Вы здесь

Чтобы весна продолжалась! Как перенести тяжелую потерю


Весна у меня начинается с того дня, когда бабушка Анюта впервые после долгой зимы садится погреться на солнышке на свою зеленую скамейку у дороги. Я бросаю все свои дела и «машусь» рядом. И моя 88-летняя соседка, как ребенок, радуется компании. Сначала мы обмениваемся новостями — хорошими и не очень. По крайней мере, в этом году от бабушки Анюты я узнала, что весной в соседней деревне ушел из жизни молодой мужчина, у которого остались «горевать» жена и двое детей...


Далее соседка который раз вспоминает свою непростую жизнь. Как сгорел дом, как одна поднимала на ноги детей. «Знаешь, я и родителей похоронила, и мужа. Все пережила. А вот смерть сына и внучки принять не могу, — прикладывает руку к сердцу, — до сих пор вот здесь болит, не отпускает. Они же ушли совсем молодыми. Внучке было всего 18, легла спать и не проснулась. Во сне остановилось сердце. Вскоре после внучки сошел на небо и ее папа, мой сын Вова. Хоронить своих детей — это страшная боль, которую не передать словами. Даже врагу не пожелаю такое пережить. Иногда думаю, лучше бы меня вместо них Бог забрал. Но у него, видимо, на каждого из нас свои планы»...

О том, как пережить смерть близкого человека, поговорили с семейным психологом Татьяной ШАРАНДОЙ.

О чувстве вины и облегчении

— На самом деле людей, потерявших детей, немало. Знакомая женщина, которая тридцать лет назад похоронила годовалого сына, призналась: «Если вам кто-то будет говорить, что время лечит — не верьте. Время не лечит, оно просто притупляет боль». Как жить с такой болью и можно ли заново научиться получать радость от жизни?

— Самая главная ошибка многих матерей, что они «умирают» вместе со своим ребенком. Забывая, что их собственная жизнь — ценный дар, который нужно ценить. Тем самым вредят не только себе, но и своим близким. Много лет назад ко мне на консультацию пришла женщина. На тот момент у нее год как умер младший сын-подросток. Мама и папа пытались его спасти: подключали все связи, покупали дорогие препараты, искали доноров. После смерти парня женщина с головой ушла в свое горе. Пока родители занимались сыном, а потом очень тяжело переживали его уход, их старшая дочь заболела онкологией. Вскоре мужчина не выдержал. И это очень сильная женщина осталась наедине со своей больной дочерью. Она пришла ко мне с одной целью: «Я не хочу быть для своей дочери вампиром, я хочу быть для нее донором».

Я посоветовала ей процесс восстановления начать с тела. Она стала бегать в поле, кричать, плакать, каталась по земле, стучала по ней кулаками. Она говорила, что после этого становилось легче. Огромную целебную силу имеют деревья, особенно дуб. Под Минском есть дубовая роща, она ездила туда и долго стояла в обнимку с деревом. Таким способом спасалась, набиралась сил. Важно понимать: что бы ни случилось, с какими бы испытаниями мы ни столкнулись, жизнь продолжается. Поэтому нужно подумать о себе, о своих близких. Чего бы это ни стоило, делать все, чтобы перенести фокус внимания на что-то эмоционально значимое. После потери любимого человека появляется эмоциональная пустота, отдающая болью. Ее обязательно нужно чем-то заполнить.

— В психологии выделяется пять стадий горевания: шок (отрицание), гнев (чувство вины), торговля, депрессия, принятие. Как правильно прожить каждую из них?

— Процесс горевания сложный, и стадий в нем на самом деле больше, чем пять. В среднем человек проходит все этапы за 1-1, 5 года. Горюющий, может перепрыгивать стадии, возвращаться назад, идти в своем порядке и темпе. Это естественно и нормально. Нет жесткой схемы обитания горя. Каждый человек переживает его по-своему. Могу сказать из собственного опыта: все зависит от многих обстоятельств. Мой муж, например, шесть лет болел. И к тому, что он «уйдет», я уже была морально готова. Поэтому ни шока, ни отрицания, ни гнева, ни депрессии у меня не было. Возможно, депрессия трансформировалась. Я просто переключилась, ушла в активную деятельность. И тем самым заполнила свою эмоциональную пустоту. Продолжала много работать с клиентами, помогая другим. Все свободное время проводила на даче. Что-то убирала, носила, переставляла. Физическая активность мне помогала, она снижала стресс. Может, я скажу сейчас то, что вызовет осуждение, но со смертью мужа я почувствовала в том числе и облегчение. Кто был на моем месте, поймет меня, ведь много лет подряд ухаживать за тяжелобольным — то еще испытание. Поэтому уход мужа я сейчас воспринимаю, в том числе как заботу обо мне. Очень помогает пережить потерю практика признательности. Ежедневно мысленно говорю ему: «Саша, спасибо тебе, родной, за все хорошее, что мы пережили вместе». Чудесная терапия, когда ты продолжаешь дело своего близкого. Например, жена собирает переписку мужа с другими людьми, чтобы написать о нем книгу, оставить память о человеке.

— Часто слышала от людей, которые похоронили близкого: «А если бы мы поставили замки на окна, то беда не случилась бы»,
«А если бы я тогда не грохнула дверью и не ушла...» Как бороться с чувством вины?

— Человек склонен винить себя, врачей. Обида может возникнуть даже по отношению к партнеру, который умер. Мол, ушел, оставил меня одну с детьми... Что такое чувство вины, я знаю не понаслышке. В моем случае оно связано не только с уходом мужа, но и со смертью родителей. Мама у меня умерла от онкологии. Я долго винила себя за то, что была невнимательной и пропустила ее заболевание. Когда маме поставили диагноз, у нее уже была четвертая стадия. Лет семь я целенаправленно работала с этим чувством вины. То же самое и с мужем: я винила себя за то, что пропустила у него первые симптомы болезни Альцгеймера. И это при том, что я неоднократно рассказывала своим клиентам, что она собой представляет. При этом до последнего не допускала даже мысли, что инженер-конструктор с сорокалетним стажем может заболеть такой болезнью. Когда Саша ушел, чувство вины у меня было очень большое. И от него не так просто избавиться. Это длительная работа над собой. Начинала я с того, что признавала его в себе. После этого стало включать осознание его бессмысленности. Я себе говорила: «Саша умер, я просто должна принять данный факт. Какой смысл себя винить, если я уже ничего не могу изменить». После этого я учила себя видеть отрицательное влияние чувства вины на мою жизнь. Оно разрушает. Ты даже не замечаешь, как теряешь энергию, как сам себя убиваешь. Это своеобразный психологический суицид, затянувшийся во времени. Чувство вины конструктивное, если оно кратковременное и если ты имеешь возможность исправить свою ошибку. В остальном оно вредное и может привести к психосоматике, проблемам со здоровьем.

Про кусочек льда и гром среди ясного неба

— Как пережить смерть мужа (жены)в зрелом возрасте?

— Если женщина или мужчина остается в одиночестве, но их внимание переключают на себя дети, внуки, это идеальный вариант — такая помощь самая производительная. Если нет детей или они далеко, многим пережить потерю помогает церковь, духовные практики. Мои родители прожили вместе 50 лет. Папа, к сожалению, не смог справиться со своим горем. Он пережил маму только на два года. Теперь я понимаю, что он всю свою боль держал в себе. Не показывал нам, детям, что переживает, и у него развилась онкология. На тот момент я, к сожалению, не знала, что у нас в Минске есть «Университет третьего возраста», где близкие по духу пожилые люди собираются вместе, чему-нибудь обучаются. Сегодня это спасение для тех, кто остался один в зрелом возрасте.

— Некоторые люди не знают, что сказать знакомым, которые потеряли близкого. Какая поддержка действительно им нужна?

— Нет четкой схемы помощи. Кому-то нужно выговориться, другому — просто прислониться и поплакать на чьем-то плече. Кому-то же нужна тишина, просто побыть одному. Когда ушел Саша, мне не надо было ничьих слов, они мне мешали, я была внутри себя, я просто с ним прощалась. У человека горе, в этот момент очень важно быть чутким к его состоянию. Если не знаете, что сказать, лучше ничего не говорите. Чем произносить шаблонные общепринятые фразы, лучше просто быть рядом. И вы сами в процессе почувствуете, какая помощь нужна. Я была на похоронах знакомой. Ее дочь стояла как каменная и смотрела, как опускается гроб. Под воздействием какого-то интуитивного ощущения муж, с которым они уже давно были в разводе, подошел, встал сзади и просто взял ее двумя руками за плечи. В этот момент женщина осунулась на него, ей как раз это нужно было. Иногда очень важно просто принести чаю, дать носовой платок, положить кусочек льда в ладонь. Если человека трясет, накинуть платок на плечи. Однозначно не стоит говорить фразы вроде «ничего страшного, справимся» или «хватит об этом разговаривать». Тем самым вы обесцениваете чужие чувства. И я не понаслышке знаю, как это больно. Когда я на работе делилась ощущением от ухода мамы, мне коллега сказала: «Ну что ты накручиваешь себя. Хватит уже об этом говорить». Прошло много лет, но мне совсем не хочется ничем делиться с этим человеком.

— Бабушка Анюта, моя соседка, часто повторяет: «Схожу на могилку, поговорю с сыном. От этого мне легче становится».

— Боль очень опасно держать в себе, ее нужно выговорить, выплакать, выкричать... Поэтому, если действительно хотите помочь, поддерживайте разговоры об утрате. Будьте при этом терпеливыми, не перебивайте и не прекращайте.

— Как помочь ребенку пережить потерю бабушки или кого-то из родителей?

— Здесь нельзя давать общей рекомендации. Это опасно. Ведь каждый ребенок — уникальное созвездие качеств, все зависит от возраста, от того, насколько была велика связь, от типа нервной системы. В 2-3 года самое безопасное — не акцентировать внимание на уходе. По мере взросления, когда эмоциональные связи становятся более сильными, может потребоваться и помощь психолога. Скажу одно: восприятие ребенком смерти во многом зависит от поведения взрослых. Если мама реагирует спокойно, что бы ни происходило, — сто процентов, что и ребенок будет спокойным. На YouTube есть короткий видеоролик, там женщина стоит у окна и держит малыша на руках. На улице начинается гроза, гремит гром. Ребенок встревоженно поворачивает голову, смотрит на маму, как будто спрашивает: «Ты боишься?»- «Нет, не боюсь, это просто гром», — говорит мама. Ребенок успокаивается. Вскоре снова гремит. Малыш снова смотрит встревоженно на маму. Она ему улыбается и говорит: «Это просто гром». Я в восторге от этой женщины. Побольше бы таких мам и пап, тогда за психологическое состояние наших детей можно было бы не бояться.


Что может помочь справиться с потерей?

Помощь другим. Она наполняет жизнь новым смыслом. Знаю много женщин, которые создают благотворительные фонды, связанные с заболеванием, из-за которого умер ребенок. Кто-то помогает онкобольным деткам. А кто-то, как мама, у которой случился выкидыш, начала шить чехлы на кювезы и вязать осьминожек для недоношенных младенцев. Нередко люди, которые теряют близких, становятся волонтерами и помогают бездомным животным.

Написание письма. Нужно описать свое горе на бумаге, постараться посмотреть на него глазами других. Для проработки чувства вины очень эффективна ритуальная психологическая техника. Ее Татьяна Шаранда часто рекомендует своим клиентам. Говорит, что применяла ее и сама после смерти мамы. «Ставила перед собой ее фото, зажигала свечу, обхватывала руками банку с водой и рассказывала о своей боли: «Мам, ты меня извини, что я пропустила твою болезнь. Я очень страдаю, что не помогла тебе...» Наступает день, когда ты держишь банку и понимаешь, что больше нечего говорить. И на душе становится легче».

Паломнические поездки. Ты уезжаешь с места, где все вокруг напоминает об умершем, хотя на короткое время, прикасаешься к чему-то древнему, религиозному.

Ритуалы и вера. Все ритуалы созданы, чтобы помочь облегчить боль от потери близкого человека. Имя в записке об упокоении, зажженная свеча — это проявление любви к тому, кого уже нет рядом физически, но кто навсегда останется в душе. А любовь — единственное, что спасает нас в этой жизни. Очень помогает вера. Имеется в виду истинная вера. Это когда ты принимаешь все, что происходит в твоей жизни, как данность, пусть и больно, и тяжело. Если полностью доверяешь Богу. Мы же никогда не знаем, почему что-то происходит так или иначе.

Надежда ДРИНДРОЖИК

Выбор редакции

Здароўе

Сезон гриппа ожидается в январе — марте. Эпидемиолог рассказал, как и когда лучше привиться

Сезон гриппа ожидается в январе — марте. Эпидемиолог рассказал, как и когда лучше привиться

С началом учебного года регистрируется и рост заболеваемости респираторными инфекциями.

Жилье

Квартиры расходятся как горячие пирожки. 2023 год может стать действительно рекордным

Квартиры расходятся как горячие пирожки. 2023 год может стать действительно рекордным

Как отмечают финансовые эксперты, рынок жилой недвижимости вышел на беспрецедентно высокие показатели по количеству сделок.

Культура

Кирилл Халецкий: «Мой дебют откроет возможности для других молодых кинематографистов»

Кирилл Халецкий: «Мой дебют откроет возможности для других молодых кинематографистов»

С режиссером «Киношников» — наш разговор о мечтах и их воплощении в реальность.

Общество

Важно, как и кем будут донесены духовные ценности до каждого ребенка

Важно, как и кем будут донесены духовные ценности до каждого ребенка

В академии последипломного образования прошел круглый стол.