В Гродно на месте бывшего лагеря смерти в 60-е годы прошлого века была установлена высокая бетонная стела. В памятные даты здесь проходят массовые мероприятия, к стеле возлагают цветы и венки. На территории всегда порядок. Но пока здесь не определены братские могилы, нет списка погибших узников. Работа над новым монументом начиналась, но концепцию не утвердили. Есть предложение придать комплексу статус историко-мемориального места.
От центра города до территории бывшего шталага — 15-20 минут езды. Сейчас это место окружает городской микрорайон Фолюш. При повороте к памятнику стоит указатель. В солнечный июньский день даже сложно представить, какие ужасные события разворачивались на этом месте 82 года назад, летом 1941-го.
По территории бывшего шталага идем с председателем комиссии по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войны Гродненского областного Совета ветеранов Александром Севенко.
— Территория лагеря занимала 50 гектаров, — говорит мой спутник. — Сегодня здесь городской микрорайон, а в 1941 году лагерь находился в пяти километрах от Гродно. С северной стороны лагерь был ограничен лесом и обрывом реки Лососянки, с запада — полотном узкоколейки, на восточной стороне располагалась администрация и охрана, а вот с южной стороны лагерь был ограничен проселочной дорогой, где сейчас проходит городская улица. И это только основная часть «Шталага-324», его филиалы были еще в нескольких местах города.
После проведенного весной субботника здесь довольно чисто, уже второй год подряд на этой территории работает областная администрация. Объект — одно из важных памятных мест региона. Территория бывшего шталага напоминает парк. Деревья, сейчас довольно мощные, посажены после войны: возможно, когда закладывался памятник. На некоторых деревьях полностью спилены ветви. Теперь они похожи на столбы и напоминают об оборванных жизнях.
... Уже в первые дни войны жители Гродненщины претерпели страшные реалии немецко-фашистской оккупации. На территории современного микрорайона Фолюш захватчики оставили особенно кровавые следы. Здесь с июля 1941 года до осени 1942-го был лагерь для военнопленных красноармейцев, а затем пересыльный лагерь для еврейского населения. По приказу немецкого командования военнопленные вырыли на этой территории около сотни землянок размером 6×25 метров, с двойными нарами. Там находились как военнопленные, так и мирное население. Всего здесь содержали около 36 тысяч человек. Многие умирали от голода, ранений и болезней. Их массово хоронили на окраине военного городка Фолюш.
История «Шталага-324» в разных источниках отличается из-за привязки к местности, рассказывает профессор кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин Гродненского государственного университета имени Я. Купалы, доктор исторических наук Эдмунд Ярмусик. В связи с этим в литературе встречается общее название «Лагерь смерти в районе Фолюш-6». «Шталаг-324» находился также в Польше. Там захоронено более 40 тысяч советских военнопленных. Филиалы шталага находились в бывших царских казармах в Гродно. Большая часть пленных лагеря погибла. Очевидцы свидетельствовали, что со шталага беспрестанно шли повозки с трупами, их хоронили за воротами лагеря, метров за 200. Вначале хоронили по пять-десять человек в одну могилу, а когда смертность от пыток и голода выросла, вывозили по 200-300 умерших и закапывали в один глубокий ров 33×6 метров и глубиной два метра. После войны было обнаружено около 70 могил.
Известно, что часть захоронений была уничтожена фашистами при отступлении, чтобы скрыть ужасные преступления: на Фолюше и в других местах ровняли надгробные холмы, маскировали массовые захоронения, сжигали останки.
Место расстрелов узников лагеря находилось возле форта № 2 Гродненской крепости, которая строилась во время Первой мировой войны. Здесь расстреливали мирных жителей и активистов сопротивления. Потом их закапывали в фартовых рвах. Сейчас на этом месте стоят памятники-кресты.
В «Шталаге-324», кстати, находился генерал-лейтенант инженерных войск Дмитрий Карбышев, который перед началом войны инспектировал ход строительства фортификационных сооружений под Гродно. В июле в составе армии он оказался в окружении, был контужен во время боя и попал в плен в бессознательном состоянии. Немцы предложили ему сотрудничество, но генерал отказался и остался верен своему Отечеству. Вскоре его отправили в концлагерь в Австрии. Всем известен его подвиг: немцы обливали Дмитрия Карбышева водой на морозе, он превратился в ледяной столб, но не покорился врагу. И таких непокоренных было немало. Они не пошли на сотрудничество с фашистами, выбрали смерть вместо измены.
Птичий говор возвращает нас в настоящее. Вместе с Александром Севенко подходим к главному монументу, который установлен в память узников шталага. Это стела высотой в десяток метров. Неподалеку — три длинные насыпи, поросшие травой. Это и есть захоронения узников. Сюда привозили останки из различных раскопок.
Здесь проводились четыре перезахоронения, говорит Севенко. Сейчас здесь покоится около пяти тысяч человек, на городском кладбище — еще четыре тысячи. Около восьми тысяч захоронены на военном кладбище. Подсчеты велись сразу после окончания войны — были созданы специальные комиссии. Но и сегодня в истории лагеря остается немало белых пятен.
— Поисковая работа активизировалась в конце 2007 года, когда во время строительных работ по прокладке коммуникаций в военном городке Фолюш были найдены останки военнопленных «Шталага-324». Работы тогда прекратили, пришли поисковики — 52-й отдельный батальон Министерства обороны Беларуси. Они нашли останки 361 советского воина, шесть солдатских медальонов и много фрагментов обмундирования. Летом 2008 года, во время второго этапа, были найдены останки еще 1333 красноармейцев. Всех перезахоронили на городском кладбище, — рассказывает Александр Севенко.
Там же был установлен временный обелиск, который вскоре был заменен памятным знаком в виде глыбы из красного гранита, появились плиты с именами погибших, которые удалось установить в ходе поиска.
В 1946 году гродненские областные власти приняли постановление Об увековечении памяти воинов Красной Армии и партизан, погибших за Родину в Великой Отечественной войне. Согласно этому документу, было решено установить памятник в районе Фолюш, где располагался шталаг. Вначале памятник представлял собой небольшой окрашенный фанерный обелиск с красной звездой. Находился он в центре братских могил, которые были ограждены небольшим деревянным забором.
С течением времени и забор, и обелиск пришли в упадок, их убрали, а территория шталага и захоронений заросла лесом. На это место обратили внимание почти через 20 лет. Таким образом, в середине 1960-х на месте фанерного памятника был возведен прочный мемориал, где центральное место занимает стела с надписью: «В этом районе захоронено более 14 тысяч советских граждан, замученных и расстрелянных немецко-фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны». Стеллу установили работники завода карданных валов при участии военнослужащих.
За стелой находится бетонная стена с барельефным изображением тоскливой матери, факела и воина. По обеим сторонам от дорожки установлены пилоны с барельефами советских воинов и партизан. Здесь сделаны цветники, высажены аллеи кустарника.
Вместе с тем обращают на себя внимание братские могилы в виде земляных насыпей. Возле одной из них стоит небольшой памятник из черного гранита.
— Эти насыпи надо упорядочить, придать им достойный вид, — соглашается Александр Севенко. — В некоторых местах они просели, никак не указано, кто здесь похоронен. После последнего перезахоронения прошло немало лет, поэтому мы в Совете ветеранов Гродненской области выступаем с инициативой благоустроить памятное место.
По материалам мемуаров бывших узников установлено, что в шталаге размещение и построение происходило в соответствии с национальностью. Часть узников составляли белорусы и военнопленные других национальностей родом из Беларуси, а также местные жители, которые были задержаны на территории Гродненского района. Через лагерь прошли и были уничтожены около 30 тысяч евреев. Эти данные позволяют отнести территорию шталага к месту геноцида белорусского народа.
Еще несколько лет назад Совет Гродненской областной организации Белорусского общественного объединения ветеранов вышел с предложением создать на месте бывшего «Шталага-324» мемориал. Свое предложение инициаторы проекта связывают с тем, что рядом находится 6-я отдельная механизированная бригада и военный факультет ГрГУ имени Я. Купалы. Уже стало традицией проводить здесь массовые патриотические и памятные мероприятия с участием молодежи, ветеранов, представителей общественности и трудовых коллективов, жителей города. Но места для всех участников не хватает, поэтому торжества проходят на дороге, откуда потом все идут к стеле для возложения цветов. При новом проекте важно предусмотреть площадку для массовых мероприятий.
Новый комплекс может стать важным туристическим объектом Беларуси, так как здесь чествуется память об участниках первых оборонительных боев июня 1941 года, которые здесь происходили, и мирных жертвах той страшной войны.
— Думаю, стоит внести этот комплекс в список историко-мемориальных мест. С этой целью мы подготовили справку и отдали в горисполком. Необходимо, чтобы эта территория была под охраной государства, — замечает Александр Севенко.
Попытки по созданию нового мемориала принимались и раньше, сейчас концепция пересматривается, многое изменилось, здесь начали строить церковь. Между тем идея восстановления памятника не канула в лету. Есть предложение ознакомиться с другими памятниками, которые установлены на месте бывших шталагов.
В первую очередь нужно обратить внимание на братские захоронения и назвать поименно тех, чьи фамилии удалось определить во время поисковых раскопок.
По словам Александра Севенко, известно около 1600 фамилий. Все они должны быть отражены на гранитных плитах. Пока многие из этих имен нигде не увековечены. Сюда могли бы приезжать потомки тех, кто здесь погиб, чествовать их память, оставлять цветы и зажигать лампадку возле фамилии предка.
— Они отдали свою жизнь за будущее и должны быть названы поименно, — уверен Александр Севенко. — Эти люди героически сражались с врагом в первые дни и месяцы войны. Значительная часть узников шталага — люди обессиленные, раненые, которых немцы брали в плен на поле боя. Они не сдавались до последнего. Их привозили в товарных вагонах и выносили на носилках. Сотни пленных так и не доехали до лагеря.
В связи с этим Александр Севенко, точно знающий историю шталага, вспомнил рассказ бывшего военнопленного, находившегося в лагере зимой 1941-1942 года. В январе в шталаг прибыл эшелон из Бобруйска, в котором было 1200 военнопленных. Когда вагон открыли, оказалось, что 800 человек в дороге замерзли и задохнулись. Через полгода из этого эшелона в живых остались только 60 человек.
Пока неизвестно конкретное количество погибших. По одним сведениям называется 14 тысяч, по другим — от 18 до 33 тысяч. Возможно, это связано с не совсем точными названиями шталага и его филиалов, к тому же не все мемуарные сведения соответствовали реальности.
Концепцию будущего мемориала взялись разработать студенты факультета искусства и дизайна ГрГУ имени Я. Купалы. Кстати, и предварительный эскиз тоже был предложен этим учебным заведением. Правда, сейчас будет рассматриваться другая концепция. Условное название мемориала «Чтобы помнили». Как сообщили в Гродненском горисполкоме, вопрос находится под контролем, им активно занимаются, ведется подготовка необходимых документов для присвоения территории «Шталага-324» статуса историко-мемориального места.
Маргарита УШКЕВИЧ
Фото Александра СЕВЕНКО
Проект создан при финансовой поддержке в соответствии с Указом Президента № 131 от 31 марта 2022 года.
«Эффект шофера» считается одной из распространенных ментальных ловушек.
Еще недавно поле подсолнуха казалось нам странным явлением.
Безопасность реальная, виртуальная, в грозу и на расстоянии.
С началом учебного года регистрируется и рост заболеваемости респираторными инфекциями.