Интересно, чего боятся молодые учителя? Что ученики не будут воспринимать их всерьез? Оказаться с детьми на разных волнах? А, может быть, они боятся неадекватных руководителей и негативного отношения к ним старших коллег?
Можно окончить университет с «красным дипломом», магистратуру и даже аспирантуру, но это еще не гарантия того, что ты придешь в детскую аудиторию и все пойдет как по маслу... Адаптация в учительской среде — задача не одного дня. И учительница русского языка и литературы Анастасия Гончарова хорошо знает это из собственного опыта. Когда-то она, являясь магистром педагогических наук, боялась показаться некомпетентной, и хотя у нее возникало много вопросов ежедневно, не решалась коллегам в этом признаться. Просто сидела и портила классный журнал...
— Молодые всерьез опасаются давления на них со стороны учеников, боятся потерять авторитет, перейти границу «учитель-друг», не найти подход к «особым детям», заставить учеников думать шаблонно, сломать их, вложить в них свои мысли — перечисляет Анастасия.
Два года назад она запустила ютуб-канал #ШчасцеНавучаць, где давала советы молодым коллегам, чтобы они не наступали на те же грабли. А следующим шагом для нее станет «Школа молодого учителя».
— Я решила перенести наши встречи из онлайн в оффлайн, — говорит учительница, — ведь некоторые вопросы можно обсуждать только в живом формате. А их, как я убеждаюсь, у молодых педагогов меньше не становится. «Школа молодого учителя» — это цикл регулярных встреч, в рамках которых студенты выпускных курсов педагогических специальностей и учителя-новички смогут получить от меня профессиональную, методическую и психологическую помощь. Какие темы будем обсуждать? Основные ошибки молодых учителей: как их избежать? Дисциплина без стресса и сплочение коллектива. Требования к проведению современного урока, цифровые инструменты в работе учителя, составление конспекта эффективных занятий. Как провести первое родительское собрание или, например, нестандартное собрание с родителями? В центре нашего внимания обязательно будет эффективное взаимодействие молодого учителя с администрацией и коллегами... Как предупредить эмоциональное выгорание? Где и зачем развиваться профессионально? Как подготовиться к открытым и конкурсным урокам?
Запланированы и практические занятия, в рамках которых молодой учитель попытается провести полноценный урок с последующим его рассмотрением и анализом.
В общем, программа будет очень мобильной и гибкой — в зависимости от конкретных запросов педагогов (частота встреч — раз в две недели до конца учебного года). Работать будем в камерной обстановке — в группах по 10 человек. Собираюсь привлекать и своих коллег (психологов, коучей), готовых поделиться с молодыми ценным опытом. Поэтому если вы молодой учитель или только планируете им стать, жду вас на презентации школы, которая состоится 25 февраля (регистрация по ссылке [4]). Вообще, молодым нужно обязательно поддерживать отношения с коллегами: если ты будешь открыт к людям, то все начнет у тебя получаться. Лучше прислушаться к совету и посмотреть, что из этого получится, чем проигнорировать и получить собственный опыт ценой проб и ошибок.
Надежда НИКОЛАЕВА
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/tags/nadzeya-nikalaeva
[2] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[3] https://zviazda.by/ru/adukacyya
[4] https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSecQGkP3Z9mL0E-XEMj7lTnjiZDvhi1I8A3chArWDJvIxD8fw/viewform
[5] https://zviazda.by/ru/tags/uchitelnica
[6] https://zviazda.by/ru/tags/pedagogi-0
[7] https://zviazda.by/ru/tags/shkola-dlya-molodyh-pedagogov
[8] https://zviazda.by/ru/tags/obrazovanie