Вы тут

«Зеленые школы». Как ученики Бресткой СШ № 20 помогают окружающей среде


В 2022 году СШ № 20 имени Героя Советского Союза Д. М. Карбышева г. Бреста была удостоена диплома 2-й степени в республиканском образовательном проекте «Зеленые школы». К этому проекту учащиеся школы присоединились в 2019 году.


Развешивание кормушек на территории школы.

Ребята в нашей школе понимают, что природу нужно оберегать, и поэтому активно участвуют в мероприятиях по сохранению окружающей среды. При этом на практике применяют знания, полученные на уроках естественных наук, и заодно формируют у себя правильные экологические привычки.

Педагогический коллектив придает экологическому воспитанию большое значение. Работа по развитию у учащихся бережного отношения к природе не заканчивается на уроках, а продолжается на классных и информационных часах, кружках и факультативах. Став участниками проекта «Зеленые школы», мы получили возможность повышать уровень природоохранного образования учащихся по 6 различным направлениям: биоразнообразие, энергосбережение, водосбережение, обращение с отходами, качество атмосферного воздуха и информационно-экологические мероприятия.

Направление «Биоразнообразие»

В рамках работы школы по данному направлению ребята изучают видовое разнообразие растений и животных. С помощью экскурсий на пришкольной территории учащиеся 1–4-х классов знакомятся с многообразием растительного мира, учатся распознавать растения, узнают полезную информацию о происхождении растительных культур, лекарственных свойствах и особенностях ухода за теми или иными растениями, что расширяет кругозор школьников по данной тематике и позволяет им лучше узнать окружающий мир. Однако отметим, что мы интересуемся не только представителями растительного сообщества, но и животного. В частности, чтобы помочь птицам пережить тяжелый осенне-зимний период, ученики 2–10-х классов приняли участие в акции «Поддержим птиц!»: смастерили и развесили кормушки из природных материалов на территории школы. Ребята очень ответственно подошли к выполнению задания. Ведь они знают, как важно подкармливать птиц в холодную пору года. Школьники заранее изучили информацию о том, какую пищу можно использовать для подкормки птиц и заполнили кормушки пернатых вкусными лакомствами.

Но на этом наша учебная деятельность в направлении «Биоразнообразие» не заканчивается, мы также уделяем немало внимания посещению природоохранных территорий Республики Беларусь. Например, в сентябре 2022 года побывали в заказнике «Прибужское Полесье», где в естественной среде обитания увидели все разнообразие и уникальность растительного и животного мира нашего родного края.

Направление «Энергосбережение»

В процессе работы по этому направлению ребята изучают данные о потреблении и расходовании электроэнергии дома и в школе. Учащиеся 2–4-х классов на информационных часах рассмотрели основные способы рационального использования электроэнергии и тепла дома и в школе и разработали на основе приобретенных знаний памятки, в которых описали самые простые, но наиболее эффективные способы экономии энергии. Школьники принимали участие в конкурсе рисунков по сохранению электроэнергии «Сэкономим энергию вместе» и в городском конкурсе социальных реклам «Новый взгляд», по итогам которого Кира Смирнова и Маргарита Шут были награждены дипломами 2-й и 3-й степени.

11 ноября 2022 года в Международный день энергосбережения в школьной библиотеке была организована выставка и проведена беседа с учениками о самых действенных способах сохранения энергии. Также мы очень тесно сотрудничаем с работниками РУП «Брестэнерго»: на базе музея энергосбережения этой организации проводим уроки географии, биологии, химии, физики и истории.

Направление «Водосбережение»

Наши ребята в направлении «Водосбережение» изучают вопросы использования воды в школе и до­ма. Так совместными усилиями педагогов и учащихся 2–9-х классов было проанализировано потребление воды в школе, составлен график количества использованной воды в течение года. На основе этих данных были разработаны мероприятия, памятки и листовки по рациональному потреблению воды в учреждении образования. Значительную часть работы провели ученики дома. Девятиклассники исследовали использование воды за неделю по показателям счетчиков учета воды, сняли все замеры и выяснили, что одна семья потребляет достаточно большой объем воды. Поэтому ими было разработано руководство по рациональному использованию воды и ее сбережению в домашних условиях. Его распространили среди учащихся, педагогов и жителей микрорайона.

Направление «Обращение с отходами»

Постоянно увеличивающиеся объемы мусора – это серьезная проблема для окружающей среды и требует незамедлительного решения. Поэтому в нашей школе стремятся научить детей правильному обращению с различными видами отходов. Ребята участвуют в экологических акциях, направленных на формирование у них твердого убеждения, что в силах каждого сдержать разрастание свалок, а также предотвратить попадание мусора, пригодного для переработки, в окружающую среду.

Конкурс рисунков «Ценность воды».

В 2022 году мы приняли участие в мероприятии по сбору  вторсырья «Очистим планету от мусора» и собрали около 21 тонны макулатуры. А наш ученик Тихон Волынчук стал победителем осеннего областного конкурса по сбору макулатуры среди учебных заведений «Сохрани дерево – сдай макулатуру» в номинации «Самый результативный учащийся». Одновременно в школе была организована акция по сбору пластиковых крышечек «Новая жизнь в обмен на крышечки». Так, в конце года участники проекта отправили на переработку более тысячи крышек и дали вторую жизнь уже использованным пластиковым предметам. Учащиеся 5-х классов поучаствовали в обсуждении экологической сказки «Нет места мусору!», познакомились с самыми современными способами переработки и сортировки мусора, а также, после просмотра учебного фильма, самостоятельно попробовали рассортировать импровизированный мусор по соответствующим контейнерам.

Направление «Атмосферный воздух»

Для изучения степени загрязнения атмосферного воздуха учащиеся используют различные методы биоиндикации в разные поры года. Например, зимой мы определяли степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков и получили в результате исследования показатели, которые позволяют нам говорить о том, что степень загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне школы соответствует санитарным нормам. Так как рН проб осадков в виде снега и дождя был равен в среднем 6,8. Весной учащиеся 10-х классов определяли качество атмосферного воздуха на территории учреждения образования методом лихеноиндикации. С помощью данного метода дети узнали, что на территории школы произрастает только 3 вида лишайников, следовательно, ученики сделали вывод, что происходит постепенное сокращение видового разнообразия данных представителей растительного мира, связанное прежде всего с тем, что рядом со школой находятся такие промышленные предприятия как ОАО «Брестское мороженое» и ОАО «Брестгазоаппарат». Так, на основании проделанной работы, десятиклассники разработали памятку с рекомендациями по минимизации загрязнения атмосферного воздуха на территории учреждения образования и разместили ее на стенде «Зеленые школы».

Информационно-экологические мероприятия

Главной задачей проекта «Зеленые школы» является не только повысить уровень экологической грамотности у школьников, но и способствовать распространению знаний в области охраны окружающей среды среди общественности. Так педагоги и учащиеся школы в течение года принимали участие в таких акциях как «Мы за чистую планету», «Посадим лес вместе», «Чистый двор», разрабатывали памятки по ра­циональному использованию природных ресурсов, участвовали в «зеленых» проектах и научно-исследовательских работах и тем самым вносили свой вклад в улучшение экологической обстановки в нашем городе. В частности, для того, чтобы привлечь внимание учеников школы к информационно-экологическим мероприятиям, в сентябре 2022 года в учебном заведении появился стенд «Зеленые школы». И теперь учащиеся, родители и все желающие могут с удовольствием познакомиться с достижениями науки в области сохранения окружающей среды, экологическим календарем и экологическими инициативами, проходящими в учреждении образования.

Екатерина Петручик, учитель биологии СШ № 20 им. Героя Советского Союза Д. М. Карбышева г. Бреста

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Аднапакаёвыя кватэры імкліва даражэюць

Аднапакаёвыя кватэры імкліва даражэюць

Прычына — даступныя крэдыты і ажыятажны попыт.

Культура

Чым сёлета будзе адметны фестываль песні і паэзіі ў Маладзечне?

Чым сёлета будзе адметны фестываль песні і паэзіі ў Маладзечне?

Арганізатары і ўдзельнікі свята запэўніваюць — знайсці сабе адпачынак па душы зможа кожны.

Экалогія

У Беларусі пабудуюць 30 рэгіянальных смеццеперапрацоўчых заводаў

У Беларусі пабудуюць 30 рэгіянальных смеццеперапрацоўчых заводаў

Агульная плошча звалак у Беларусі займае каля 4 тысяч гектараў.