Вы тут

Международная консолидация в контексте цивилизационных вызовов и угроз


«Экономика есть работа духа над материей мира, от которой зависит само существование людей в условиях этого мира».

Н. Бердяев 

Современная эпоха обострения глобальных проблем, состояние мироустройства стимулируют значительные деструктивные процессы, которые характеризуются обществом как угрожающие самому существованию человечества. Создаётся острота социальных проблем с одновременным ростом частоты возникающих социальных потрясений. Общество пребывает в стадии поиска ответов на вопросы в глобальном переустройстве мира с потребностью выбора новых стратегий развития.


Экономика 20 века — своеобразный вариант капитализма экономически доминирующих стран, основывается исключительно на принципах потребления. Чем больше потребляется обществом, человеком, тем благополучнее это сказывается на экономике. Спрос, порождающий предложение, стимулирует новые витки развития экономики. Возникла рыночная экономика глобального масштаба, которую в значительной степени характеризует погоня частных компаний за прибылью по всему миру. Мировая экономика по меньшей мере в сто раз увеличилась в сравнении с началом индустриальной эпохи. Посредством ежегодного роста мирового производства на 3% в среднем мировая экономика в итоге продолжает удваиваться примерно каждые двадцать лет. 

Такие значительные показатели практически привели к полной ликвидации крайней бедности в регионах, где рост экономического развития наиболее показателен. Современная цивилизация за 50 лет потребила столько же товаров и услуг (по стоимости в неизменных ценах), сколько все предыдущие поколения, вместе взятые [1]. 

Доллар США, выступающий посредником обмена, стал источником прибыли. Увеличивая эмиссию доллара, а также государственных бумаг, США, постоянно наращивая потребление, сами же себя и кредитовали. Финансовое доминирование в мировом сообществе позволило США сформироваться как сверхдержаве с огромной военной силой, но и с огромным внешним долгом в 34 трлн долларов, что в отношении к ВВП составляет около 120%.

В то же время в мировом сообществе возникло неравенство доходов, расслоение классов, которое стремительно нарастает. При глобальном благосостоянии сохраняется крайняя бедность, увеличивается разрыв между богатыми и бедными. Понятно, что данная система может развиваться лишь при условии постоянно растущего количества поглощения природных ресурсов, всепроникающего загрязнения окружающей среды. Не замечать очевидное — значит становиться не просто молчаливым созерцателем, но в некоторой степени становиться участниками разрушения мирового сообщества. 

Кризисность современной ситуации предъявляет новые требования к уровню осознания нелинейности и взаимосвязанности процессов. Радикальные конструктивные изменения возможны в случае применения инновационных идей, реализации смыслов, которые способны обеспечить новые форматы как международных отношений, так и внутриполитических процессов развития стран при широком международном сотрудничестве. 

Логичным в этой связи становится появление на геополитическом пространстве ШОС, ОДКБ и БРИКС, объединивших сообщества государств-единомышленников. Формирование справедливого многополярного мироустройства и является одной из главных задач БРИКС. Механизм консолидации стран-участниц изначально был нацелен на развитие сотрудничества, укрепление безопасности, содействие развитию всего человечества и принятие всех возможных мер по созданию равноправного и справедливого мира.

Локомотивом взаимодействия в рамках БРИКС является экономика. И это ПОНЯТНО: уже по итогам 2022 года совокупный ВВП 5 государств-членов БРИКС (Китай, Индия, Бразилия, Россия и ЮАР) превысил ВВП стран так называемой" большой семерки" (G7 — США, Японии, Германии, Великобритании, Франции, Италии и Канады). Так, страны БРИКС обеспечили 31,5% мирового ВВП, а" семерка «— 30,1%. И это без учета богатейших Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, мощного Ирана и крупнейших стран Африки, вступивших в БРИКС в этом году! А к 2028 году показатели стран БРИКС будут на уровне 36,6%, в то время как G7 — 27,8%. А ведь в 1992 году ситуация была кардинально иной:» большая семерка«производила 45,7% мирового ВВП, в то время как страны, входящие в настоящее время в БРИКС, — менее 20%. Такие данные привел Президент России В. В. Путин в своем Послании Федеральному собранию, подчеркнув, что эти изменения являются объективной реальностью. «Никуда от этого не деться. Это объективная реальность. Так и будет. Чего бы ни происходило, в том числе даже и на Украине» [2].

Несмотря на явно позитивные результаты и перспективы взаимодействия стран БРИКС в экономическом плане, мировоззренческий компонент, который должен выступать фундаментом, целеполаганием для стратегического развития стран — участниц, является сверхактуальным с определением развития данной составляющей как приоритетной задачи.

Чем быстрее идет экономическое развитие наших стран, чем глубже и теснее становится экономическое и политическое взаимодействие, тем очевиднее встает вопрос формирования общего гуманитарного пространства, культурного взаимообмена. А в конечном итоге — и формирования общей аксиологической матрицы, отличающей нас от противостоящего блока коллективного Запада с его подавляющей либеральной системой ценностей, которую в первую очередь взял на вооружение сегодняшний глобальный капитализм. Усиление такого противостояния по всем векторам очевидно. К этому ведет разжигание вооруженных конфликтов в разных уголках мира, непрекращающиеся попытки слома устоявшихся экономических связей и логистических маршрутов и т. д. Причина понятна: выиграть в честной конкуренции Запад сегодня не может, а на равноправное сотрудничество не готов. Поэтому на первый план выходят различные гибридные формы воздействия — от прямого военного вмешательства до навязывания своих идеологических моделей посредством широкого набора информационно- коммуникационных, культурологических инструментов. В жертву готовы принести даже «единоверцев» — ЕС с его экономикой. Только бы сохранить любой ценой доминирующее положение империалистических элит. При достижении своих стратегических и даже тактических целей интересы третьих стран — от Украины до Ближнего Востока, интересы их народов и вовсе не принимаются во внимание правящими кругами «сильных мира сего». 

Политику стран коллективного Запада, ее лицемерность, очень четко высветил во время своего выступления на Всемирном саммите по борьбе с изменением климата в Дубае Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко. В своей речи на форуме Глава белорусского государства подчеркнул, что речь о будущем общего дома — планеты Земля: «Другого дома у нас не было и не будет». Говоря об изменении климата и мрачных прогнозах ученых, А. Г. Лукашенко в первую очередь обратил внимание на действия тех, кто провоцирует и разжигает очаги войн в разных уголках планеты. По словам Президента Беларуси, войны в Ираке, Афганистане, Украине, НА Ближнем Востоке — это триллионы долларов, не говоря уже о безвозвратно загубленных человеческих жизнях. Именно эти средства должны быть направлены на решение проблем человечества. И еще одну важную тему в этом своем выступлении затронул Глава Беларуси: значимость справедливого мира как необходимого основания для решения глобальных проблем. «Пора признать: зеленая повестка бессмысленна в условиях конфронтации. Она требует уважения суверенитета стран и безусловной справедливости» [3]. 

Прислушается ли коллективный Запад, и главное — нынешний планетарный гегемон к такому убеждению, кстати, разделяемому абсолютным большинством человечества? К великому сожалению, на положительный ответ на этот вопрос надеяться сегодня сложно. А потому противостояние по линиям: коллективный Запад — Россия, коллективный Запад — Китай, коллективный Запад — глобальный Юг, — является долгосрочным трендом, с учетом которого мы должны быть готовы совместно отстаивать свои позиции по всем направлениям. И здесь полем противоборства являются не только сфера безопасности и экономика, как базис, но и создание своей культурно-ценностной парадигмы, которая является даже не надстройкой, а необходимым условием выживания в глобальном мировом противостоянии.

Вступая в цивилизационное противостояние с четким осознанием актуальности возникших общечеловеческих проблем — таких как перенаселение планеты, загрязнение окружающей среды, нехватка природных ресурсов, мы должны четко понимать, что принятие навязываемых нам правил игры — это путь в никуда. Культивирование «экономического человека», потребительского отношения к цивилизационному развитию и как следствие этого — «золотой миллиард», чайлдфри, поедание насекомых и так далее — вплоть до каннибализма — это то, что может ужасать, порицаться, но в то же время является частью процесса и его составляющими, возможными для решения общечеловеческих глобальных проблем. Этот процесс будет сопровождаться оправдательной, для многих симпатичной и приемлемой оговоркой, разрушающей все препоны морали: «ничего личного. Просто бизнес». Речь, мол, не о военном противостоянии. Но что это, как не война умов, идеологии жизни и идеологии будущего?!

Для построения общей для стран БРИКС аксиологической модели необходимо концептуальное изменение в подходах о целеполагании, сообразно нашему исторически сложившемуся и позволяющему существовать как цивилизации восприятию мира. Доминирующая целеполагание в общественном развитии сегодня состоит в том, что будущее является продолжением прошлого, формируется в прошлом. Наши духовные, нравственные, религиозные концепты постулируют то, что будущее более определено, чем прошлое, будущее существует в большей степени, чем прошлое, настоящее и наше историческое прошлое является более неизведанным и непонятным, потому что скрыт их истинный смысл, который предопределен будущим.

Важно понимать, что тот, кто теряет концепты будущего, не знает, либо использует совсем не те алгоритмы, которые объясняют современное состояние, анализирует ситуацию в формате, не представляющем ясные ответы на главные вопросы современности, которые перед собой ставит человечество. Хаос и непонимание перспектив развития обусловлен отсутствием аксиологических моделей, идеологии, смыслов, способных обеспечить развитие социума. Нам необходимо вернуться к первоистокам, адекватно оценить и проанализировать существующую ситуацию с точки зрения извечного вопроса: что первично — духовное или материальное, бытие или сознание. Понятия счастья, комфорта и более приземленных категорий — уровня, качества жизни и т. д. имеют разночтения в их достижении и самом их понимании. Не осмысливать это — значит, молча принимать чуждые модели и принципы развития. 

Доминирующая сегодня глобалистская модель предполагает ее безоговорочность и однозначность. Как итог — общество стремится заполучить и имеет материальные средства для жизни, но при этом теряется в определении, ради чего и для чего жить. О духовности, нравственных категориях и говорить не приходится. 

Замещение целей средствами является характерной чертой процесса господствующей идеологии современной жизни. Экономическая, технологическая, материальная составляющая, безусловно, касается средств, а не целей жизни. Цели человеческой жизни и средства, которые служат их достижению, имеют между собой разрыв и зачастую могут быть не связаны. Современная доминирующая идеология, при которой причина порождает следствие, по сути, является анормальной, деструкцией в общественном развитии. 

Американский экономист У. В. Хайнс описывает данную ситуацию следующим образом: «Проблема Запада в том, что, научившись находить решение большинству наших трудностей через экономическую активность, используя естественные ресурсы для удовлетворения физических нужд, на века стали рабами труда ради проживания. Привыкнув решать все свои проблемы с помощью денег, мы устали. Мы „покупаем“ друзей (даже жен) при помощи расточительных вечеринок и дорогих автомобилей. Мы достигаем политической власти путем денежных вложений в „правильные“ партии, в расположение избирателей, даже взяточничества... Мы устали. Но это обычно не замечается. Вопреки всему богатству Соединенных Штатов, вопреки той обстановке, в которой существует средний класс, основная масса людей испытывает неудовлетворенность своей жизнью. Растет национальный доход, но кривая удовлетворенности жизнью скользит вниз» [4]. 

Налицо кризис концепции успешности личности, смысла жизни, основанной на приоритетности достижения определенного уровня материального достатка, финансово-экономических критериев. Альтернативой данному подходу, постулируемому либеральным глобализмом, должна стать идея примата духовного, нравственного начала в цивилизационном развитии. Именно этот концепт должен быть положен в фундамент аксиологической матрицы стран — участниц БРИКС. 

В геополитическом плане старая концепция капиталистического мироустройства, либеральных стратегий в реальности обернулось диктатурой одной части мира над другой. Это не разумная схема жизнедеятельности, обустройства общества, а всего лишь возможность накопления богатства определенной группой лиц. За этой принципиальной для западного мышления схемой стоит четко обозначенная психология, идеология, философия выстраивания общественных отношений. 

Но отрицание наличия идеологических концептов, ценностей, которые определяют жизненный уклад в интересах, доминирующих на сегодняшний день элит, не соответствует действительности. Если обратить внимание на стратегию развития европейской интеграции, то она изначально носила идеологический характер с четко определенными ценностными ориентирами. Лиссабонский договор, который сегодня фактически является концептуальным документом Европейского союза, постулирует идеологию европейских ценностей, определяя их как обязательные для всех участников ЕС. Так, в статье 2 «Ценности союза» констатируется, что «Союз основан на ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Эти ценности являются общими для совокупности государств — членов, которые характеризуются плюрализмом, не дискриминацией, терпимостью, справедливостью, солидарностью и равенством между женщинами и мужчинами» [5]. 

На современном этапе становится все более очевидной, по словам И. Т. Фролова, «необходимость нового синтеза науки и гуманизма формирования нового типа науки, в которой исследовательские подходы не были бы отслоены от ценностных, от своих социально-этических оснований, а результаты исследований и сами их направления все-таки получали «человеческое измерение» [6]. В. С. Стёпин подчеркивает, что выход из кризиса техногенной цивилизации «состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научно рациональности, включающей в себя в явном виде гуманистические ориентиры и ценности» [7]. Возрастание роли гуманистических ценностей в осуществлении информационных и научно-технологических процессов признается как один из главных вызовов развития современного мира.

Сегодня БРИКС представляет собой платформу уникального международного диалогового формата стран, представляющих евразийскую, индийскую, исламскую, китайскую, латиноамериканскую и африканскую цивилизации. Каждая из них имеет свой уникальный путь историко-политического и культурного развития.

В рамках БРИКС межкультурная коммуникация получила активное развитие с середины 2010-х годов. Сегодня она организована на концептуально новом подходе к взаимодействию в сфере культуры. Если традиционно все союзы были объединены по территориальному или содержательному принципу, то теперь появилось объединение стран, находящихся в разных частях планеты с уникальной культурой.

К сохранению и приумножению этого уникального культурного наследия, активному и серьезному диалогу в этом направлении призвал Президент России В. В. Путин в своем онлайн-выступлении на саммите БРИКС в Йоханнесбурге в августе 2023 года. «Культурное и цивилизационное многообразие является одной из несущих опор нового многополярного миропорядка, подразумевает создание целостного свободного пространства культурного обмена, искусства, творчества. Назрел серьезный с партнерами по БРИКС, — кстати, и с партнерами по ШОС, другими странами, — серьезный разговор о будущем культуры в мире, о сбережении и приумножении мирового культурного наследия», — отметил он [8]. 

Какой же должна быть эта ценностная матрица, на каких основаниях строится? Если мы говорим об альтернативе идеологии глобального либерализма, глобального капитала, то, наверное, следует иметь ввиду миропорядок, государственное и общественное устройство, основанное на принципах социальной справедливости, с большой долей социалистического компонента. Ибо если мы по-прежнему основываемся на капитализме, то должны четко осознавать: центр капитала там — на Западе, у гегемона. Туда капитал будет стремиться, его интересами руководствоваться, там его управляющий центр. Все остальное — подчиненные территории, периферия с разной степенью автономности и уровня жизни, но никак не суверенные акторы мирового процесса, самостоятельно распоряжающиеся своей судьбой. 

Президент России В. В. Путин, выступая на пленарном заседании дискуссионного клуба «Валдай» в 2021 году, заявил, что существующая модель капитализма исчерпала себя. По его словам, неравномерное распределение материальных благ ведет к усугублению неравенства. В рамках такой модели «нет больше выхода из клубка все более запутанных противоречий. Повсеместно, даже в самых богатых странах и регионах, неравномерное распределение материальных благ ведет к усугубляющемуся неравенству, прежде всего, неравенству возможностей и внутри обществ, и на международном уровне» [9].

При этом важно понимать: культурно-ценностная альтернатива должна распространяться не только на систему нравственных ценностей, сохранение традиционных культурных кодов, но и на построение политической модели, альтернативной западной, как по самой своей сути, так и по используемому инструментарию. Так и либерализм, и консерватизм являются западными парадигмами в рамках глобальной капиталистической системы. То же можно сказать и о моделях политических партий и основных избирательных систем. Альтернативу этим системам в рамках БРИКС представляют Китай с его уникальной политической традицией, который вобрал в систему своего развития как элементы социалистического уклада, так и тысячелетние каноны национальной философии и культуры. Также в линейке альтернативных идей развития заявляются исламские монархии Персидского залива и Иран со своей особенной исламской демократией и правовой системой.

Представляется, что по пути суверенизации, обращения к национальным традициям и опыту в самых основах государственно-общественного строительства будут двигаться и другие страны БРИКС. Такие подвижки станут залогом усиления позиций в глобальном мире, поскольку на твердом основании собственной идентичности и цивилизационной самодостаточности гораздо легче и эффективнее отстаивать свои позиции в глобальном соперничестве. 

Но кто будет проводить эту работу, разрабатывать и продвигать эту ценностную матрицу, внедряя ее в общественное сознание и принципы государственного управления и взаимодействия. Очевидно, что этим должны заниматься элиты государств, входящих в объединение. 

Сегодня, если мы возьмем само определение элиты, то оно пересматривается еще с 90-х годов. Об этом в своем Послании Федеральному собранию прямо заявил Президент Российской Федерации. «Вы знаете, что слова „элита“ во многом себя дискредитировало. Теми, кто, не имея никаких заслуг перед обществом, считая себя какой-то кастой с особыми правами и привилегиями, особенно имею в виду тех, которые в предыдущие годы набили карманы за счет всяких процессов в экономике 90-х — вот они точно не элита. Подлинная настоящая элита — все, кто служит России: труженики и воины, надежные, проверенные, делом доказавшие свою преданность России, достойные люди» [10]. 

В этой деятельности элит полагаем отметить важность следующих аспектов. 

Первый. Взаимодействие трех общественных сегментов — власть, народ, элиты.

В первой модели общественно-политического устройства государства элиты вместе с народом против власти (данная модель общественных взаимоотношений — предвестник революционной ситуации);

Во второй модели элиты вместе с властью против «темного народного большинства» (элитарно-реформаторская или олигархическая модель, со спорными подходами к формированию и обеспечению социальной справедливости. Но при этом наибольшими предпосылками эффективного общественного развития в случае обязательного соблюдения высоких моральных, духовно-нравственных требований).

И в третьем варианте власть вместе с народом против элиты, (фундаменталистская модель, устремленная к концепции социальной справедливости, но с утраченными потенциальными возможностями энергичного развития на базе потенциала лучших представителей социума — элит).

При том, что ни одна из моделей не обеспечивает 100% гарантии результативного развития, вторая модель является наиболее эффективной в случае, если наиболее успешная, наиболее яркая, наиболее активная часть общества, представляемая как элита, наделена соответствующим моральным и духовно-нравственным потенциалом. При этом, на какой бы из моделей не основывалась политическая система страны, роль элит в разработке и реализации аксиологических парадигм будет решающей. 

Второй аспект. Если мы ставим целью выработку общей аксиологической модели для межгосударственного объединения, которым является БРИКС, то здесь чрезвычайно важно общее понимание ценностей — как элитами, выступающими хедлайнерами этого процесса, так и всем обществом. Проще говоря, необходимо, чтобы в этом смысле все говорили на одном языке, и у всех было единое и четкое понимание того, «что такое хорошо, и что такое плохо» — как у элит, так и у общества входящих в объединение и сотрудничающих с ним стран.

Ярким свидетельством когнитивного диссонанса в общественных процессах могут послужить результаты работы белорусских исследователей и непосредственно социологического исследования, проведенного в системе образования Беларуси, согласно которому 42% респондентов — родителей иначе понимают ключевые ценностные категории, чем транслируются их детям в рамках учебно-воспитательной в учреждениях образования. 

Таким образом, сегодня на повестке дня стоят задачи формирования консолидированной политики в области культурной дипломатии, взаимопроникновения культур, выработка общих подходов с выходом в ценностную плоскость, выработка общих ценностных ориентаций с обеспечением их восприятия как политическими элитами, так и гражданским обществом государств объединения.

Чтобы изменить что-то к лучшему, необходимо понимать фундаментальные процессы мировой истории, их философский смысл. Без этого усилия будут напрасными, поскольку знания требуют серьезного труда.

Идеологическое обоснование мирового диктата коренится в западном либерализме. Эта идеология основана на уверенности в абсолютном превосходстве западной либерально-капиталистической цивилизации и ее всеобъемлющей природе. Согласно либеральным концептам, либеральная демократия и капитализм должны быть предписаны всему миру, а традиционные ценности, национальный суверенитет, религия, культура и этические системы должны быть отвергнуты. Англосаксонские страны, которые являются пионерами этой идеологии, естественно, претендуют на главенствующее положение. Любые сопротивляющиеся этим идеям становятся объектами агрессии.

Для достижения своих целей либералы используют различные идеологии в своих интересах, включая нацизм, салафитский исламизм и т. д., что облегчает решение локальных проблем и усиление их позиций. Однако, несмотря на эти стратегии, нашей главной целью является победа над либерализмом, который является более опасным идеологическим движением, чем любые другие.

На данном концепте многообразие цивилизаций — это объективная реальность. Объединение БРИКС как международная платформа будет способствовать развенчиванию мифической теории о западоцентризме и построению многополярного мирового порядка. Актуально утвердить уверенность в собственной цивилизации, представить пример партнерства культур между мировыми державами, создать созвездие мировых цивилизаций, сплоченное на истинных ценностных категориях, обеспечивающих гармоничное развитие человеческого сообщества и экосистемы.

Игорь Бузовский, заместитель Министра информации Республики Беларусь

Выбар рэдакцыі

Экалогія

У Беларусі пабудуюць 30 рэгіянальных смеццеперапрацоўчых заводаў

У Беларусі пабудуюць 30 рэгіянальных смеццеперапрацоўчых заводаў

Агульная плошча звалак у Беларусі займае каля 4 тысяч гектараў. 

Грамадства

Ірына Даўгала: Сям’я для беларусаў застаецца найвышэйшай каштоўнасцю

Ірына Даўгала: Сям’я для беларусаў застаецца найвышэйшай каштоўнасцю

«Сям’я закладвае ў чалавеку мараль, здольнасць спраўляцца з выпрабаваннямі, патэнцыял для развіцця, яна навучае любові, самаахвярнасці, культуры».