Нестабильность семьи, наличие в ней одного ребенка, вечная нехватка времени у родителей, отсутствие контакта со школой и педагогических знаний у мам и пап... Все это, по мнению специалистов, негативно влияет на воспитание малышей. Чтобы помочь мамам и папам растить своих потомков и поддерживать их в этом деле, в школах страны планируют создать университеты родительства. Уже в 7—8 классах школьников предполагают научить строить взаимоотношения с другими людьми и бесконфликтно решать проблемы с помощью специальных факультативов. Все это обсуждали специалисты из разных стран на международной конференции в Белорусском государственном педагогическом университете.
В одном направлении ... или в разных?
Семья — важнейший институт, с которым человек соприкасается практически всю жизнь. Ее ценность остается приоритетной для белорусов. Об этом свидетельствует общий коэффициент брачности — один из самых высоких среди европейских стран. Увеличивается и состав семей — в прошлом году около 60% младенцев были не первые по счету у родителей. В стране более 106 тысяч многодетных семей. Беларусь занимает высокую позицию (34-е место среди 179 государств) в рейтинге стран счастливого детства Независимой международной организации «Спасем детей», утверждают специалисты.
Вместе с тем существует ряд проблем, которые требуют решения.
— В частности, это нестабильность института семьи и брака — в прошлом году на тысячу браков пришлось 546 разводов. В результате более 25 тысяч детей остались без одного из родителей, — утверждает Александр ЖУК, ректор Белорусского государственного педагогического университета. — Мы наблюдаем и снижение моральной ответственности родителей за содержание и воспитание детей. Отсюда много социальных сирот. Недостаточная и психолого-педагогическая подготовка молодежи к семейной жизни.
Изменения, произошедшие в жизни общества, привели к нарушению взаимосвязи в некогда прочной системе: школа—семья—общественность—производство. А новые организации помощи семье — клубы, центры, консультации — недостаточно распространены, контакты с такими учреждениями имеют разовый характер. Поэтому основной реальной структурой, способной оказывать помощь семье, остается школа, уверен Александр КАДЛУБАЙ, заместитель министра образования:
— Семья влияет на ребенка ежедневно, поэтому имеет почти неограниченные возможности формирования его личных качеств. Однако часто семья и школа воздействуют на ребенка разнонаправленно, а это приводит к социальной конфронтации и взаимному непониманию. Спектр взаимодействия школы и семьи сузился до вопросов обучения, поведения школьника и материальной поддержки учреждений образования. Однако без помощи семьи школа не обеспечит надлежащих результатов воспитания.
Родители должны уметь анализировать деятельность и поведение своих детей и воспитывать их, уверены ученые. Они настаивают на необходимости работы по повышению психолого-педагогической культуры родителей, для чего по инициативе БГПУ будет разработана и введена в школах страны программа родительских университетов как системы работы с папами и мамами. Важно увидеть эту работу от родителей первоклассника до выпускника, подчеркнул замминистра.
Университет — в каждой школе
Решить проблему формирования психологической культуры учащихся, по крайней мере, межличностные конфликты между школьниками, призваны факультативы для учащихся 7—9 классов по основам психологии.
— Надо расширить подготовку по специальности «Социальная и психолого-педагогическая помощь». В стране сегодня недостаток социально-педагогических психологов, — говорит Александр Кадлубай. — Необходимо укрепить практико-ориентированную подготовку педагогов, расширить объем практики будущих педагогов в школах, проводить больше занятий со студентами в учреждениях образования. Важно поднять на новый уровень работу районных научно-методических объединений и педагогов по формированию психологических знаний, работе с детьми и взаимодействию с родителями.
Ректор педуниверситета рассказал, что делается для решения родительских-детско-школьных проблем. Например, проект «Здоровая семья — здоровая нация», организованный в 2016–2018 годах университетом совместно с Белорусским союзом женщин, имел своей целью сформировать в обществе ценности семейных отношений и ответственность за рождение и воспитание детей. Актуальные результаты проекта уже внедряются в практику работы школ и учреждений социальной защиты населения.
Формированию ценностей семьи поспособствовал и республиканский урок семейной жизни накануне Дня матери. Старшеклассникам вручили памятки «Тебе, будущий семьянин». В некоторых школах в выпускных классах преподается факультатив «Основы семейной жизни». Ежегодно проводится конкурс творческих работ «Гимн матери». В педуниверситете работает клуб «Семья», а также группа «Гармоничная семья» в социальной сети «ВКонтакте».
— Наши ученые разработали программу трехступенчатого университета родительских знаний. Первая ступень — «Мой ребенок — младший школьник», вторая — «Мой ребенок — подросток», третья — «Мой ребенок — старшеклассник». Важно, чтобы Министерство образования поддержало создание таких университетов в каждой школе, — подчеркнул Александр Жук. — Важнейший компонент поддержки родительства — подготовка педагогов к работе с семьей, и мы за последние три года создали в университете ресурсный центр, который обеспечивает современную подготовку педагогов. Прежде всего, это республиканский центр социально-педагогических технологий, на базе которого проведено уже свыше 40 семинаров для педагогов и психологов. В этом году создан республиканский центр психологической помощи, который помогает решать точные проблемные ситуации учащихся, студентов, родителей и педработников.
Любовь спасет мир
Обучение и воспитание — единый образовательный процесс, считают педагоги. Взглянуть на него с другой стороны предложил Федор ПОВНЫЙ, настоятель Всехсвятского прихода, который полагает, что «учитель обучает детей, а священник воспитывает души, и нам по пути». Он поделился своими мыслями о воспитании патриотизма и любви к малой родине, а также о роли современного учителя в жизни учеников:
— Патриотизм не национальный. Однако при этом он не космополитичный. Патриотизмом нельзя назвать любовь к государству как к определенному политическому строю. В то же время это не просто привязка к месту рождения. Мне думается, любовь к земной отчизне имеет одну природу с любовью к родителям. Да и в целом патриотизм — это о любови, и о чувствах. Родителей любят: не за что-то, а за дар жизни. Мать и отца запрещено не любить. Даже если нам кажется, что они несовременные, отсталые. Они дали нам шанс стать святыми. Я так много говорю о любви, потому что в школе о ней не говорят.
Чтобы уметь безусловно любить своих родителей, нужно, чтобы наше смирение было выше нашей гордости, утверждает священник. Он призывает показывать своим детям собственный пример, проявляя любовь и уважение к матери, которая, скажем, не имея высшего образования, поучает сына-профессора.
— Детям в школе говорят о правах, но не говорят об ответственности, в том числе духовной. Нужно, чтобы ценность жизни как таковой в нашем взрослом сознании не измерялась комфортом и благами. На какие ценности равняться молодежи? Детей не втягивают в учебу, работу, благотворительность. Их развлекают. И в шесть лет, и в шестнадцать. И учитель становится не тем, кто передает ценности, а часто превращается в циркача, актера, поставщика услуг. А «ценности», которые проповедует интернет, — это потребление, блуд и гордость.
Семья или дом престарелых?
Заботясь о детях, нельзя забывать, что все родители со временем стареют, и уже детям приходится ухаживать за ними. Пожилых становится все больше, и не только в Беларуси. А заботиться о них достаточно сложно, особенно о тех, кто страдает деменцией. Об опыте заботы о пожилых людях в Германии рассказала геронтолог Хелена ИГНАЦИ, вице-президент Евангелической высшей школы прикладных наук Нюрнберга (Германия).
Они, как правило, остаются жить в семьях, и более молодые члены семьи вынуждены искать пути, чтобы заботиться о них. То ли бросать работу, так как такой человек требует постоянного ухода, то ли устраивать его в дом престарелых, которых в стране, как и социальных специалистов, способных оказывать квалифицированную помощь, недостаточно.
— Около 20% населения Германии старше 65 лет. А продолжительность жизни в среднем 85 лет. Каждый третий состарившийся страдает от деменции. В стране существует страховка по уходу, чтобы покрывать расходы на специалистов, однако их все равно не хватает, потому что заботиться о таких людях нужно 24 часа в сутки, — сказала профессор Игнаци. — Семьи вынуждены привлекать сиделок из восточных стран: Польши, Украины, Словении. И иногда это происходит нелегально. Однако немецкие семьи считают такое положение очень удобным. Специалистам же из-за рубежа подобная работа от шести недель до трех месяцев также по душе. Это хороший вариант для всех, так как семьям не нужно отправлять родителей в дом престарелых, где все гораздо дороже, а иностранным специалистам можно платить до 1500 евро в месяц —относительно немного.
Исследования, проведенные с привлечением польских специалистов, позволили выяснить условия, особенности и риски такой работы. Оказалось, что большинство приезжих не знает немецкого языка и изучает его непосредственно в семье. Многие не обладают необходимыми навыками по уходу за людьми с деменцией, однако имели опыт заботы за собственными родителями, 96% из них работают нелегально и не могут обратиться за поддержкой ни к кому, когда их права нарушают. И все же большинство сиделок говорят, что будут ездить на заработки, пока в состоянии это делать и пока это нужно немцам.
От теории к практике
Опытом работы по укреплению института семьи в Узбекистане поделилась Ойниса МУСУРМАНОВА, заведующая кафедрой педагогики и психологии Узбекского государственного университета мировых языков.
Работа в стране ведется в трех направлениях — государственная поддержка, неправительственные организации и научно-исследовательская работа по укреплению семьи и поддержке женщин.
— Особое место занимает республиканский центр «Семья» при кабинете министров, который занимается и научной, и практической работой, — сообщила она. — Центр заново создан указом президента от 2 февраля 2018 года о мерах по коренному совершенствованию деятельности по поддержке женщин и укреплению института семьи. До этого, с 1998-го, центр функционировал при комитете женщин. Теперь же директор Центра приравнивается к министру, а заместитель директора — к заместителю министра.
Центр координирует деятельность госорганизаций и общественных институтов по реализации госполитики в области семьи. Основные его задачи — проведение фундаментальных, прикладных и инновационных исследований по вопросам семьи, репродуктивного здоровья и демократического развития, практическая реализация предложений, а также консультативная и практическая помощь семьям. Организовываются и специальные курсы по подготовке и повышению квалификации специалистов по работе с семьями.
В Центре работает 428 человек: юристы, философы, историки, антропологи, этнографы, медики, политологи, психологи, экономисты и другие, и это без учета привлеченных ученых и волонтеров. При нем даже зарегистрирован научный журнал «Общество, гендер и семья в Центральной Азии».
Как видим, у каждой страны свой путь заботы о детях и родителях. Главное, чтобы он вел к взаимопониманию.
Ирина СИДОРОК, фото автора
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/tags/iryna-sidarok-0
[2] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[3] https://zviazda.by/ru/tags/semeynaya-gazeta
[4] https://zviazda.by/ru/tags/deti
[5] https://zviazda.by/ru/tags/roditeli
[6] https://zviazda.by/ru/tags/roditeli-i-deti
[7] https://zviazda.by/ru/tags/semya-0