Подтверждает это и статистика — с начала года в пристоличье зарегистрировано 21 дорожно-транспортное происшествие против восьми за прошлый год. Три человека погибли, еще 23 получили ранения.
Хотя плотность — как населения, так и автомобильного потока — здесь куда меньше, чем непосредственно в Минске, но на широких магистралях и узких деревенских улицах от этого тише не становится. Не в последнюю очередь — из-за наличия транзитных коридоров и близости самой столицы. Поэтому «Звязда» отправилась вместе с инспекторами дорожно-патрульной службы отдела ГАИ Минского райисполкома на мониторинг ситуации на пристоличных дорогах.
Первый выезд в пятницу вечером для нас оказался необычным. Водитель легковушки въехал по дороге в деревенский магазин. А когда выезжал — наехал бампером на забор. Подмечаем, что от водителя немного разит алкоголем. По словам мужчины, он приехал домой и с горя выпил немного спиртного. А где-то через полчаса возле дома остановилась машина ГАИ. Растерянный Валерий свою вину признает и вовсе не отпирается. Его отвезли в районную наркологию на освидетельствование. А по факту произошедшее — это оставление места ДТП, совершенного в нетрезвом состоянии, а также употребление спиртных напитков после аварии. Как результат — лишение прав на три года.
— Сын поднял пролет забора, — говорит хозяйка магазина. — Предложили вызвать ГАИ и оформить ДТП, но завел мотор и уехал. Повреждения были и на боковых дверях автомобиля. А вообще, здесь раньше этот забор сносили, можно сказать, регулярно.
...Второй раз мы отправляемся утром в четверг. Сначала проезжаем несколько километров по югу Минского района сразу за МКАД-2. За окнами патрульного автомобиля одна за другой меняются названия деревень на дорожных указателях — Крупица, Анополь, Кругляк... Возле деревни Кайково приходит информация. Сообщают о том, что произошло ДТП — фура съехала в кювет возле деревни Слободка на 18-м километре дороги Р1. Путь туда занимает минут 15–20. За это время успеваем расспросить милиционеров об особенностях их службы.
— За день мы в среднем проезжаем по дорогам 150-160 километров, — рассказывает старший лейтенант милиции Дмитрий Пыко. — И во время патрулирования встречали все нарушения, которые только могут быть. От непристегнутого ремня безопасности — и до вождения в нетрезвом состоянии. В темное время суток здесь много людей ходит без светоотражающих элементов... Но деревенская улица — не городская, здесь тротуары есть далеко не всегда. Были случаи, когда нетрезвые пешеходы шли по центру дороги, падали прямо под колеса автомобилей... Ну даже если перебрал, то зачем рисковать жизнью? Вызывай такси и езжай домой. Не проблема же. Среди молодежи мы не раз встречали тех, кто любит на мотоцикле погонять на заднем колесе, подрифтовать на автомобиле...
— За первые два с половиной часа нашей смены пришло одно сообщение. Какой-то автомобиль стоял три дня с повреждениями, характерными для дорожно-транспортного происшествия. Приехали туда — информация подтвердилась. В салоне автомобиля лежала справка о том, что владелец является пострадавшим. Созвонилась с женщиной, она и объяснила, что ДТП произошло неделю назад. Но в любом случае мы благодарны заявителю, который не прошел мимо.
На трассах нередко бывают ДТП с дикими животными. Через автотрассу М1 они постоянно мигрируют. Слабая осмотрительность водителей порой очень дорого обходится. Последствия могут быть самыми разными. Старший лейтенант милиции Вадим Серебряков вспоминает, как года два с половиной назад таксист на «Фольксвагене» сбил случайно выбежавшего на дорогу лося. В результате у автомобиля полностью снесло крышу. А однажды на автодороге М6 водитель BMW ехал со скоростью 90 километров в час. Справа выбежал лось. Если бы спереди сидел пассажир — был бы мертв. Крышу сложило до заднего пассажирского сиденья, половина машины была изуродована. Обычная страховка в таких случаях не действует — погашает только КАСКО.
— А вот крупную сельхозтехнику мы всегда сопровождаем, — говорит Дмитрий Пыко. — Когда нам приходит заявка — «проводим» от механизированного двора и до поля. Смена у механизаторов заканчивается — их сопровождают обратно в хозяйство.
Самый «хит» среди аварий — это вырванные «с мясом» заправочные пистолеты на автозаправках. Особенно в жару, в выходные дни, когда народ массово едет на приусадебные участки. И все это происходит от банальной невнимательности. Ущерб обычно небольшой — вырывается топливораздаточный кран и рвется муфта.
— В прошлом году мы с напарником два раза гонялись за мотоциклистами и еще два — за легковыми автомобилями, водители которых пытались скрыться с места ДТП, — вспоминает Вадим Серебряков. — Один вообще устроил ралли на пешеходной дорожке, а после старался спрятаться в поле. Всех их мы догнали, естественно. Санкция за попытку сбежать предусматривает и лишение прав до двух лет.
Интересуемся, бывает ли так, что сотрудников ГАИ вызывают даже в том случае, если можно было бы разъехаться по так называемому европротоколу. Напомним, что это возможность самостоятельно оформить факт ДТП при лимите ущерба до 800 евро. Вместе с тем он имеет и ограничения. Разбираться в юридических тонкостях оба водителя не хотят и предпочитают позвонить на номер «102».
— Сейчас во время обращения в милицию всегда спрашивают об ущербе, — уверяет Вадим Серебряков. — И в случае минимальной суммы обязательно предложат возможность решить вопрос при помощи европротокола. Но когда мы приезжаем на место ДТП, то сталкиваемся нередко с двумя вещами: у водителей или нет бланков, или те говорят, что просто боятся их заполнять, и просят это сделать сотрудника ГАИ. А когда приезжаем мы, то оформляем как раз ДТП. Было однажды, что пришлось ехать 60 километров через весь район. Приезжаю, ко мне подходят двое мужчин-водителей и говорят: мы не хотим самостоятельно оформлять европротокол, потому что боимся, что нам не заплатят после в страховой. Но на бланке все показано, как его правильно заполнять. Наверное, самое сложное — это нарисовать схему... В результате потерпевший получил за другие нарушения большую сумму, чем виновник. Вот такие коллизии бывают. При этом по телефонному номеру «140» круглосуточно действует общереспубликанский колл-центр, где насчет европротокола ответят на все возникшие вопросы.
Тем временем мы подъезжаем к деревне Слободка. А в кювете — «картина маслом». Там стоит большая фура. Но как стоит! Судя по следам шин на асфальте, она пошла в занос и перевернулась на 180 градусов относительно направления автопотока. К тому же сама фура стоит в кювете под тупым углом. У нее сильно разбит о дерево бок кабины.
— Мы здесь надолго задержимся — прикидывает Дмитрий Пыко. — Эвакуатору работы много — мало того, что из кювета вытянуть фуру, так еще и подцепить ее за перед против движения. Навстречу движению мы этот «паровозик» пускать не имеем права — тут же оно одностороннее, а до ближайшей развязки — километра два. Поэтому скажем, чтобы «крутили» здесь, благо есть заезд в сторону поля. И все это время мы должны здесь гарантировать безопасность дорожного движения. Потребуется даже временное перекрытие дороги, так как иначе эвакуатор не сможет повернуть налево. Как видите, подбавили нам здесь работы существенно. Но давайте посмотрим, может, кому там помощь нужна.
В кювете возле фуры хлопочут несколько человек. Водитель стоит перед машиной и смотрит на следы от дерева. Что и говорить, ситуация очень неприятная. Хорошо еще, что хоть сам не пострадал.
— Впереди ехал грузовик, — говорит шофер. — Он ушел влево, и тут прямо передо мной всунулся легковой автомобиль. Я начал тормозить, чтобы не столкнуться с ним. Фуру понесло, начало бросать из стороны в сторону. Ну и что дальше — сами видите... Хорошо еще, что цистерна пустая была.
Вскоре подъехал эвакуатор. За это время Вадим Серебряков успел нарисовать схему места ДТП и замерить ширину каждой из полос. Последнее необходимо для того, чтобы определить, сколько места для маневра было у водителя. Сотрудники ГАИ оставили только одну полосу для проезда. Три других нужны для работы эвакуатора.
— На рисунке показывается вся картина — рассказывает инспектор. — Вот здесь — следы юза, другие условные обозначения. Непосредственно автомобили «привязываются» к двум статическим объектам. В нашем случае — пешеходный переход и дорожный знак... Следы на сорок три метра растянулись! Можно себе представить, что было на трассе. Рисунок впоследствии прикладывается к материалам дела. По нему впоследствии можно будет выставить примерное расположение автомобилей, как сейчас, если возникнет необходимость следственного эксперимента. Поскольку водитель трезв, то необходимости в загоне фуры на штрафстоянку нет. Поэтому ее отбуксируют к владельцу, ну а после уже пусть хозяин решает, что с ней делать.
На место событий приехал и руководитель предприятия, которое занимается эвакуацией фур.
— Машина стоит в крайне неудобном положении, так называемых «ножницах», — комментирует ситуацию Александр Цыганов, наблюдая за работой небольшого, но очень мощного эвакуатора. — Здесь у нас еще и большой перепад самого кювета. Поэтому, чтобы достать машину, ее нужно развернуть. Вот это сейчас и делает наш водитель. Сейчас наша задача — вытащить на твердую поверхность цистерну. Ну а «голова» автоматически подтянется сзади. Нам надо причинить минимальный ущерб и дорожному покрытию, и самому автомобилю. На самом деле, фуры в кювете — не такая редкая для нас ситуация. Однажды мы вытягивали подобный автомобиль почти двенадцать часов. Там, правда, была к тому же и болотистая местность. Здесь все-таки задача проще, хотя и не элементарная.
Операция по подъему фуры из кювета заняла около трех часов. Новых вызовов у сотрудников ГАИ нет. Впереди у них — еще несколько часов патрулирования пристоличного района.
Валерьян ШКЛЕННИК
Фото Анны ЗАНКОВИЧ
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/tags/valyaryan-shklennik
[2] https://zviazda.by/ru/author/ganna-zankavich
[3] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[4] https://zviazda.by/ru/tags/miliciya
[5] https://zviazda.by/ru/tags/gai
[6] https://zviazda.by/ru/tags/voditel
[7] https://zviazda.by/ru/tags/doroga