Вы здесь

В Пинске было уничтожено две трети жителей. Таких потерь город не знал за всю свою историю


 На прошлой неделе во многих странах мира отмечали День Катастрофы и Героизма европейского еврейства. Траурные мероприятия в память о шести миллионах евреев, погибших в годы Второй мировой войны, прошли в Израиле, странах Европы. Состоялся такой вечер памяти и у нас, в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны. Упомянули тех, кто стал жертвами Холокоста на территории нашей страны, а это более семисот тысяч человек. В том траурном списке — десятки тысяч пинчан.


Накануне

Древний Пинск, которому до тысячелетия остается неполные 75 лет, с давних времен был духовным, торговым, ремесленным центром Полесья. Веками в соседстве жили белорусы, евреи, поляки, татары, русские, итальянцы, бывали немцы и шведы. Евреи поселились в Пинске в самом конце ХV века и постепенно стали влиятельными торговцами, предпринимателями. На протяжении XIX века община приняла самое активное участие в становлении города как торгового и промышленного центра Полесья. В это время здесь были возведены фанерная и спичечная фабрики, судостроительный завод, мельница, ряд других значимых предприятий.

Перед страшным 1941 годом евреев в Полесской столице было большинство — в разные годы от 60 до 70 процентов населения. Во всем мире приобрели известность многие и многие евреи, пинчане по происхождению. Давид Марголин, депутат Киевской городской думы, глава Киевской железной дороги и пароходства на Днепре, основатель Киевского газового общества и общества водоснабжения, был одним из самых влиятельных жителей Киева, его стараниями в 1892 году в городе появился трамвай, второй в Европе. Яков Вестник, отец народного артиста СССР Евгения Вестника, был известным советским деятелем. Саймон Кузнец, лауреат Нобелевской премии в области экономики, Ефим Аркин — светило детской психологии. Целый ряд выходцев из Пинска стали выдающимися деятелями в области политики и экономики Израиля. Список можно продолжать. Вполне вероятно, что во второй половине ХХ века Пинск также прославили бы представители новых поколений этого народа. И в июне 1941 года пинские евреи, как и жители города других национальностей, работали, растили детей, строили планы. Город был занят оккупантами 4-5 июля.

В первые две недели войны лишь небольшая часть евреев успела эвакуироваться на восток страны. Более того, в городе оказались евреи-беженцы из Западной Беларуси. Нацисты включили Пинск и Пинский район в генеральный округ Волынь-Подолия рейхскомиссариата Украина. Для осуществления политики геноцида и проведения карательных операций вслед за войсками в район прибыли карательные подразделения войск СС, айнзацгруппы, зондеркоманды, тайная полевая полиция, полиция безопасности и СД, жандармерия и гестапо.

И уже на следующий после оккупации день был обнародован антиеврейский приказ. Указанным документом введены многочисленные ограничения, в том числе обязательное ношение на одежде желтой нашивки в виде шестиконечной звезды, запрет покидать город, ходить по тротуарам, можно было ходить только по середине дороги, на улицу запрещалось выходить на час раньше до наступления комендантского часа. За невыполнение любого пункта приказа грозил расстрел.

Начало геноцида

С первых дней началось ограбление имущества. Этим занимались немецкие солдаты, гестаповцы, польская полиция. Евреям приказывалось сдать все золото, шерсть, затем шерстяные костюмы, одеяла, кожу для обуви, домашний скот. С наступлением зимы у людей отобрали все шубы, теплую одежду, даже старую и поношенную. За нарушение было одно наказание — смерть. Например, когда нашли шубу у Моше Глодера, его повесили, Нотте Мельника повесили за то, что менял вещи на муку. Дочь пекаря Лосовского постигла такая же участь за обмен шерсти на продукты. Еще один еврей лишился жизни за то, что зарезал теленка для питания семьи.

В августе 1941-го все евреи Пинска прошли регистрацию, а в мае 1942 года они были помещены в гетто. В гетто кроме 18 640 пинчан попали евреи из европейских стран, а также из близлежащих местечек. По времени создания Пинское гетто стало последним на территории Беларуси. Гетто было ограждено колючей проволокой, имело три выхода, которые охранялись. Заключенные работали на предприятиях и мастерских города, выполняли другую тяжелую работу.

В гетто с самого начала создавались подпольные группы. Немцы это знали и опасались еврейского сопротивления. Поэтому они стремились в первую очередь уничтожать евреев-мужчин в возрасте от 15 до 50 лет, несмотря на то, что таким образом лишались наиболее трудоспособных узников. Еще 4 июля 1941 года, как только заняли город, фашисты расстреляли по надуманному обвинению 16 молодых еврейских парней (одному из них удалось уцелеть и сбежать из расстрельной ямы, позже он стал ценным свидетелем). Массовые расстрелы продолжались в последующие дни июля. В архивных документах сообщалось, что до второй половины 1942 года в гетто почти не оставалось узников-мужчин.

По этой теме лучшим экспертом на Брестчине, несомненно, является Ирина Еленская, кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики и бизнеса Полесского государственного университета. Об исследователе скажу чуть позже, а теперь небольшой фрагмент из статьи историка:

«Единого мнения о количестве погибших пинских евреев в августе 1941 года нет. Большинство исследователей определяет цифры убитых мужчин в диапазоне от 4,5 до 10 тысяч. В последний месяц лета массовый расстрел такого количества мирных жителей представлялся беспрецедентным. За всю историю Пинск не переживал таких потерь. Казалось, что ничего более страшного уже не может произойти. Но, как выяснится позже, акции августа 1941 года предшествовали еще более ужасным нацистским преступлениям. Каратели спешили уничтожить часть населения, способную к сопротивлению, чтобы осенью без препятствий осуществить убийство остальных 18 тысяч пинских евреев».

Уничтожение гетто

28 октября 1942 года началось окончательное уничтожение гетто, немцы в своих документах называли это «акцией». Она проводилась моторизованным батальоном полиции в сопровождении легких танков. Немногие подпольщики гетто пытались оказать сопротивление, но были убиты на месте.

Ирина Еленская пишет: «Услышим голоса пинчан, которые вспоминали те страшные дни осени. Вот что рассказывал Владимир Юлианович Кротов». Гетто было окружено отрядами немцев СС, были поставлены кругом пулеметы. Военнослужащие отрядов СС, вооруженные дополнительно палками и дубинами, с разных сторон вошли в гетто и стали изгонять сплошь всех — стариков, женщин, детей, матерей с младенцами, больных, всех ударами палок сгоняли на еврейское кладбище вблизи больницы. Всех, кто пытался убежать, расстреливали или убивали ударами палок по голове на месте. На кладбище также ударами палок отделяли группы по несколько сот человек и направляли, постоянно избивая палками, через щитовую и Лещинскую улицы за город на участок бывшего аэродрома в Добрую Волю, где были подготовлены огромные ямы-могилы. Людям приказывали раздеваться, вводили в ямы, укладывали рядами и убивали. Родители должны были вводить или вносить в ямы своих детей, чтобы вместе умереть. Потоки и целые лужи крови стояли на улицах гетто и по пути людей за город. Это было ужасно. Своими глазами видел на улице трупы людей в лужах крови, разбросанные по дороге одежда, пряди волос, порванные деньги, домашние вещи...".

«Мария Сергеевна Пекарская упоминала: «После того, как все были расстреляны, началось страшное ограбление, особенно в еврейских квартирах, где забирали все ценное. Немцы забирали лучшее, остальное доставалось полиции. В это время населению нигде не разрешалось ходить. Кто выходил на улицу, рисковал быть расстрелянным». 

Вот что написал пинчанин Владимир Адамович Вербанович в 1944 году: «Та страшная трагедия, которая произошла в нашем сравнительно небольшом городе, не может быть описана или охарактеризована в полном смысле слова. Нет тех слов, которыми можно выразить то, что произошло в ХХ веке, когда культура и цивилизация достигли наибольшего расцвета... Виновники, которых нельзя назвать людьми, осмеливались заявлять, что по культуре своей стоят выше всех других наций... Если бы до войны появился какой-то пророк, который бы рассказал, что будет, как это будет происходить, ему бы никто не поверил. Однако это произошло...»

Действительно, даже самое мрачное средневековье не видело подобных зверств.

Спастись из того ада удалось горстке людей, по разным данным, таких было 40 человек. Многим из них помогли знакомые, соседи. За эти благородные поступки девять пинчан удостоены почетного звания «Праведник народов мира». Имена организаторов и исполнителей массовых убийств евреев Пинска позже были установлены. Многие из них были арестованы и понесли заслуженное наказание.

Памятники в городе и за городом

В Пинске и окрестностях есть несколько памятных знаков тем трагическим событиям. Узников гетто убивали возле деревни Посеничи, а также в районе деревни Козлякевичи. В обоих местах установлены памятники. Мемориал жертвам Холокоста к северу от Пинска, возле бывшего имения «Добрая Воля», где также сочинили головы многие тысячи человек, поставлен в 1992 году. Здесь за годы оккупации было убито всего около 30 000 евреев. В годовщины печальных событий к памятнику приходят люди, чтобы отдать дань памяти и печали. В октябре прошлого года рядом с мемориалом прошло большое траурное мероприятие по случаю 80-й годовщины уничтожения гетто. На митинге присутствовали руководители Пинского района, депутаты различных уровней, представители общественных и религиозных, молодежных организаций, дипломаты.

Валерий Ребковец, председатель Пинского горисполкома, говорил о почтении землякам, которые безвинно погибли от рук человеконенавистников-карателей, как шаг к укреплению мира и согласия в нашей стране: «Мы снова и снова осознаем, как опасно забывать геноцид, Холокост. Каждый человек должен знать эту кровавую страницу нашей истории и делать все, чтобы не допустить повторения».

Валентина Бегеба, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, сказала, что на территории Пинского района в годы оккупации было убито людей больше, чем проживало в Пинске до войны:

— Согласно новейшим исследованиям, на Пинщине было убито около 72 тысяч человек разных национальностей: советских граждан и военнопленных. Те коллективные ужасы и личные трагедии сегодня нельзя представить, они не вмещаются в голове человека, живущего под мирным небом. Мы должны говорить о военных преступлениях, проводить мероприятия и акции памяти, которые являются не только результатом внимания со стороны властных структур, но и ответом на запрос белорусского общества. Наша общая обязанность — не допустить повторения черных страниц истории.

В те же дни прошел траурный митинг и возле памятника по улице Пушкина в Пинске, где располагалось гетто. Это не только место последнего пристанища несчастных людей, но и коллективная могила почти пяти тысяч невинных жертв. Кстати, здесь фашисты уничтожали не только евреев, но и партизан и подпольщиков, узников городской тюрьмы, убивали людей цыганской национальности. Как свидетельствовали очевидцы, вблизи нынешнего памятника, в квартале между улицами Гоголя и зеленой и на Каролинском еврейском кладбище нелюди в форме устраивали для себя дьявольские забавы. Они собирали еврейских детей в группы, бывало, до 50-60 человек, и отдавали их на издевательство голодным собакам. До этого животных специально несколько дней не кормили... Мемориальный знак установлен здесь в 1993 году.

Исследователь трагических страниц истории

В некотором смысле памятником трагическим событиям периода оккупации в Пинске можно назвать и книгу Евгения Розенблата, Брестского ученого, и Ирины Еленской «Пинские евреи. 1939-1944», которая была опубликована в 1997 году. На основе официальных документов, а также воспоминаний свидетелей и участников тех событий в монографии рассматриваются различные аспекты жизни еврейской общины до войны. Большая часть книги посвящена именно жизни в оккупации, когда евреи сначала жили в состоянии многих ограничений и унижения, что стало своего рода гетто открытого типа, а потом оказались в закрытом гетто. Именно с помощью документов и свидетельств авторы доказывают, что создание гетто было одной из ступеней на пути к физическому истреблению еврейского населения. Нехватка продовольствия, питьевой воды, одежды, ухудшение санитарного состояния и медицинского обслуживания привели к резкому увеличению смертности заключенных. А еще постоянные унижения, различные формы расовой и правовой дискриминации способствовали ухудшению состояния людей. Массовая антисемитская пропаганда становилась своеобразной формой идеологического геноцида и готовила общественное мнение к приемлемости зверской политики.

В разделе «Ликвидация гетто» на основании отчета одного из исполнителей акции уничтожения, а также воспоминаний выживших узников наблюдается попытка восстановить одну из самых ужасных страниц истории Пинщины.

Еще студенткой истфака Ирина Еленская начала работать в Пинском зональном Государственном архиве. Там она впервые встретила показания свидетелей, которые нигде и никогда не публиковались. Тогда студентка так увлеклась изучением этой страницы истории города, что это направление стало основной темой ее научных изысканий на многие годы.

Ей повезло в том смысле, что ее студенческие годы совпали с периодом, когда снимали гриф секретности из множества документов. И те из них, которые состояли оккупационными органами власти, а потом были захвачены бойцами Красной Армии при освобождении, теперь попали в руки исследовательницы. Как выяснилось, ряд документов к ней держали в руках только представители спецслужб и архивные работники, больше к ним с 40-х годов никто не прикасался. Согласно архивным правилам, в каждом деле подшивается лист использования, и часто на нем фамилия молодой исследовательницы писалась первым.

— Это были не просто документы — это были судьбы людей, в абсолютном большинстве трагические, — вспоминает Ирина Еленская. — Сказать, что знакомство с материалами оставляло тяжелые впечатления — не сказать ничего. Это переворачивало душу, меняло представление о мире, в какие-то моменты ставило под вопрос веру в людей вообще... Есть такой пласт документов, который свидетельствует о, казалось бы, невероятном — полном расчеловечивании людей. Для неподготовленного специалиста работать с таким материалом всегда трудно. И, пожалуй, только с годами я приобрела относительный иммунитет... Но когда окунаешься в этот материал, приходит понимание, что это стоит делать. Ведь нужно знать правду, какой бы она ни была.

Ирина Эдуардовна много делает для популяризации исторических сведений, проводит просветительские мероприятия в городских структурах и в своем университете. Несколько лет назад на местной телестудии провела цикл передач о судьбах узников гетто. Она имеет сведения о всех узниках Пинского гетто, о том, как менялся его состав. И компетентно может свидетельствовать о зверствах фашистского оккупационного режима. Историк работала не только с архивными документами, в 90-е годы было еще возможным записать воспоминания очевидцев. Еще жили люди, которые помнили трагические события. Она ходила, встречалась, записывала. С коллегами они искали свидетелей в странах бывшего Союза, Польше, Израиле, просили их прислать воспоминания. Сейчас эти материалы становятся бесценными.

И каждое выступление ученого на основании указанных документов выглядит как послание в будущее. «На мой взгляд, в Пинске должен появиться новый памятник-напоминание о жизни, страданиях и гибели узников гетто, — рассуждает Ирина Еленская. — Не привычный обелиск, по которому только промелькнет взгляд горожанина или гостя города, спешащего по своим делам, а особый, уникальный знак, о который буквально оступишься взглядом и застынешь... Знак, похожий на стену, которая заставит хоть на мгновение остановиться и тем самым почтить память о тех, кто погиб в 1941-1942 годах. В нашем городе много талантливых, творческих людей, верю, что они могут предложить оригинальный проект, который воплотит тему геноцида времен Великой Отечественной войны в Пинске. Такой памятный знак станет символом осуждения нацистских преступлений, нашей клятвой сохранять историческую память».

Светлана ЯСКЕВИЧ

Фото pіnsknews.by

Автор выражает благодарность Ирине Эдуардовне Еленской за помощь в подготовке материала.


Проект создан при финансовой поддержке в соответствии с Указом Президента № 131 от 31 марта 2022 года. 

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.