Вы тут

Чем будет удивлять зрителей Большой театр в новом сезоне?


Чем живет Большой театр Беларуси? Какие премьеры состоятся в новом сезоне? О его праздниках и буднях, креативных проектах и достижениях, о проблемах и путях их решения, а также о других моментах насыщенной событиями жизни огромного творческого коллектива — в беседе журналистов с первым лицом театра — Екатериной Дуловой, генеральным директором, доктором искусствоведения, профессором.


Как известно, в древней Греции зрителям на представлениях бесплатно раздавали орехи, сушеные фрукты и даже угощали вином. Эта традиция в наше время в театрах трансформировалась: публика в антракте отдыхает в буфетах. В буфете Большого театра, о чем знают завсегдатаи, всегда по-театральному атмосферно. И даже если ты не голоден после рабочего дня, аромат чая и воздушное пирожное «Анна Павлова» к себе поманит. Конечно, это не та буфетная роскошь, которую можно увидеть в буфете Венской оперы, но все же... За чашечкой чая в белорусском Большом приятно обменяться мнением о том или ином спектакле, на который пришел со спутником или спутницей. И в этой «буфетной» связи не могу обойти вниманием момент чаепитий, которые по традиции проходят в уютном зале Большого во время встреч журналистов с генеральным директором Екатериной Дуловой, а также артистами и гостями театра по разным поводам. Они проходят в теплой и дружественной атмосфере, непременно с чаем, кофе, печеньем и конфетами! Мы, журналисты, представители разных СМИ с большой благодарностью принимаем такой формат общения, ценя уважительное отношение к нам и нашей профессии. Более того, нам, в знак приветствия, еще и сувениры вручаются. Признаюсь, приятно! Ведь от души! Так было и на сей раз.

Беседа с нами, с так называемой журналистской фокус-группой, стартовала с вопроса Татьяны Александровой, начальника службы маркетинговых коммуникаций.

Татьяна Александрова: Нам бы хотелось услышать, что вам, уважаемые друзья, запомнилось за прошедший год, о чем бы вы хотели высказаться? И что для вас было самым ярким, что вспоминается?

Представитель СМИ: Вот тут мы до начала беседы как раз и вспоминали о постоянных проектах Большого — это и «Балетное лето в Большом», и «Вечера в замке Радзивиллов», а также летние гастроли. В тот период мы знакомились с репертуаром, на который, к примеру, в Москве попасть невозможно. А тут они к нам сами приехали. Это было чудесно!

Представитель СМИ: Поддерживаю коллегу. Но от себя скажу: что ни встреча с Большим, то всякий раз это большая радость! Как правило, позитивные эмоции! Воздействие не на логику, а на чувственную нашу природу, на интуицию. В этом отношении мне запомнилась неделя, посвященная творческому юбилею Валентина Елизарьева, художественного руководителя Большого театра, во время которой мы смотрели его обновленные спектакли. Знак большого уважения к публике — выход Мастера в антракте. Это было незабываемое зрелище: видеть огромную очередь поклонников его творчества, выстроившуюся за автографом. А сам Валентин Николаевич в фойе за маленьким столиком подписывал буклеты для зрителей, при этом успевал поднимать глаза и одаривать улыбкой своих поклонников. Незабываемой остается и премьера спектакля Игоря Колба «Иллюзии Любви». Меня он впечатлил своим мощным воздействием как раз на нашу чувственную сферу, спектакль пробуждал ассоциации, связанные с тобой лично, с событиями твоей жизни, с твоими знакомыми и друзьями…

Екатерина Дулова: Как раз первых четыре показа «Иллюзий Любви» целиком стопроцентно проданы — в ноль. По сути, спектакль окупился. И это говорит о том, что публика приняла постановку. Да, это эксперимент, но мы пошли на него намеренно. И не пожалели. Отрицательных отзывов в прессе не получили вообще. В соцсетях можно встретить разные мнения о балете, но это и хорошо. Театр и должен быть таким, привлекающим зрительское внимание. (В Гомеле, где спектакль побывал на гастролях в марте, публика приняла постановку позитивно — Авт.).

Представитель СМИ: Премьера очень яркая. И в соцсетях как раз очень много хороших отзывов, благодарственных слов Колбу. И то, что спектакль до сих пор обсуждается, свидетельствует о том, что к нему есть интерес.

Представитель СМИ: Планируется ли новая работа Колба?

Игорь Колб, главный балетмейстер Большого театра Беларуси, заслуженный артист России, рядом со своим педагогом Александром Коляденко, заслуженным деятелем искусств Беларуси

Екатерина Дулова: Да, две его постановки в текущем году. Это совместная с Анной Моторной работа — «Патетический дневник памяти» с балетным блоком Игоря Колба, а также опера «Евгений Онегин», где полностью будут воссозданы все балетные сцены. В планах на 2025 год — балет «Светлый ручей» на музыку Дмитрия Шостаковича. Не могу, конечно, говорить об этом со стопроцентной уверенностью, ведь жизнь может внести свои коррективы. 

Представитель СМИ: Для Анны Моторной был творчески насыщенный год. В декабре она представила премьеру — оперу Петра Чайковского «Иоланта». Расскажите подробнее о «Патетическом дневнике памяти».

Екатерина Дулова: Мы уже убедились в том, что Анна Моторная готовит совершенно великолепные концерты, можно сказать, она создает некий феномен, ее проекты очень содержательные. Она деликатно работает с эстрадной музыкой, с музыкой джазовой, с видеоконтентом. С экранами, которые, я, к примеру, не очень люблю как театральное явление, все-таки это прием кинематографический. Но жизнь идет вперед, молодежь хочет такого рода технологий. И мы с этим считаемся. То, что показывает Анна Дмитриевна, это просто самостоятельные арт-объекты. Как пример — блестящий цельный концерт, подготовленный для иностранных наблюдателей накануне Единого дня голосования (В тот день 25 февраля 2024 года избирались депутаты Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва и местных Советов депутатов двадцать девятого созыва — Авт.). Была выполнена одна главная задача — познакомить с нашей страной. И нам это сделать удалось. Мы показали все виды искусств, собрав их воедино.

Сцена из спектакля «Иллюзии Любви». Балетмейстер-постановщик Игорь Колб

Анна Дмитриевна уже познакомила нас с условно-символическим сюжетом «Патетического дневника памяти», где история нашей страны будет показана через тяжелейшие для республики события. Как мне кажется, здесь Анна Моторная погружает нас в некий иной проект, превышающий границы нашей академической сцены. Премьера состоится 22 и 23 июня. Что ж, посмотрим!.. Надеюсь, и абсолютная классика — опера П. И. Чайковского «Евгений Онегин» восхитит и удивит публику.

Представитель СМИ: Поразительно, что при большом голоде на хороших режиссеров Большой театр вырастил такую мощную фигуру как Анна Моторная. Мы знаем, что она много работала с Музыкальным театром, но то, что Анна Дмитриевна делает сейчас, поражает.

Екатерина Дулова: Поверьте, мы прекрасно это осознаем.

Татьяна Александрова: В ближайшее время мы начнем понемногу знакомить наших коллег, если Анна Моторная позволит, с ее новым проектом. 

Народный артист Беларуси, солист оперы Станислав Трифонов и главный дирижер Большого театра Беларуси, народный артист Башкортостана Артем Макаров на фестивале «Славянский дом» в Самаре. После оперы А. Бородина «Князь Игорь»

Екатерина Дулова: С детских лет вместе с родителями я посещала «Музыкальные среды», которые готовил Союз композиторов и где презентовались новые произведения. К сожалению, эта тенденция ушла. Вольно или невольно я слушала, как папа представлял квартетом струнную, камерную музыку, мама комментировала. В эту атмосферу я была погружена. (Родители Екатерины Дуловой — Таисия Алексеевна и Николай Семенович Щербаковы — долгое время преподавали в Академии музыки, до 1992 года это была Белорусская государственная консерватория имени А. В. Луначарского. Таисия Алексеевна, доктор искусствоведения, профессор, заведовала кафедрой истории музыки. Николай Семенович, виолончелист, основатель струнного квартета Союза композиторов Беларуси, профессор, возглавлял кафедру камерного ансамбля. — Авт.)

Но когда Анна Дмитриевна показала мне список сочинений, которые она выбрала вместе с Олегом Ходоско (белорусский композитор — Авт.), музыкальным руководителем «...Дневника памяти», соединяющим «полотно» спектакля в том числе и какими-то своими музыкальными интермедиями, я увидела имена всех тех, с кем была знакома и с кем общалась, имена, которые были на слуху с детства... И была поражена! Генрих Матусович Вагнер, Игорь Михайлович Лученок... Здесь собраны партитуры, которые звучат так ярко! Я была свидетелем того, как Артем Валентинович Макаров, наш главный дирижер, человек, приехавший из России, знакомясь с музыкальным материалом, постепенно увлекся до такой степени, что мы с ним два часа слушали музыку. И он сказал о том, что даже не представлял, что в Беларуси великолепнейшая симфоническая и театральная школы, и такие мастера. И я была счастлива! Ведь я видела этих людей, знала их. Анатолий Васильевич Богатырев, Евгений Александрович Глебов... Это гиганты! Убеждена: «Патетический дневник памяти» станет одним из серьезнейших откровений для зрителей. Вы услышите очень красивую национальную музыку... 

Татьяна Александрова: Я вот смотрю на книгу, которая лежит здесь на столе, и думаю о том, что она связана с «Патетическим дневником памяти». Отчасти книга написана как история страны, начиная от создания театра и до наших дней (Книгу «Большой театр Беларуси. Путешествие во времени» представили 16 марта на XXXI Минской международной книжной выставке-ярмарке. Это 90 лет творчества сотен артистов и тысяч причастных к творческому процессу людей. В издании множество раритетных материалов из газет и журналов, в том числе уникальные фотографии театра в годы оккупации. В истории здания — история страны. Презентация книги, во время которой мы наслаждались выступлениями артистов Большого театра, длилась более часа — Авт.).

Анна Моторная, главный режиссер Большого театра, режиссер-постановщик оперы «Иоланта»

Екатерина Дулова: Ее автор Владимир Лиходедов стал лауреатом премии Союзного государства в области литературы и искусства — за создание и реализацию историко-просветительского проекта «Бацькаўшчына», в том числе — и за эту уникальную книгу. В свое время мне очень хотелось, чтобы такое издание появилось в юбилейный для Большого театра год. Когда Владимир Алексеевич рассказал о своем предложении, мы были потрясены: он принес уникальные раритетные фотографии театра, среди них — и снимки в годы оккупации Минска. А сколько осталось материалов, что не вошли в книгу! Фактически через историю здания можно проследить историю страны, начиная с тридцатых годов. К каждой фотографии — небольшие комментарии. Но, конечно, главным украшением является сам театр, его здание.

Представитель СМИ: Официальная дата открытия Большого театра 1933 год?

Екатерина Дулова: Верно, 25 мая 1933 года на сцене Купаловского, где в то время базировался Театр оперы и балета, прозвучала опера «Кармен». А 10 марта 1939 года собственное здание театра открылось оперой Евгения Тикоцкого «Михась Подгорный». И нашему величественному зданию ныне 85 лет.

(В социальных сетях театр обратился к зрителям опубликовывать фотографии, разные истории, воспоминания, связанные с театром. — Авт.)

Признаюсь, текущий год по череде событий очень насыщенный. И это хорошо, потому что мы хотим, чтобы самым разным категориям зрителей было у нас интересно. (Далее Екатерина Дулова проанонсировала спектакли, которые привозил в Минск знаменитый Санкт-Петербургский государственный академический театр Бориса Эйфмана. Прошли с аншлагами показы балета «Евгений Онегин» и спектакля «Чайка. Балетная история». — Авт.)

Когда я познакомилась с Борисом Яковлевичем Эйфманом, мы начали дружески общаться. И он стал немножко приоткрывать новый мир: как он мыслит, какого класса хореография может быть, как на базе абсолютной классики можно реализовывать свои фантазии в танце. У меня осталось сильнейшее впечатление от посещения Академии танца Бориса Эйфмана, где мне было показано все: и репетиционный процесс, и условия, в которых его артисты работают. Я увидела и то, как воспитывает он для себя будущих артистов, как формируются методические подходы... Мне это общение показалось очень важным. Не буду скрывать, есть предварительная договоренность о том, чтобы этот востребованный балетмейстер с мировой славой поставил у нас балет.

Представитель СМИ: Слышали, что Большой театр ожидает и ряд знаковых событий?

Екатерина Дулова: Мы живем во времена знаковые: идет тенденция объединения славянских театров на единых фестивалях. (Екатерина Николаевна рассказала о первом Международном фестивале оперного искусства «Славянский дом» в Самаре, в котором принимали участие и артисты Большого театра Беларуси: Станислав Трифонов, Андрей Валентий, Дарья Горожанко, Анастасия Москвина, Оксана Якушевич, Александр Михнюк, а также главный дирижер Большого театра Артем Макаров. Екатерина Дулова была приглашена Самарским театром оперы и балета в оргкомитет фестиваля. Это был фестиваль русской оперы, в котором приняли участие представители разных славянских школ — оперное подразделение Национального театра Сербии, «Донбасс-опера», Мариинский театр, Государственный академический музыкальный театр Республики Крым. Белорусские артисты участвовали в спектаклях «Князь Игорь» и «Пиковая дама». Прозвучала также и опера «Медведь» Сергея Кортеса в постановке М. Панджавидзе, которая идет на сцене Самарского театра оперы. — Авт.) 

А с 7 по 10 сентября наша балетная труппа побывает в Самаре на фестивале Дмитрия Шостаковича со спектаклями «Спартак» и «Иллюзии любви».

Представитель СМИ: Будут ли неожиданные гастрольные маршруты в этом сезоне?

Зданию Большого театра исполнилось 85 лет

(Прежде, чем ответить на этот вопрос, Екатерина Дулова упомянула о 90-летнем юбилее выдающегося балетного педагога, заслуженного деятеля искусств Беларуси Александра Коляденко. который до сих пор преподает в хореографическом училище. Это Мастер, воспитавший таких знаменитых танцовщиков, как Виктор Саркисьян, Юрий Троян, Константин Кузнецов, Антон Кравченко, Игорь Колб, Иван Васильев, Денис Климук, а также молодежь Большого — Владимира Руду и Константина Белохвостика. Чествовали его на балете «Жизель» 12 апреля, на спектакле-посвящении Учителю. В тот вечер он был в зале со своими учениками. — Авт.)

Что касается гастролей, держитесь! Прошлой осенью у нас в театре с визитом была делегация из Никарагуа. Выяснилось, что сын Даниэля Ортеги — Лауреано Ортега, который был в ее составе, обучался вокалу в «Ла Скала». У него есть своя вокальная школа в Никарагуа. В первой декаде июля мы повезем в Никарагуа концерт, посвященный 80-летию освобождения Беларуси. Программу готовят Анна Моторная и Игорь Колб. От нас поедет команда в 15 человек. Со стороны Никарагуа это будет симфонический оркестр театра оперы и десять человек солистов. Я думаю, это важное общественно-политическое событие. На мой взгляд, мы должны развивать и приумножать такие проекты. Ведь сама культура музицирования в Латинской Америке имеет свои специфические интереснейшие корни. И вокальные, и инструментальные. В Венесуэле, Никарагуа тысячные оркестры... И то, что Беларусь там заявит о себе, это будет знаменательно. 

Представитель СМИ: После таких гастролей для Большого театра уже ничто не покажется невозможным…

Екатерина Дулова: Да, если, конечно, будут финансовые возможности. С 20 октября по 2 ноября планируется серьезный балетный тур по городам России: Москва — Санкт-Петербург — Казань — Воронеж — Йошкар-Ола — Нижний Новгород с шестью спектаклями. И, наконец, с 20 декабря по 5 января 2025 года наш оркестр и солисты выезжают в Китайскую Народную Республику. Открывается новое окно возможностей. Надеюсь, в ближайшем будущем мы сможем выезжать туда и труппой. 

Татьяна Александрова: Познакомьте, пожалуйста, наших гостей с новым «Гастрольным летом».

Екатерина Дулова: Фестиваль «Гастрольное лето» планируется на три недели. Уже есть договоренности с Детским государственным академическим музыкальным театром имени Наталии Сац — по операм «Кармен» и «Дюймовочка». Это уникальный театр, аналога которому нет в мире: оперы и балеты в нем ставятся специально для детей. (Не стану скрывать, существуют новые постановочные планы на 2025 год с художественным руководителем и главным режиссером театра Георгием Исаакяном. Но гастрольная программа еще формируется.)

Со 2 по 9 июня в Большом пройдет фестиваль «Балетное лето» с участием двух коллективов из Санкт-Петербурга — Академией танца Бориса Эйфмана и Театра имени Леонида Якобсона. В классических балетах — «Лебединое озеро» и «Баядерка» — примут участие звезды из разных стран, ну, и, конечно, завершится фестиваль Гала-концертом.

Самые красивые летние несвижские вечера пройдут с 14 по 16 июня. Большой театр Беларуси приглашает на «Вечера в замке Радзивиллов» вот уже в 14-й раз. Зрители увидят балет Адольфа Адана «Жизель», оперу Петра Чайковского «Иоланта», а также Гала-концерт звезд оперы и балета театра. 

Весеннее настроение. Фойе второго этажа Большого театра

Татьяна Александрова: Екатерина Николаевна, сколько часов в день вы отдыхаете?

Екатерина Дулова: Пожалуй, это происходит только ночью.

(смех, общее оживление в зале, слова благодарности от журналистов в адрес генерального директора за тот высокий уровень общения и всего остального, созданию чего в Большом театре она способствует). 

А вы видели в фойе на втором этаже нашу весну? Там можно полюбоваться нашими прекрасными инсталляциями — объемно-пространственными композициями из цветов и театральных костюмов. Они создают особую атмосферу, настраивают на восприятие прекрасного. В этом направлении мы много чего делаем. Забрались даже в архив, смотрим, чем можно удивить нашу публику. Большим интересом пользуются эскизы костюмов и сами костюмы тоже, эскизы декораций спектаклей, которые идут в репертуаре и которые уже не идут. У нас есть договоренность с Союзом художников на экспонирование картин в театре. К нам приезжают самые разные делегации, для них мы проводим экскурсии. Стремимся обогатить зрителя информацией, которая им может быть не известна. Это такая духовно-душевная сонастройка... 

В концепцию развития Большого театра Беларуси мы заложили две идеи. Во-первых — это привлечение молодежи, юношества. Театральное пространство может открыться для них как особая территория глубоких смыслов. Представления могут быть разными — и смешными, и эксцентричными, но главное — глубокими. Эта идея воплощается и в корректировке репертуара, и в дневных экскурсионных программах. Я никогда не забуду лица детей, которые однажды приехали к нам из Рогачевского района. Лица просветленные, восторженные, пытливые... Столько живого интереса... Ребята ехали ночью, утром была экскурсия по городу, а потом они пришли к нам... Вот такие моменты не забываются, именно тогда понимаешь, что энергия, направленная на пробуждение души маленького человека, — это бесценно. 

Вторая идея связана с национальной, патриотической идеей. В планах — воплощение темы Полоцкой земли с главным ее персонажем — Евфросинией Полоцкой, покровительницей земли белорусской. Идея сложная. Но мы постараемся ее воплотить. На каком музыкальном материале: будет ли это опера, или синтетический спектакль, — подумаем. И я надеюсь, что Большой театр этой постановкой приобретет духовную высоту. Условно пока назовем этот проект «Полоцкие письмена», или «Полоцкая летопись».

В наших планах, о чем я еще не сказала, расширение контактов с Мариинским театром и Большим театром России. 

В завершение беседы Екатерина Николаевна поблагодарила журналистов за любовь и интерес к Большому театру, за приятные моменты общения, за единомыслие и понимание. За то, что мы, по ее словам, корректируем их планы. Как сказала наша собеседница, она отслеживает все тексты о Большом, которые мы пишем. А также говорила, что охотно общается с другими руководителями театров, потому что убеждена: чужой опыт — это тоже ценный опыт, если ты способен прислушиваться. Более всего, как призналась, ей не хотелось бы допустить какую-либо ошибку в своей ответственной работе гендиректора Большого. Еще она выразила восхищение встречей с Президентом Беларуси, который выступал перед активом Белорусского союза женщин накануне Международного женского дня 8 Марта, его уважительным к ним и к их труду отношением, в том числе и к женщинам, которые руководят большими организациями. 

Наша беседа пролетела быстро: так случается, когда собеседники интересны друг другу. И то, о чем Екатерина Николаевна говорила, доказывало, насколько глубоко она погружена в дела театра и как безупречно владеет информацией. Надо было при этом слышать, как вдохновенно и артистично гендиректор рассказывала о проектах Большого в новом сезоне. А после беседы мы поднялись на второй этаж фойе, чтобы посмотреть весеннюю экспозицию Большого, о которой шла речь выше. Она действительно нас впечатлила. Даже показалось, что аромат весны витал в фойе, напоминая о том, что далеко не последнюю роль в сотворении этой красоты играет и она, Екатерина Дулова, которую хочется назвать не иначе как — Хозяйка Прекрасного дома. 

Валентина ЖДАНОВИЧ

Фото БелТА, Ивана ЖДАНОВИЧА, а также из архива Большого театра Беларуси

Выбар рэдакцыі

Гараскоп

Усходні гараскоп на наступны тыдзень

Усходні гараскоп на наступны тыдзень

У пачатку тыдня да Ракаў могуць падступна падкрасціся трывогі і сумневы.

Здароўе

Як працуюць санаторныя школы-інтэрнаты для дзяцей, хворых на скаліёз?

Як працуюць санаторныя школы-інтэрнаты для дзяцей, хворых на скаліёз?

Па статыстыцы на пяць хворых дзяўчынак прыходзіцца толькі адзін хлопчык.

Рэгіёны

У якіх ўмовах працавалі медыкі ў гады вайны?

У якіх ўмовах працавалі медыкі ў гады вайны?

Подзвіг ваенурачоў адлюстроўвае выстава Брэсцкага абласнога краязнаўчага музея.

Грамадства

Што трэба ведаць тым, хто адпачывае каля вадаёмаў

Што трэба ведаць тым, хто адпачывае каля вадаёмаў

Нават пры наяўнасці на пляжы ратавальнай станцыі не варта грэбаваць элементарнымі правіламі бяспекі.