Вы тут

Дети и наука. Что связывает эти понятия?


Попробовать себя в качестве настоящих ученых могут дети и подростки в Республиканском центре экологии и краеведения. Учащиеся работают в современных лабораториях под руководством квалифицированных педагогов, участвуют в научных конференциях и краеведческих конкурсах, исторических экспедициях и туристических слетах. А вообще-то, список объединений по интересам данного центра невероятно широк: от юных синоптиков до скалолазов.


Если вы еще учитесь в школе, но уже чувствуете в себе призвание двигать вперед науку — двигайте сюда! Здесь убеждены: неталантливых детей не бывает! Главное — найти ту сферу, в которой лежит талант. И это — не просто слова, так как подтверждением может служить то, что в прошлом году Рес-публиканский центр экологии и краеведения был удостоен Специальной премии Президента Респуб-лики Беларусь, а научные открытия (да-да, без всякого преувеличения!) и исследовательские работы его воспитанников получают высокую оценку как на республиканском, так и на международном уровнях.

С заботой о природе

О достижениях ребят педагоги центра экологии могут говорить часами.

— Одна из проблем современности — сильнейшее влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, — рассказывает Иван Русских, заведующий лабораторией отдела научно-исследовательской и проектной деятельности Республиканского центра экологии и краеведе-ния. — И пожалуй, нет другой отрасли, которая настолько сильно вредила бы окружающей среде, как современное сельское хозяйство: выращивание больших урожаев с использованием синтетических удобрений, средств защиты растений и т. д. Решить эту проблему помогает разработка биологических средств защиты растений, удобрений и стимуляторов роста.

Многие серьезные научные учреждения (Институт микробиологии, Институт экспериментальной ботаники им. В. Ф. Купревича, БГУ) работают над созданием таких препаратов, и их разработано уже немало. Но проблема в том, что производить подобные средства дорого. Как сделать «зеленые» технологии защиты растений дешевле, задумалась одна из воспитанниц Республиканского центра экологии и краеведения, ученица Средней школы № 1 г. Новолукомля имени Ф. Ф. Дубровского Алена Джаноян.

Три года — с 15 до 17 лет — Алена изучала взаимодействие различных микроорганизмов между со-бой. И выяснила, что микроводоросль хлорелла в содружестве с некоторыми полезными для расте-ний бактериями может заменить дорогостоящее оборудование для производства биопрепаратов. Кроме того, для выращивания этих полезных бактерий понадобится гораздо меньше электричества — его с легкостью может заменить солнце.

Юная исследовательница провела огромную работу, говорит преподаватель. На первом этапе она изучала взаимодействие хлореллы с десятками различных микроорганизмов. Чтобы поработать в ла-боратории, регулярно после уроков приезжала из Новолукомля в Минск.

— Алена показала невероятную целеустремленность, провела исследовательскую работу на высо-ком уровне. Сейчас, в 11 классе, это уже практически готовый ученый, — с гордостью говорит Иван Анатольевич.

Исследование Алены Джаноян высоко оценили ученые и на республиканском, и на международ-ном уровнях. Оно было представлено на инновационном конкурсе «100 идей для Беларуси», а на международном инновационном форуме в Малайзии удостоилось золотой медали.

— Подобных работ больше нет в мире. Это самая настоящая инновация, — подчеркивает руководитель лаборатории центра экологии и краеведения.

В год юные ученые создают десятки интересных научных проектов. Республиканский центр со-трудничает с преподавателями ведущих университетов и представителями научных учреждений страны: Белорусского государственного университета, Белорусского национального технического университета, Международного государственного экологического института имени Сахарова БГУ, Белорусского государственного экономического университета, Национальной академии наук. Кста-ти, никакого отбора, отделения «талантливых» от «неталантливых» в Республиканском центре эко-логии и краеведения нет, берут всех желающих, а обучение ведется бесплатно.

— Неталантливых детей нет, — убежден Иван Анатольевич. — Важно просто найти сферу, в которой ребенок талантлив. Например, биология у нас очень разная — есть научные лаборатории (от основ микробиологии до популярной химии), аквариумный класс, живой уголок, растениеводство, оранже-рея, метеостанция и изучение климата, альтернативные источники энергии и природопользование, биотехнологии и селекция. Что именно ему интересно, учащийся поймет в процессе очного обучения или дистанционных занятий.

— Самые смелые и интересные идеи, как правило, «лежат на поверхности», — говорит Иван Ана-тольевич. — Будущие ученые фантазируют и генерируют идеи, пусть даже нереализуемые. Ребята понимают, что над ними не будут смеяться и «давить авторитетом». Они пробуют. Получилось — от-лично, не получилось — тоже хорошо, потому что ошибки лучше запоминаются.

— Не все воспитанники центра идут в дальнейшем в науку. Но в любой профессии исследователь-ские навыки очень хороши, — говорит заведующий лабораторией. — Даже в быту эти знания пригодят-ся. Наши ребята уже знают, для чего надо месить дрожжевое тесто и на каком этапе в пирожки добав-лять сахар, понимают этот процесс с точки зрения биологии. Не говоря о том, что в наши дни, посту-пая, допустим, на биологический факультет, абитуриент, вчерашний школьник, должен заранее опре-делиться, чем он хочет заниматься в биологии — биохимией, генетикой, микробиологией, экологией и так далее. И в нашем центре можно попробовать все эти направления.

Принцип работы педагогического коллектива центра — от теории к практике. Образовательный проект «Зеленые школы», которые курирует центр, как раз и направлен на воспитание экологической культуры. Проект касается бережного отношения к воде и энергии, обращения с отходами и прове-дения мероприятий, показывающих людям важность заботы о нашем общем доме — природе.

Твоя история

Не чувствуешь в себе призвания к биологии или физике — может быть, ты будущий историк? Краеведение — еще одно важное направление работы Республиканского центра. И в этой области то-же есть множество интересных активностей, принять участие в которых может каждый.

История целой страны состоит из многих маленьких историй — городка или деревни, твоей родной улицы и даже твоей семьи. Из жизненных историй людей, которые живут или жили когда-то рядом, в родном населенном пункте, на этой улице. А значит, личный вклад в пополнение исторических сведений может внести каждый. И точно также «сегодня» страны состоит из «сегодня» тысяч горо-дов, городков и местечек. Эта идея легла в основу краеведческой работы педагогов и воспитанников Республиканского центра экологии и краеведения.

— Например, уже не первый год у нас идет проект «Собери Беларусь в своем сердце», — рассказывает директор Республиканского центра экологии и краеведения Елена Онуфрович.

Проект дает участникам уникальную возможность посещать исторические и памятные места, про-кладывать новые маршруты, открывать для себя города и наслаждаться красотой белорусской при-роды.

— Каждый год в республиканском проекте «Собери Беларусь в своем сердце» участвует более 6 тысяч старшеклассников со всей страны, — говорит Елена Владимировна. — Разработано более 500 уникальных маршрутов по малоизвестным историческим и природным объектам, изданы кни-ги и альбомы. Ребята сняли множество видеороликов, создали информационные стенды и сайты, разработали авторские аудиогиды, дающие возможность узнать об истории, культуре и природе са-мых разных уголков Беларуси.

В рамках той же идеи — облик страны как сокровищницы уникальных и неповторимых городов и местечек — ежегодно организуются и мероприятия республиканской акции «Я гэты край Радзімаю заву», где внимание уделено исследованию, возрождению, сбережению историко-культурного и природного наследия.

— Прижилась и зацепила всех за сердце Всебелорусская молодежная экспедиция «Маршрутами памяти. Маршрутами единства», — рассказывает Елена Онуфрович.

Ежегодно в молодежной экспедиции принимает участие более 20 тысяч школьников и студентов. И случается, что такие поисковые отряды возвращают из забвения имена героев Великой Отечест-венной войны. А недавно стартовал еще один большой проект — конкурс экскурсоводов школьных музеев. Его задача в том, чтобы каждый школьник, не только сильный ученик, но даже совсем не от-личник, мог провести экскурсию по школьному музею, знал о его экспонатах и выдающихся земля-ках, которым посвящена экспозиция.

— Вся эта работа направлена не только на патриотическое воспитание подрастающего поколения, хотя это — ее основная цель, — подчеркивает директор центра. — Дети делают огромную работу, кото-рая важна для историков. Не случайно в прошлом году нашим партнером стал Институт истории На-циональной академии наук. Краеведческие проекты школьников содержат множество исторических сведений, которые помогают ученым-историкам в их работе.

Диана РОНИНА

Фото из архива Республиканского центра экологии и краеведения

Выбар рэдакцыі

Адукацыя

Ірына Старавойтава: За гады суверэнітэту ў Беларусі сфарміравалася свая школа стварэння падручнікаў

Ірына Старавойтава: За гады суверэнітэту ў Беларусі сфарміравалася свая школа стварэння падручнікаў

«Для таго, каб стаць падручнікам, матэрыялы, падрыхтаваныя аўтарамі, праходзяць шмат этапаў экспертызы, абмеркаванняў на дыялогавых пляцоўках з педагогамі, узгадненняў, апрабацыю ва ўстановах адукацыі». 

Рэгіёны

З чым едзе Брэстчына на сёлетні Форум рэгіёнаў

З чым едзе Брэстчына на сёлетні Форум рэгіёнаў

Вобласць падрыхтавала ладны пакет прапаноў удзельнікам форуму.

Памяць

Партызанскі ўнёсак у «Баграціён»

Партызанскі ўнёсак у «Баграціён»

Беларуская наступальная аперацыя пачалася 23 чэрвеня 1944 года.