За 11 месяцев этого года в нашу страну через международные пункты пропуска въехало более 4,5 миллиона иностранцев. Ожидается, что по итогам года эта цифра приблизится к пятимиллионной отметке. Традиционно наиболее популярными являются наземные виды транспорта: так, автомобильным транспортом в Беларусь въехало почти 3,2 миллиона иностранцев, железнодорожным — 611 тысяч, авиатранспортом в страну прибыло более 660 тысяч. Самыми популярными местами в нашей стране являются четыре объекта, внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди них жемчужины белорусской архитектуры — Мирский и Несвижский замки, а также Беловежская пуща и элементы геодезической дуги Струве. Белорусских объектов, которыми интересуются туристы, становится с каждым годом все больше, поэтому появляются новые виды туризма. Об этих новых видах, проблемных вопросах в сфере и перспективах мы поговорили с заместителем директора Департамента по туризму Виталием ГРИЦЕВИЧЕМ.
Погоня за впечатлениями
Говоря о въездном туризме в Беларуси, все привыкли считать традиционными его видами культурно-познавательный, оздоровительный и агротуризм, однако в последние пару лет в стране начали активно развиваться и новые виды. Среди них, например, промышленный туризм, который обрел большую популярность как среди иностранцев, так и среди белорусов.
— Около 120 предприятий сегодня проводят экскурсии по своим территориям. Это не привычные экскурсии с целью профориентации для студентов: они созданы именно для туристов, — рассказывает Виталий Валерьевич. — Флагманом в этом направлении является БелАЗ. Многим интересно сфотографироваться на фоне 450-тонника или покататься на нем. Отдельно можно сказать и о Минском тракторном заводе: в рамках посещения этого предприятия турист может не только посмотреть экспозицию, прокатиться на тракторе, но еще и поучаствовать в его сборке. После чего он получает сертификат, подтверждающий, что трактор с определенным номером, который через два месяца отправится, скажем, в Эфиопию, собран его руками. Люди сегодня стремятся за впечатлениями, им это нравится, поэтому такие экскурсии пользуются спросом.
В промышленном туризме также традиционной популярностью пользуется наша пищевая промышленность — такие предприятия, как «Коммунарка» или «Слодыч».
— Очень интересные экскурсии предлагает завод «Аліварыя»: они оборудовали предприятие аудиогидами, туроператоры по просьбе гостей включают эти экскурсии на завод в пакет обзорных по Минску.
Виталий Валерьевич также отмечает, что недавно в Беларуси открыли кинотуризм. Белорусская национальная студия «Беларусьфильм» проводит у себя экскурсии, где можно посмотреть различные декорации и примерить костюмы любимых героев «из телевизора».
Первые в мировом рейтинге
Новый импульс получил и экологический туризм: несмотря на то, что уже давно стал традиционным, он продолжает развиваться в новых вариантах с точки зрения оказания услуг.
— Например, в некоторых национальных парках очень популярной стала ходьба по болотам. Туристы приезжают в Беларусь, чтобы послушать пение птиц, сфотографировать зубра или того же волка на фотоловушки. Это не так востребовано у россиян, как у европейцев, — рассказывает Виталий Грицевич. — Вообще, для любителей экологического туризма отдых в Беларуси — уникальная возможность насладиться природой в экологически чистых, не тронутых урбанизацией уголках. Многие природные объекты страны считаются эксклюзивными в Европе.
В первую очередь это национальные парки «Нарочанский», «Припятский», «Браславские озера», «Беловежская пуща», Березинский биосферный заповедник, заказники «Налибокская пуща», «Голубые озера» и многие другие. Необычным местом является и Березинский заповедник — единственное место в Европе, где на одной компактной территории в диких условиях живет «Большая европейская пятерка» млекопитающих: лось, зубр, медведь, волк и рысь. Большую популярность набирает и чернобыльская зона.
Одна из уже известных «фишек» Беларуси — агротуризм. Русскоязычная версия журнала National Geographic уже несколько лет подряд признает нашу страну лучшей в соответствующей номинации. Беларусь обогнала в этом виде туризма Италию и Францию.
— Даже если не брать рейтинги, о наших достижениях в этой сфере свидетельствует тот факт, что генеральный секретарь Всемирной туристской организации (ЮНВТО) Зураб Пололикашвили, приехав в Беларусь в июне, заявил, что ЮНВТО планирует 2020 год объявить годом агро- и экотуризма, а конференция, посвященная этому событию, пройдет именно в Минске — в мае следующего года. Это показатель того, что на мировом уровне Беларусь признана в сфере агротуризма, — говорит собеседник и добавляет, что в этом направлении, несмотря на успешное развитие, существуют и проблемные моменты. — Агротуризм развивается благодаря указу Президента, действующему еще с 2008 года. Два года назад в документ были внесены изменения, которые отрегулировали деятельность субъектов агротуризма, государство дало для них дополнительные возможности, но нам еще есть над чем работать.
Виталий Валерьевич отмечает, что агротуризм в Беларуси имеет разнообразные специализации. Одни агроусадьбы концентрируются на гастрономии — хозяева собирают рецепты, готовят блюда, которыми угощают гостей. Вторые показывают народные обряды, традиции и проводят целые фестивали, третьи специализируются на активном отдыхе, организуют сплавы и дают места для палаток.
Продолжает развиваться в стране и гастрономический туризм, хотя и не такими активными темпами. Виталий Грицевич отмечает, что, несмотря на некоторые достижения, от мирового уровня Беларусь пока значительно отстает.
— В этом году три белорусских представителя заняли призовые места в конкурсе среди барменов. В последнее время ресторанная культура повышается. Безусловно, нужно приглашать в Беларусь больше поваров с мировым именем — может, это не популяризирует национальную кухню, но они учат наших специалистов своему искусству, а гости видят наши продукты. Например, в этом году, когда повара с мировым именем посетили «Савушкин продукт», то заявили, что в своих ресторанах теперь будут пользоваться только этими продуктами.
Доходы от туризма увеличатся
В сезон рождественских и новогодних праздников поток туристов в Беларуси вырастает до летнего уровня, об этом свидетельствует большая загрузка гостиниц. Объяснение здесь простое:
— Беларусь удобнее Европы, потому что если там сезон рождественских ярмарок заканчивается сразу после Нового года, то у нас только ближе к середине января. В белорусских городах приятно проводить время, гуляя по улицам, сегодня в каждом из них есть свои «фишки».
Пользуются популярностью и наши горнолыжные центры: Раубичи, Силичи, Якутские горы. Туристов здесь привлекает удобное географическое расположение и финансовая доступность.
Что касается оздоровительного туризма, то белорусские санатории уже давно зарекомендовали себя качественными и надежными местами для отдыха. Сегодня в большинстве санаториев появляются новые виды услуг, поэтому туда приезжают целыми семьями.
Увеличить поток туристов помогли принятые меры по упрощению визового режима.
— С каждым годом количество туристов растет. С 10 ноября вступил в силу Указ № 300, который объединяет безвизовые территории в Брестской и Гродненской областях и позволяет организованным группам туристов посещать всю территорию данных областей. Это даст свой дополнительный эффект. Возможно, количество туристов не увеличится, но количество дней их пребывания в Беларуси, несомненно, вырастет. А это увеличит доходы от туризма. Сейчас мы наблюдаем, как активно развиваются Брестская и Гродненская области, там выросла инфраструктура, повысилось качество обслуживания. В кафе и ресторанах уже видят, какие туристы к ним приезжают и на кого им нужно ориентироваться. По сравнению с другими областями там выросли инвестиции именно в инфраструктуру, связанную с туризмом.
Как и в любом развивающемся деле, в туризме нельзя избежать проблемных вопросов. Один из них сегодня заключается в кадрах.
— Специалистов в сфере туризма готовят в 17 вузах страны, это достаточно много, они выходят оттуда с хорошей теоретической базой, однако без практики. Туроператоры жалуются, что иногда вчерашние студенты не знают даже, как работать в системах бронирования и администрации. Второй вопрос — знание иностранных языков, хотелось бы, чтобы их учили больше. В этом году мы направляли группы из белорусских гостиниц для повышения квалификации в турецкие отели, в следующем году также планируем это делать. Проводим и ряд других мероприятий для повышения качества обслуживания, приглашаем международных спикеров.
Дарья ЛОБАЖЕВИЧ
Фото Анатолия КЛЕЩУКА
Новации в туриндустрии
Проект обновленного закона «О туризме» планируется внести на рассмотрение в парламент в 2020 году. Об этом сообщил журналистам заместитель директора — начальник отдела планирования и организации туристской деятельности департамента по туризму Министерства спорта и туризма Беларуси Виталий Грицевич в пресс-центре БелТА.
«В соответствии с установленными сроками осенью мы внесли документ в Совет Министров. Мы дорабатывали его с Национальным центром законодательства и правовых исследований. Следующий шаг — правительство должно внести его в парламент, это следующий год», — сказал Виталий Грицевич.
По его словам, изменения, которые вносились в ходе доработки, не носят принципиального характера. «Основные посылы — создание финансовых гарантий для белорусских туристов, четкое разделение зон ответственности туроператоров и турагентов, более точное регулирование экскурсионной деятельности. Они все сохранились», — добавил он.
При этом Виталий Грицевич обратил внимание, что не стоит ждать вступления в силу нового закона «О туризме» уже в 2020 году. Это связано с тем, что нужно подготовить подзаконные правовые документы.
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/tags/darya-labazhevich
[2] https://zviazda.by/ru/tags/anatol-klyashchuk
[3] https://zviazda.by/ru/ekanomika
[4] https://zviazda.by/ru/tags/turizm
[5] https://zviazda.by/ru/tags/myascovae-samakiravanne