Вы здесь

Астролог дело говорит


Кино, рассчитанное на уставшие массы.

Кинопрокатная афиша в большинстве своем — это ряд незнакомых, интригующих, непредсказуемых картин. Тех, билеты на которые без кинокритики и устных отзывов ты приобретаешь, как кота в мешке. Ждать ли от просмотра только эстетического удовольствия, красивой картинки, вдохновляющих сантиментов или глубокого подтекста, серьезных вопросов современности, разговора о вечном, афиша обыкновенно не сообщает (сообщает кинопресса). Но есть определенная ниша соседского — российского — кинематографа, продукт которой можно узнать и предугадать содержимое, только посмотрев на плакат.

3_6

 

Эта картинка верна своей игривой пестроте и ярким цветам. Здесь все отретушированно-глянцево-идеально, соответственно — дальше от реальности. На ней — знакомые по соответствующим киноплатформам, примелькавшиеся актеры. Традиционно авторы отрицают минимализм, сдержанность и умеренность. Больше содержательных элементов, цветовых решений, безвкусных напластований.

За ними традиционно стоят российские романтические комедии. Иногда с примесью авантюризма, иногда —
с добавлением метафизических явлений, проще говоря — волшебства. Всегда — с симпатичными актерами и вдохновляющими перипетиями. На этот раз минский Киновидеопрокат представил зрителям картину режиссера Армана Геворгяна «Гороскоп на удачу».

Написание текста об этом фильме — именно тот случай, когда понимаешь, что сохранить интригу, даже если захочется, не получится. Шаблонные российские ромкомы такой привилегии не оставляют никому и позволяют угадать концовку уже после просмотра завязки.

Цель таких проектов — выпустить картину на экран, привлечь как можно больше зрителей, заработать денег. Метод — смешение предпочтений масс, таких как упрощенность, легкость восприятия, оторванность от реальности, включенность в происходящее на экране. Средство — сантименты и комедийная составляющая. Помощник — узнаваемые лица и рекламная компания.

Итак, главный герой Макс (Дмитрий Ендальцев) тайно влюблен в Риту (Анна Чиповская), партнера фирмы,
в которой он работает. Макс не просто парень, он — романтический герой. Уже скоро нам становится ясно, насколько это ценный человек: на вечеринке он проявляет равнодушие к дочери богатого владельца фирмы (Анна Ходченкова), в то время как его друг и коллега (его исполняет Тимур Батрутдинов из ComedyClub) заинтересован в этой выгодной партии. Противопоставление.

3-8

 

 

Но глупая выскочка влюбляется в Макса, и на следующее утро они просыпаются в одной постели. Тем не менее этот факт не разбивает нимб над головой главного героя, и мы, следуя за происходящим на экране, идем к мечте — Рите.

Когда удача отворачивается от Макса, приходит время вводить метафизику — голос из ниоткуда подсказывает ему адрес астролога (которого сыграл Дмитрий Нагиев). Тот оказывается карликом (видимо, так его сверхспособности становятся более правдоподобными), берет деньги и на следующий день присылает Максу гороскоп на каждый день.

Отправная точка известна, конечную можно предположить с малой вероятностью ошибки, середина — авантюрные приключения, победы и провалы главного героя и, конечно же, развитие отношений между Максом и неприступной Ритой.

Мы, как и героиня, можем еще раз убедиться в незаурядности мужчины, который перед нами. Он решает доказать, что достаточно тонко чувствует запахи (с которыми связан его нынешний проект) и женщин. В этот приторный момент он вдыхает новые французские ароматы и рассказывает, каким характерам они бы подошли. А девушка это слушает и тает, тает, тает...

Она тоже в плане приемов для зрительской эмпатии штучка непростая. Как она построила успешную карьеру? Хотела только, чтобы отец, который умер, мог ей гордиться. И зритель тает, тает, тает...

Рассмотрение перипетий той самой середины не представляется действительно интересным, хотя только ради них и этого таинственного гороскопа зритель, скорее всего, покупал билеты в кинотеатр. Фильм не оказался «вкусно» сделанным, зато снят красиво. Но примечателен он именно той классической внешней красотой, без внутренней. Возможно, лучшим элементом ленты можно считать виды Питера. В том числе потому, что это красота без подтекста. Все остальные натужные попытки достичь эмоционального эффекта через глянцевую нераздражающую поверхность оказались несостоятельными и неэффективными. Выстроенная по канонам внешность не должна идти впереди смысла.

3-7

 

 

Интересно посмотреть, на какой морали построен фильм (сказка). Рита, которая в решительный момент пренебрегает работой ради любви, конечно же, выигрывает. Герой Батрутдинова, что женится на капризной богачке, становится подкаблучником и объектом проявлений вечного недовольства. Макс, которого не интересуют деньги, что сами текут к нему в руки, — персонаж по определению положительный. Когда он понимает несостоятельность своих надежд на гороскоп (хотя несостоятельной была, скорее, нравоучительная речь астролога, появившегося ближе к концу), начинает действовать сам. Нечто подобное — простые истины — стало самым востребованным и любимым у зрителя и, соответственно, популярным у авторов упрощенных форм.

Неизвестной остается публика, что покупается на сомнительную комедийную составляющую фильма. Разные вариации и интонации для слов, связанных с человеческими испражнениями (кажется, отдел юмора делал на это ставку), смеха не вызывают. Следовать жанру комедии авторы решили до конца, вплоть до постельной сцены, чем ее только опошлили. Неубедительно развитие событий, к некоторым сценам которого грех не придраться. Создатели, конечно, могут рассчитывать на непритязательного зрителя, а могут в конце концов начать публику воспитывать.

Русское кино «успешно» отличилось в нише коммерческих проектов, романтических комедий, которые угождают уставшим после изматывающего рабочего дня массам. Экономическая формула спроса-предложения не должна применяться в тонкой материи отношений экранного искусства и зрителя, но в нынешних условиях именно оно — непритязательное большинство — подсказывает киноиндустрии рецепты хоть и непредсказуемого, но в идеале легкого заработка.

Массовое искусство, помимо финансовых категорий, в которых думают авторы, залезает в другие, более сложные и уж куда более важные, сферы. Оно угождает простым человеческим ожиданиям — дает зрелище. Создает поверхностную историю, для чего берет на вооружение мотивы, затрагивающие нервные (душевные) окончания. Романтика, сантименты, комедийность, страх, паранормальные явления. Вместе с этим оно балует человека, задабривает эмоциональными сценами, сулит смех и слезы. Но чувства эти остаются в кинозале, а за его пределы выходят навязанные ложные образы современных принцев и принцесс, странные с моральной точки зрения модели жизни и зрительский вкус, который после очередного рабочего дня потребует новый ромком.

Белорусский кинематограф некоторыми проектами последних лет вписывается в подобные модели работы, мы уже выделяли это в отдельную тенденцию. Пока что о ее развитии говорить, к счастью, не приходится. В свою очередь, картина «Гороскоп на удачу» тоже относится к Беларуси, но только лишь тем, что снята по сценарию известного белорусского сценариста и драматурга Андрея Курейчика.

Говоря об ошибках, принято советовать способы улучшения. У «Гороскопа на удачу» есть два главных недостатка, исправив которые, можно исправить и фильм — это отношение к кино и отношение к зрителю. Подразумевается безответственное наживание на искусстве как продукте и рассчитывание на зрителя, который на эту внешнюю красоту купится.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

Выбор редакции

Гороскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

В начале недели к Ракам могут коварно подкрасться тревоги и сомнения.

Общество

Что нужно знать тем, кто отдыхает возле водоемов

Что нужно знать тем, кто отдыхает возле водоемов

Даже при наличии на пляже спасательной станции не стоит пренебрегать элементарными правилами безопасности.

Общество

Однокомнатные квартиры стремительно дорожают

Однокомнатные квартиры стремительно дорожают

Причина — доступные кредиты и ажиотажный спрос.

Экология

В Беларуси построят 30 региональных мусороперерабатывающих заводов

В Беларуси построят 30 региональных мусороперерабатывающих заводов

Общая площадь свалок в Беларуси занимает около 4 тысяч гектаров.