровой экономики», — подчеркнул эксперт.
Стало больше бизнес-леди
Еще одной тенденцией стал рост количества женщин среди ИП. Все больше девушек хотят открыть собственное дело, вместо того, чтобы работать на компанию. «Активность женщин в бизнесе возрастает, и мы видим это по тому, как активно девушки участвуют в образовательных мероприятиях», — отметил представитель площадки.
Все больше предпринимателей стали создавать стартапы. Получают развитие и новые формы финансирования бизнеса, такие как краудфандинг. «Белорусские предприниматели, особенно молодежь, изучают западные тенденции и стараются смотреть в будущее. Все понимают: вести бизнес «по-старому» уже неэффективно: если не перестроиться, можно потерять свою долю рынка», — пояснил Илья Жуковец.
Сергей КУРКАЧ
Сотрудники Минприроды рассказали, какая польза от деревьев в городе.
Аграрии страны подготовили почвы под сев озимых зерновых культур на зерно на площади свыше 1,362 миллиона га, или 89,8 процента к плану.
Студентка БГУКИ — о том, как достигать желаемого, не бояться рисковать и заявлять о себе.