«Сразу после освобождения Минска все то немногочисленное население и бывшие партизаны приступили к разборке завалов, к уборке улиц и площадей. Целых зданий в городе почти не осталось. Мы приводили в порядок Дом профсоюзов — позже Музей истории Великой Отечественной войны.
Еще не все было доведено до ума, а экспонаты уже начали приносить — это вещи и предметы быта, оружие войны, как защитников Отечества, так и фашистов, художники приносили картины... Наша семья работала в музее вся. Я — кассиром, сестра — экскурсоводом, папа — кочегаром, а мама — уборщицей, старшая сестра в это время была в партизанском отряде под Белостоком. С течением времени экспонатов становилось все больше и больше...» — такое письмо накануне юбилея пришло в Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны от Лидии Житкевич, которая принимала участие в создании первой музейной экспозиции в октябре 1944 года.
Еще на территории Беларуси шли бои, а уже активно собирались экспонаты для будущего музея (решение о его создании было принято Центральным комитетом КП(б)Б 30 сентября 1943 года). Командиры партизанских бригад передавали документы, которые связаны с деятельностью и жизнью народных мстителей, печатные и рукописные издания, образцы самодельного оружия, фотографии с пояснениями, документы и флаги, захваченные у немцев. Сохранился текст радиограммы от 24 июня 1944 года начальника Центрального штаба партизанского движения Пантелеймона Пономаренко командиру Пинского партизанского соединения Василию Коржу, в которой он благодарит за присланные образцы автоматов и предлагает сохранить партизанскую мастерскую для музея. Через три месяца после освобождения Минска уже начали работать две выставки «Вооружение белорусских партизан» и «Большевистская печать Беларуси в дни Великой Отечественной войны».
Среди первых создателей были и бывшие партизаны, подпольщики, фронтовики. Экспонаты доставлялись и с фронта, много сотрудники поездили по Беларуси и не только. Так, с двухмесячной командировки в Германию в июне 1945 года бывшие партизаны — одни из первых работников музея — привезли кители, фуражки, ордена и медали высших немецких военных чинов, фотографии из альбома Геббельса, оружие, сувенир-череп, который стоял как украшение на камине у начальника штаба противовоздушной обороны Берлина, и сувенирную зенитную пушку, украшавшую кабинет Германа Геринга.
Если 75 лет назад в фондах музея насчитывалось 10 тысяч музейных предметов, то сегодня их 112 тысяч, и сбор реликвий не прекращается. Неслучайно свои торжественные мероприятия музей начал с открытия выставки — благодарности всем, кто помогает сберегать память о войне.
— Это рядом со мной плачет Раиса Николаевна Гайдук, ну и я вместе с ней, — переживает заместитель главного хранителя фондов Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Галина Скоринкина. — Здесь документы, рассказывающие о ее родителях. Ее папа Николай Гайдук войну встретил под Белостоком, был на фронте, отступал, стал партизаном отряда «Победа» на Минщине. Его жена была фельдшером в этом же отряде. Во время боевого задания был смертельно ранен...
На открытие временной экспозиции «Возвращая время» пожаловали давние друзья музея — люди, которые долгие годы хранили, а после передали учреждению старые фотографии, документы, письма, награды героев, а также бытовые вещи, одежду.
Родственники находят на экспозиции свои семейные реликвии, делятся воспоминаниями, радуются, что истории об их близких сегодня хранит и ведущий белорусский «храм памяти».
В центральном пространстве экспозиционного зала впервые представлены отдельные образцы оружия, военная форма, предметы военной амуниции и быта, которые передавались в дар музею государственными учреждениями, любителями военной истории, коллекционерами.
Вообще на этой экспозиции представлено более 500 музейных предметов, собранных за последние пять лет — за то время, как музей переехал в новое здание по проспекту Победителей. Чтобы обратить внимание на семейные реликвии, на выставке музейные работники представили их как стилизованные раскрытые страницы фотоальбомов.
Здесь можно увидеть материалы семьи Нины Апелинской — связной партизанского отряда имени Бельского и партизанской бригады «Дядьки Коли». Ее муж Александр Трандофилов — участник минского Сопротивления — арестован в 1942-м, в семье сохранились письма, которые он писал жене из тюрьмы. 2 февраля 1943 года Александр Федорович был повешен на стадионе «Динамо».
Отдельный стенд занимают материалы, связанные с очень красивой парой. Григорий Диденко перед войной был артистом ансамбля песни и танца погранвойск НКВД. Война застала его во время гастролей в Литве. Разными путями он пробирался в Минск к жене и дочери, родившейся за две недели до войны. Супруги включились в партизанское движение, писали для рукописного журнала «Кутузовец». Незадолго до освобождения Беларуси партизанский отряд оказался в кольце вражеской блокады. Диденки завернули номера журнала в мешковину и закопали... Позже 9 из 13 номеров уникального издания попали в музей истории Великой Отечественной войны. (Кстати, учреждение хранит богатую коллекцию партизанской печати, музейная коллекция рукописных партизанских журналов имеет категорию историко-культурной ценности № 1 Республики Беларусь.)
Пытаемся разобраться, что за необычный предмет представлен в одной из экспозиций — оказывается, это школьный пенал, который принадлежал Евгению Носову. Вместе с матерью и сестрой мальчик оказался в концлагере под Брянском, где семье чудом удалось избежать расстрела. Заключенных решили вывезти в Германию. В дороге в вагоне мальчик тяжело заболел тифом, вместе с умершими их семью выбросили на станции Столбцы. Носовы нашли убежище в одной из окрестных деревень. Евгений Иванович выжил, а после войны всю жизнь проработал в Столбцах фотографом. Материалы, раскрывающие эту историю, музейным работникам передали дочь и зять Евгения Ивановича...
Благодаря семье Бржусь музей получил снимки, сделанные в Минске во время войны. Мария Юлиановна работала в лагере для военнопленных на кухне возле Червенского рынка, а ее дочь — в фотоателье.
Родные сохранили память о своем дедушке Евгении Михайловиче Зуевом. Перед войной он закончил 9 классов, участвовал в подрыве 19 вражеских эшелонов. Семья передала музею награды юного партизана, а также его послевоенные письма с интересными рассказами о восстановлении Минска, Беларуси...
Кузнецовы передали фотографии и предметы, рассказывающие о судьбе их родственника Степана Ивановича, участника Первой мировой войны и вольнонаемного парикмахера, который во время Великой Отечественной обслуживал на фронте солдат и офицеров, а также предметы быта, которые напоминают о тех временах.
За каждым документом или предметом (а это может быть гармонь, женское платье или сумочка 30—40-х годов, куклы, солдатские вещи) стоят личные истории. И музейные работники уверены, что из таких кирпичиков частных судеб состоит история страны.
— Создавая выставку, мы решили рассказать о том, что не страдаем от музейной тишины, что у нас много гостей (самая большая посещаемость по стране). Мы создали композицию, чтобы показать историю глазами тех, кто прошел и пережил ту страшную войну, кто рос в послевоенное десятилетие, и тех, кто родился после войны, — рассказывает куратор выставки Наталья Филиппович.
Интерьерная экспозиция построена с использованием фондовой мебели военного и послевоенного времени. При оформлении зала использованы редкие фотографии, сделанные участниками войны и военными фотокорреспондентами.
В последние годы музейный фонд пополнялся экспонатами, связанными с медиками-фронтовиками. Такой материал подан в инсталляционном варианте: посетители могут увидеть, как выглядел полевой армейский госпиталь.
Также за последние пять лет музею помогали исследователи, которые занимались военной археологией. Сюда переданы находки с мест раскопок в Несвиже, где было захоронено более тысячи человек, расстрелянных в октябре 1941-го, а также вещи жертв лагеря смерти Тростенец.
Представлены на выставке и картины, серии рисунков, этюды, зарисовки, сделанные художниками в военные годы. В частности, можно увидеть эскизы иллюстраций, выполненных Дмитрием Красильниковым для газеты-плаката «Раздавим фашистскую гадину» (1941—1944 годы). Есть здесь и картина неизвестного художника — советского военнопленного лагеря «Шталаг-352» у деревни Масюковщина (1941—1942 годы). Более 75 лет ее хранил Александр Кийранен (журналист, комментатор Гостелерадио БССР). Во время войны его семья жила на станции Ждановичи в доме железнодорожника. Однажды один из военнопленных, которые копали там торф, передал маленькому Александру написанный маслом пейзаж и сказал, что это его родные места. Увы, о судьбе художника ничего не известно...
В юбилейный день музей пополнился новыми экспонатами. Вероника Тимофеева передала семейную реликвию: «У нас дома было очень много наград — ордена Красной Звезды, Великой Отечественной войны, медали «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина». Папа прошел всю войну... Но в квартиру забрались воры и украли все награды и документы, а вместе с ними и часть нашей памяти. У нас осталась только маленькая иконка святого Николая. Когда папа пошел в армию, бабушка положила ее ему в карман и сказала, что святой будет помогать и спасать. И папа с этой иконкой прошел две войны, не вынимая ее из кармана, и вернулся живой, здоровый».
Также в этот день центральный районный военный комиссариат передал музею боевые награды Героя Советского Союза, коллекционер Александр Алексеенко подарил более 100 редких экспонатов, среди которых военные награды, предметы быта, амуниция, форма вооруженных сил разных стран, а организация, которая занимается сбором макулатуры, принесла найденные в контейнерах словари — немецко-русский 1941 года и русско-немецкий 1942 года...
Елена ДЕДЮЛЯ
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/author/alena-dzyadzyulya
[2] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[3] https://zviazda.by/ru/tags/istoriya
[4] https://zviazda.by/ru/tags/75-letie-osvobozhdeniya-belarusi