Вы тут

На сцене Большого театра показали два спектакля театра балета Бориса Эйфмана


В Минске прошли гастроли знаменитого Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. На сцене Большого театра Беларуси гости из России дважды показали балет в двух действиях «Чайка. Балетная история» на музыку Сергея Рахманинова и Александра Ситковецкого. И также дважды — балет в двух действиях «Евгений Онегин» на музыку Петра Чайковского и Александра Ситковецкого.


Театр балета Бориса Эйфмана, известный во всем мире, уже не раз удивлял и восхищал и белорусских любителей танцевального искусства. Так было и в период его четырехдневных гастролей в Минске. Кстати, это уже не первый визит прославленной труппы в Беларусь. Ее приезд — это всегда ажиотаж с билетами, приятное волнение в ожидании встречи с творчеством именитого хореографа-философа, которого волнуют проблемы современности и тайны творчества. 

По общему признанию профессиональных ценителей хореографического искусства, труппа театра отличается высочайшим исполнительским мастерством, уникальной самоотдачей и высоким сценическим интеллектом. Глубокие замыслы Бориса Эйфмана реализуют талантливые артисты — лауреаты международных конкурсов, престижных театральных премий в области культуры. 

Во время пресс-подхода представителей СМИ

В главных партиях в балетах «Евгений Онегин», хореографической версии романа в стихах Александра Пушкина и «Чайка. Балетная история», хореографической интерпретации великой пьесы Антона Чехова, мы увидели солистов театра Бориса Эйфмана: Марию Абашову, Сергея Волобуева, Владимира Афоничкина, Артема Лепкова, Елизавету Хохлову, Викторию Мокроусову и других исполнителей. Особенно приятно было увидеть на сцене выпускницу Белорусского хореографического колледжа, экс-солистку Большого театра Беларуси (2009-2011), и в настоящее время, образно говоря, звезду, первой величины — Любовь Андрееву. С ней, как и с Марией Абашовой и Владимиром Афоничкиным, мы, представители СМИ, встретились и в фойе театра перед открытием гастролей. 

Пресс-подход журналистов к гостям Большого театра по традиции открывала гендиректор Екатерина Дулова. Она назвала гастроли театра из Петербурга большим событием в культурной жизни Беларуси. По словам Екатерины Николаевны, сотрудничество с труппой театра Бориса Эйфмана важно для обеих сторон. Также она говорила о высоком профессионализме коллектива. Отдав дань уважения выбору музыкального сопровождения спектаклей, назвала его беспроигрышным.

Юлия Зайцева

Мария Абашова

— Безусловно, выбор музыки: Чайковский и Рахманинов, а также великолепный автор Александр Ситковецкий, который работает с партитурами и перерабатывает их, как нужно хореографу, — современный подход. Наша школа во многом связана с Санкт-Петербургом, и эта тенденция для нас очень важна... 

Мария Абашова начала свой спич со слов благодарности Росконцерту, организовавшему гастрольный тур согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации. К слову, представитель Росконцерта Юлия Зайцева, заместитель начальника отдела гастрольных программ Росконцерта, пояснила, что гастрольно-концертный план это уникальный и масштабный проект Министерства культуры России, который позволяет получить государственную поддержку каждому творческому коллективу. Ежегодно Росконцерт рассматривает рекордное количество заявок на участие в гастрольно-концертном плане, и большое количество из них удовлетворяется. В нынешнем году поддержки удостоились 273 театра и 65 национальных коллективов. От Юлии Зайцевой мы узнали, что Театр Бориса Эйфмана участвует в гастрольно-концертном плане с 2020 года, и каждый год отправляется на гастроли. После Минска театр отправится по городам России.

Также узнали и о том, что к гастрольному плану в 2023 году присоединился и Большой театр Беларуси, который отправится в октябре месяце с гастрольным туром по России. 

Владимир Афоничкин

Любовь Андреева

Мария Абашова сообщила нам о том, что будет занята в обоих спектаклях. В «Чайке» она станцует Ирину Аркадину, а в «Евгении Онегине» — Татьяну Ларину. В день закрытия гастролей эту героиню будет танцевать Любовь Андреева. Что же для Марии Абашовой было сложным в работе над спектаклями? 

— Когда в 2007 году я танцевала Нину Заречную, то думала о том, что впоследствии станцую Аркадину. И вот теперь я ее танцую и думаю: а что же будет потом... Но это, конечно, мимолетные мысли. Каждый выход на сцену для меня — момент радости. Моя Аркадина — и женщина, и мать, и прима-балерина, и спутница великого хореографа Тригорина. А театр для меня — язык души, на котором мы говорим через искусство танца. Он побуждает задуматься о том, какие мы, как живем, о чем думаем, что чувствуем. И вся история любви Татьяны Лариной, к которой я очень нежно отношусь, не зависит от времени. 

Любовь Андреева, уроженка Минска, призналась в том, насколько ей приятно бывать в родном городе, а также в Большом театре, где она работала около трех лет, а впоследствии несколько раз танцевала на этой сцене уже будучи солисткой Театра Эйфмана. Она рассказала и о том, как в свое время бежала в качестве зрителя на первую версию «Чайки» и на балет «Анна Каренина», с которыми труппа Эйфмана приезжала в Минск в 2010 году, и как была впечатлена увиденным. И настолько, что только и говорила себе после спектаклей: это невероятно, это потрясающе…

Игорь Колб

— Когда у меня спрашивают о наших постановках: это классика или модерн, я отвечаю: это Эйфман! Эйфман, который, начиная ставить спектакль, всегда идет от смысла. Поэтому наши балеты понятны публике. Даже, если зрители не были знакомы с произведениями, по которым спектакли ставятся. Это счастье работать с Борисом Яковлевичем. В «Евгении Онегине» в день закрытия гастролей буду танцевать Татьяну Ларину. 

Устает ли она, репетируя спектакли, да так, что хочется все бросить? 

— Случается, что утром не могу подняться. Но потом берешь себя за шкирку, встаешь, начинаешь потихоньку разминаться, и тело откликается, оживает. И ты уже в форме! И каждый раз понимаешь: движение — это жизнь!

Владимир Афоничкин в спектакле «Чайка» танцевал ведущую партию — Кости Треплева, а в «Евгении Онегине» — Ленского. Солист нам признался, что ему очень нравится его сложная партия Треплева, по замыслу Эйфмана — новатора, экспериментатора, который пытается привнести в мир новые формы, а мир тому сопротивляется.

Сцены из спектаклей «Чайка. Балетная история» и «Евгений Онегин»

Главный балетмейстер Большого театра Беларуси, заслуженный артист России Игорь Колб, отмечая самобытность хореографии театра Бориса Эйфмана, а также ее вклад в развитие балетного искусства, сказал:

— Борис Яковлевич — тот человек, который четко знает, чего хочет, и он лепит структуру актера под себя, как из пластилина. И мне это очень нравится. Актеру даже не обязательно быть талантливым. Благодаря усердию и таланту Эйфмана каждый артист становится индивидуальностью в его руках. Я очень рад, что и мои ученики работают в труппе этого великого Мастера.

Хореографические версии произведений Антона Чехова и Александра Пушкина мы увидели в новом прочтении. Об этом как нельзя лучше сказал сам Борис Эйфман. 

«Есть книги и темы, годами не отпускающие меня, провоцирующие на напряженные интеллектуальные поиски. Чеховская „Чайка“ — гениальный образец подобного произведения. За внешней размеренностью сюжета в пьесе скрывается лабиринт важнейших философских идей. Действие в нашем спектакле перенесено из усадьбы в репетиционный зал, где экспериментатор Треплев, одержимый поиском новых танцевальных форм, противостоит успешному хореографу Тригорину, ставящему свою версию „Лебединого озера“, а юная артистка Заречная соперничает с властной примой Аркадиной».

Что касается «Евгения Онегина», то процитирую слова Мастера: «Я перенес героев Пушкина в наши дни, в новые обстоятельства, более драматические, даже экстремальные, когда старый мир рушится, и жизнь диктует новые правила. Эксперимент этот мне был необходим для того, чтобы ответить на волнующий меня вопрос: что есть русская душа сегодня? Сохранила ли она свою самобытность, свою тайну, свою притягательность? Как распорядились бы сегодня своей судьбой герои романа? Что в „энциклопедии русской жизни“ было печатью времени, а что стало знаком судьбы многих поколений моих сограждан?».

Искусство Бориса Эйфмана — это общепризнанные новые тенденции в балетном искусстве. Что было уже понятно в 1977 году, когда первые спектакли Санкт-Петербургского государственного академического театра балета (первоначальное название труппы —Ленинградский «Новый балет»), им созданного, прошли с успехом, заставив говорить об этих тенденциях в российском балетном искусстве. С тех пор на протяжении нескольких десятилетий успех сопровождает выступления труппы Бориса Эйфмана в Европе, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии. И, разумеется, у нас, в Беларуси.

«Обращаясь в своих спектаклях к великой литературе, — признавался Борис Эйфман, — я пытаюсь выразить искусством хореографии эмоциональное потрясение от соприкосновения с мудростью и творческой мощью наших гениальных предшественников. Слово — это инструмент созидания и разрушения, оно способно возродить или уничтожить.

Труппа Театра Бориса Эйфмана

Язык тела как более древний способ самовыражения несет в себе общепонятные эмоциональные и духовные ценности. И обращаясь к литературному первоисточнику, я ставлю своей целью вскрыть то, что может сегодня волновать моих современников, то, что можно выразить только великим искусством хореографии».

Балет Бориса Эйфмана — балет психологический. Он вовлекает зрителей в мир человеческих страстей, устанавливает с публикой живые духовные связи, ошеломляет яркостью и динамизмом пластического языка. Все это мы увидели и почувствовали в дни показа спектаклей «Чайка. Балетная история» и «Евгений Онегин», которые смотрели, затаив дыхание. И уверялись в том, что истории любви — вневременны.

Валентина ЖДАНОВИЧ

Фото автора, eifmanballet.com, bolshoibelarus.by

Выбар рэдакцыі

Жыллё

Па якіх крытэрыях дамы ўваходзяць у праграму па капрамонце?

Па якіх крытэрыях дамы ўваходзяць у праграму па капрамонце?

Пра ўсе тонкасці правядзення капітальнага рамонту расказалі спецыялісты.

Рэгіёны

Самы працяглы ўрок гістарычнай праўды і сяброўства

Самы працяглы ўрок гістарычнай праўды і сяброўства

Удзельнікі «Цягніка Памяці» папярэдніх гадоў дзеляцца сваімі ўражаннямі ад праекта.

Экалогія

Якія прагнозы на лета робяць метэаролагі?

Якія прагнозы на лета робяць метэаролагі?

Тры месяцы суцэльнай спякоты нам не абяцаюць

Гараскоп

Усходні гараскоп на наступны тыдзень

Усходні гараскоп на наступны тыдзень

У пачатку тыдня да Ракаў могуць падступна падкрасціся трывогі і сумневы.