Вы здесь

Как живет «белорусский Шаолинь». Где воспитывают будущих чемпионов


Одним из наиболее доступных и захватывающих языков дипломатии является спорт. Он стирает границы, объединяет людей разных взглядов, религий и национальностей. Тысячи людей из разных стран, забыв о собственных проблемах и заботах, объединяются захватывающим спортивным зрелищем. И в этом главная сила спорта. В очередной раз жители и гости Беларуси смогут ощутить ее уже в августе 2023 года, когда наша страна будет принимать ІІ игры стран СНГ. Принимать крупные спортивные форумы для Беларуси — не впервые, но впервые в истории мультиспортивный форум пройдет во всех областях страны. Уникальному спортивному событию и его влиянию на спортивную жизнь страны посвящен новый проект Издательского дома «Звязда» — «Игры для дружбы».


Антонина Кошель, Андрей Барбашинский, Сергей Копляков, Екатерина Карстен, Вадим Махнев, Ирина Сумникова, Сергей Мартынов, Виктория Азаренко, Максим Недосеков, Анна Гуськова — представители различных видов спорта. У каждого по-разному сложилась карьера, но их объединяет место, где все начиналось.

Кузница олимпийского резерва

«Спортивное общежитие — это незаменимая вещь для подготовки молодых спортсменов. Без него ничего бы у нас не получилось. В интернат мы набирали неготовых, но талантливых детей, и там они вырастали у сильных спортсменов. Правда, мне приходилось быть им и за тренера, и за воспитателя, и за родителей», — отмечает один из зачинателей белорусского гандбола Виктор Косинский, который на протяжении несколько десятков лет воспитывал чемпионов. Виктор Петрович — в гандболе, его коллеги — в других видах спорта, вместе — в училище олимпийского резерва. За 50-летнюю историю спортивное общежитие, а после училища олимпийского резерва открыло дорогу на Олимп тысячам белорусских спортсменов.

До 1966 года единственным и основным учебным заведением спортивной направленности в Беларуси был институт физкультуры. Со своими задачами он справлялся, но интерес населения к спорту увеличивался, отрасль требовала к себе все больше внимания. В 1966 году в соответствии с приказом Министерства просвещения БССР на базе школы-интерната № 7 города Минска по адресу улица Тарханова, 20 (позже эту улицу в своих интервью будут упоминать многие белорусские чемпионы) была основана Республиканская общеобразовательная школа-интернат со спортивной направленностью. Здесь были созданы необходимые условия, чтобы молодые люди могли получать среднее образование и тренироваться в благоприятном спортивном режиме. В 1987 году на улице Филимонова был введен в строй второй учебный корпус школы-интерната со спортивными залами и столовой. Эта база и стала сердцем Республиканского государственного училища олимпийского резерва. За 50 лет изменилось многое, была усовершенствована система подготовки спортсменов, серьезно улучшена инфраструктура. Но неизменным остался напряженный тренировочный режим, серьезный подход к учебе, направленность на результат всех, кто имеет отношение к училищу. Недаром директор Республиканского училища олимпийского резерва Владимир Леонов, кандидат педагогических наук, доцент, называет свое учреждение «белорусским монастырем Шаолинь».

«Я знаком с системой обучения в Китае. И могу уверенно утверждать, что РГУОР — это белорусский Шаолинь с некоторыми отличиями. У нас система создана не на выживание, а на создание оптимальных, комфортных условий для спортивной подготовки. Если в китайском Шаолине развиваются два-три вида боевых единоборств, то в белорусском — 25», — отмечает он.

Легко здесь не бывает

Республиканское училище олимпийского резерва — Центр системы олимпийской подготовки. Такие же училища работают в каждом регионе и крупных городах. «Это огромный механизм, который движет более трех тысяч молодых спортсменов. Это не просто молодые спортсмены, это уже атлеты, близкие к профессиональному уровню, которые уже успели себя проявить и работают на совершенно другом уровне спортивной подготовки. Этот уровень отличается по многим показателям. В первую очередь, системностью работы», — отмечает Владимир Леонов. В Республиканском училище сегодня готовятся 600 спортсменов. За их физическое развитие отвечают 55 тренеров, за интеллектуальное — 39 учителей. Простая арифметика — на двух учащихся приходится примерно по два сцработника училища. Подход очень серьезный, но и требования высокие, как в Шаолине. Что в Шаолинь, что в РГУОР идут, понимая, что легко не будет. Это становится понятно уже на этапе отбора и поступления в училище.

«Китайский Шаолинь — уникальный. И наш белорусский тоже. Секрет его уникальности — в наших учениках. Одного желания попасть сюда недостаточно, нужно с самого начала доказать, что ты этого достоин», — отмечает Владимир Владимирович. Многоэтапную систему отбора в училище он называет объективной, прозрачной и эффективной. Талант всегда выделяется, а спортивные специалисты, которых в стране много, обязательно его заметят. Около года на него будет обращено пристальное внимание тренеров училища олимпийского резерва, специалистов из федераций по видам спорта. После того юный талант пригласят на обозревательные сборы в училище: спортсмен знакомится с условиями, в которых, возможно, ему придется жить, сдает нормативы. «Все наши абитуриенты сдают нормативы по общей и специальной физической подготовке. Нередко случаются парадоксальные ситуации. Ребенок может быть талантливым, и это с первого взгляда видно, и спортивные результаты показывает, но с общей физической подготовкой могут быть проблемы, например, не самый высокий уровень развития силы, скорости. Поскольку к каждому мы подходим индивидуально, то можем на такой нюанс закрыть глаза, ведь для нас главное — специальная физическая подготовка, спортивный талант. Общую подготовку наши тренеры подтянут быстро», — отмечает Владимир Владимирович. И только после обзорных сборов принимается решение о зачислении в училище. Важно, что решается спортивная судьба коллегиально: специалистами Федерации по видам спорта, Республиканского центра олимпийской подготовки (это вершина айсберга спортивной подготовки) и администрацией училища.

Не принуждать, а поддерживать

Детство у спортсменов заканчивается быстро, в училище олимпийского резерва они поступают в 12-13 лет. Поэтому сотрудникам училища приходится быть и за тренеров, и за воспитателей, и иногда за родителей, которые видят своих кривинок не так часто. Здесь формируется и спортивное братство — на базе РГУОР сформировано и готовится к важным стартам 14 юношеских (кадетских) команд по игровым видам спорта.

«Очень важно не упустить спортсмена в 13-14 лет. В этом возрасте они проходят очень серьезную школу подготовки, привыкают к дисциплине. Начинают задумываться над будущим, осознают, хотят ли реализовать себя как спортсмены либо лучше выбрать что-то другое. График у команды серьезный: по две тренировки в день, еще нужно учиться в школе. Но каждый понимает, ради чего-то нужно. Они все уехали из дома, пожертвовали своим детством, отказались от кружков, детских развлечений. Несмотря на возраст, это взрослые люди», — отмечает Алексей Селеня, старший тренер мужской команды по баскетболу U-14, действующей на базе РГУОР. Так о своих спортсменах может сказать каждый тренер училища. Поступить мало, нужно постоянно доказывать свое право учиться в белорусском Шаолине. «Дважды в год у нас проводится аттестация спортсменов: предварительная в конце зимы и итоговая в конце учебного года. Это серьезный экзамен для учащегося, так как детально рассматривается работа и результаты каждого. Анализируем успеваемость, поведение, состояние здоровья и, конечно, спортивный результат. Если по какому — то критерию есть серьезные проблемы — как бы ни было трудно, приходится прощаться. Отмечу, что на предыдущей аттестации мы вопрос об отчислении не ставим. Мы видим общую картину и даем спортсмену шанс исправить свои пробелы. Обычно это время совпадает с важными стартами, поэтому учащимся приходится нелегко, но что будет легко, им никто и не обещал», — рассказывает Владимир Владимирович.

Совмещать две спортивные тренировки в день и учебу в школе действительно нелегко. Типичный распорядок дня учащихся РГУОР может поразить даже взрослого человека. Ранний подъем, первый легкий завтрак, после которого первая тренировка, затем второй завтрак, уроки, вторая тренировка и подготовка домашнего задания. Некоторым видам спорта повезло больше, их представители тренируются в самом училище, а некоторым, например, по плаванию, художественной гимнастике, фигурному катанию, приходится ездить на городские базы. «Наши учащиеся очень рано выросли, но все равно они остаются детьми и наша задача делать так, чтобы им было комфортно и удобно развиваться. Здесь не надо никого заставлять работать, их мотивированность видно невооруженным глазом. Их нужно только поддерживать», — отмечает директор РГУОР.

Такой напряженный график здесь был с самого начала. Вот как о своих годах в училище вспоминала первая выпускница, олимпийская чемпионка Антонина Кошель: «Я рада, что судьба привела меня в тогда еще спортивное общежитие и я стала заниматься своим любимым делом под руководством тренера Виктора Сергеевича Хомутова. Да, было очень тяжело, но было и интересно. Самое главное, что наши учителя понимали, как сложно детям выдерживать по две тренировки и нас поддерживали. Были моменты, когда мы до позднего вечера тренировались и ужин нам оставляли в столовой. А что там оставалось — ледяной творог. Так после такого ужина еще нужно было идти в классы и выполнять домашнее задание, нередко мы в тех классах и засыпали от усталости. Хорошо, что учебный и спальный корпуса рядом — несколько раз дежурные воспитатели относили меня в постель. Но мы не жаловались».

РГУОР дает образование общего среднего уровня и среднего специального уровня с подготовкой специалистов по специальности «Спортивно-педагогическая деятельность» с квалификацией «Тренер по виду спорта». Несмотря на плотный тренировочный график, обучению также уделяется много внимания. «Классическая педагогическая система построена на принципе «пустой посудины» — воспринимай ученика как пустой сосуд, который нужно наполнять. Восточная система построена на принципе факела — педагог должен ученика зажечь, и тот будет гореть. Так вот, наши учащиеся — факелы, они все горят. Они мотивированы, они понимают, какие усилия в них вкладывают, какие тренеры, учителя. Их не нужно убеждать или принуждать, включая и учиться. Уроки иностранного языка они не пропускают ни на каком основании. Потому что многие были за границей и они себя видят спортсменами высокого класса и понимают, что им жизненно необходим иностранный язык», — отмечает Владимир Владимирович. В РГУОР не спортсмен подстраивается под расписание учебных занятий, а расписание составляют под него с учетом графика тренировок. В день — примерно по четыре-пять уроков, на которых присутствуют по четыре-пять учеников. Почти индивидуальные занятия, позволяющие родителям сэкономить на репетиторах. В пользу учащимся работает и возможность дистанционного обучения. Хотя тут как посмотреть: больше отсутствие в училище не является уважительной причиной для пропуска занятий. Но если серьезно, то по словам директора, учителя понимают, что работают с необычными учениками. Они присутствуют на тренировках и видят, какой объем работы выполняют их подопечные.

Равный обучает равного

Несмотря на все трудности и напряженный образ жизни, выпускники училища вспоминают его с теплотой. После распада СССР спортивное общежитие находилось в очень тяжелом положении: спортсменам приходилось буквально голодать, многие тренеры ушли. Сегодня это беспрецедентно, а тогда учащиеся ходили разгружать вагоны, чтобы заработать какую копейку. «Молодые люди всегда ищут себе дополнительный заработок. Все хотели зарабатывать. По субботам, несмотря на страх, мы спускались по пожарной лестнице и шли на ближайшую железнодорожную станцию. Ночь работали, разгружали лук, изюм, шоколад, щебень — что угодно. А потом сидели и переживали за расчет. Время было непростое. Даже в элитном заведении, которым был спортивный интернат, не хватало питания. В основном нам давали рыбу, могли дать кусок мяса, который можно было жевать сутки, как жвачку. Здорового, спортивного питания, о котором сегодня все говорят, у нас и не было», — рассказывает олимпийский чемпион по гандболу Андрей Барбашинский. Просто зафиксируем для истории-олимпийский чемпион разгружает вагоны. Сегодня в училище олимпийского резерва учится Барбашинский-младший. Захар не пошел по стопам отца и выбрал баскетбол. Андрей Станиславович подчеркивает, что сейчас у сына и его товарищей непростой период — нужно подтвердить свое умение и желание заниматься спортом, максимально проявить себя. Это непросто, но возможно. Тем более что сегодня для этого в училищах созданы все условия.

Учащимся больше не нужно разгружать вагоны и ходить голодными — квалифицированные повара каждый день готовят им вкусную полезную еду. В рационе — обязательно овощи, фрукты — все, что необходимо молодому организму. Чтобы молодые люди хорошо себя чувствовали, работают врачи из медицинской части, которая представляет из себя мини-поликлинику. Живет современный олимпийский резерв в комфортных светлых комнатах, где можно спокойно выспаться. Разнообразные жизненные вопросы помогает решить воспитатель. Понятно, что для плодотворной подготовки необходима и качественная инфраструктура. Республиканское училище олимпийского резерва — это небольшой спортивный город в городе. В 2001 году было построено новое общежитие. В 2006-м открылись зал силовой подготовки, компьютерные классы и лаборатория информационных технологий. В 2012 году введено в эксплуатацию новое общежитие, была оборудована велосипедная база. 2018 год подарил училищу спортивный комплекс для игровых видов спорта. В этом комплексе часто проводятся городские и республиканские соревнования по игровым видам спорта. А в августе 2023 года он примет соревнования по волейболу в рамках ІІ игр стран СНГ. Еще одно отличие белорусского Шаолиня от китайского — по белорусской привычке здесь открыты и рады всем. Поэтому принять участников ІІ игр стран СНГ здесь будут рады. В 2021 году был реконструирован стадион с футбольным полем, легкоатлетической дорожкой, площадкой для пляжного волейбола, секторами для прыжков в длину и толкания ядра, трибунами. Не успел сойти снег — на стадионе закипела жизнь.

Каждый спортсмен, окончивший училище олимпийского резерва, подтвердит, что это не просто учебное или спортивное учреждение, а настоящая семья. Об этом свидетельствует и то, что чемпионы отдают сюда и своих детей. Кроме олимпийского потомка Захара Барбашинского, здесь учится и Иван Богданович, сын олимпийского чемпиона 2008 года по гребле на байдарках и каноэ Александра Богдановича. И такая семейственность — еще одна традиция РГУОР. По словам Владимира Леонова, это основной повод для гордости: «я горжусь, что у меня получается выстраивать равные отношения с учениками и тренерами. Здесь не должно быть никаких отношений с высоты. В педагогике есть понятие — равный обучает равному. В нашем учреждении все живут в режиме 24 на 7, все живут одной семьей и живут как равные. Я уверен, что ученики не должны бояться директора, поэтому в каждую свободную минуту я стараюсь прийти на тренировку, потому что мне интересно посмотреть, как они живут. Я стараюсь вовлечь учителей в тренировочный процесс, чтобы они видели, после каких нагрузок к ним пришел ученик на занятия. Каждый старается понять друг друга и от этого строить свою работу. Не скажу, что все идеально получается. Но как полагается людям спорта, мы постоянно совершенствуемся».

Валерия СТЕЦКО

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.