Вы здесь

Последний предел. Кому посвящен мемориал в лесах Августовской пущи


В километре от деревни Доргунь, что стоит у самой государственной границы на Гродненщине, неожиданно попадает на глаза небольшой указатель: «Памятник защитникам государственной границы». Рядом высится деревянный крест и начинается довольно широкая, словно палас, дорожка, ведущая в лес. Вдруг сбоку появляется памятник, а через метров сто — фундамент бывшей постройки со звоном в центре. На гранитной плите — надпись: «В этом месте 22 июня 1941 года с 4 часов утра сражалась с фашистами 4-я пограничная застава Августовского пограничного отряда...»


Строили быстро

Застава строилась перед самым началом войны, в лесу, недалеко от Августовского канала. Сразу за ней, через нейтральную полосу, начиналась граница с Польшей. Застава строилась спешно. Местный житель Иван Змитрович, которому тогда было 15 лет, хорошо запомнил инженера Корнева, который жил у них на квартире и все документы и чертежи хранил в сейфе. Горожане видели, как возили лес и составляли главное здание заставы, а также дом для семей офицеров. Здесь жили женщины и дети. Еще на заставе были помещения для лошадей и пограничных собак.

Численность личного состава точно не установлена. Считается, что здесь было около 40 человек. Начальником заставы назначили опытного 33-летнего Феодосия Кириченко, который до этого имел 10-летний стаж пограничной службы. Именно такой выбор профессии привел его, уроженца Запорожской области, сюда, в августовский лес.

Западная Беларусь только что объединилась с Восточной, и в лесу еще верховодили бандиты. За разгром одной из банд Кириченко получил именное оружие от наркома внутренних дел СССР.

Укреплять границу

Весной 1940 года на новой границе начинается строительство Гродненского усиленного района под номером 68. Эту линию долгосрочной обороны неофициально назовут «Линией Молотова» из-за «пакта Молотова-Риббентропа». Строительные работы контролирует генерал Дмитрий Карбышев. Несколько раз он посещает заставу Кириченко и даже остается ночевать. А самого начальника заставы за участие в строительстве инженерных сетей долговременных огневых пунктов (дотов) награждают именными наручными часами.

— «Линия Молотова» — условное название. В 1939 году граница переместилась на 300 километров на Запад, вместе с тем было очевидно, что войны с Германией не избежать, поэтому новую территорию необходимо было укрепить. Планировалось установить вдоль нее 600 дотов, более 200 приходилось на участок августовского погранотряда. Именно эти доты на белорусско-польской границе должны были остановить врага в случае нападения, — рассказал заведующий кафедрой истории Беларуси, археологии и специальных дисциплин ГрГУ имени Я. Купалы Сергей Пивоварчик. — Параллельно сюда стали направляться войска со старой границы. Штаб строительства находился в Гродно. Планировалось завершить работы в 1943 году.

Согласно информации, которая после войны собиралась у очевидцев тех событий, немцы, которые в это время оккупировали Польшу и стояли у самой границы с СССР, даже сигареты предлагали пограничным нарядам по эту сторону. Было видно, как они подвозят снаряды к своим дот, снимают с пушек чехлы. Немецкие самолеты то и дело нарушали границу и летали совсем низко. Открывать огонь по нему было запрещено, чтобы не спровоцировать конфликт. В то время сюда уже забрасывались немецкие диверсионные группы, а на сопредельной территории появились крупные механизированные подразделения. Между тем эвакуировать семьи пограничникам не разрешалось. Может быть, это насторожит немцев.

Как воевала застава

Есть сведения, что уже в 1 час 40 минут 22 июня 1941 года немецкие разведчики начали перестрелку, в ходе которой погибли шесть пограничников. В данный момент начальник заставы Кириченко отправляет красноармейца Полтавского с донесением в комендатуру, которая находилась в ближайшем поселке Сопоцкин. Тот садится на лошадь и мчит через лес километров десять. По одной из версий, он вернулся, когда на заставе еще шел бой, чтобы сообщить, что помощи не будет, так как Сопоцкин горит. Другие источники, да и сам Полтавский позже скажут, что, когда вернулся, на заставе никого не осталось. Он единственный, кто выжил. Позже присоединиться к действующей Красной Армии и продолжит воевать.

...А пока Полтавский выполняет поручение начальника, застава пытается сдержать атаку немцев. Пулеметчик Громов очередями отбивает наступление врага. Фашисты начинают с артиллерийского обстрела, потом отправляют легкие танки с черными крестами на башнях. Кириченко отдает приказ: «Умрем, но с заставы не уйдем!».

В начале пятой атаки в живых остается девять бойцов. Молчит пулемет Громова, пуля попала ему в грудь. В конце атаки только командир и два бойца держат оборону. Немцы начинают минометный огонь. Вспыхивают конюшня и деревянные постройки. Кириченко отправляет двух бойцов с пулеметом на чердак, а сам забрасывает фашистов гранатами. Десятки врагов остаются на поле боя. Вдруг за командиром взрывается мина, осколок которой пробивает фуражку. Замолкает последний пулемет...

Командир погиб с лошадью

Местный краевед, заведующий Сопоцкинским школьным музеем Андрей Янулевич, рассказал, что школьники собирали воспоминания местных жителей о тех событиях. Горожане признались, что хоронили пограничников там, где те погибли. Где смерть настигла — на поле или в лесу, — там и прятали. Кого вместе, кого поодиночке. Говорили, что женщин и детей среди погибших не было, наверное, смогли оставить заставу перед обстрелом.

Сохранился рассказ о том, что Кириченко погиб вместе с лошадью, и его так с ним и похоронили. Возможно, он, тяжело раненный, мчался в сторону деревни, когда лошадь упала от взрыва. Потом, когда останки переносили в братскую могилу в Сопоцкин, кости коня отделили.

В 1965 году сюда, в Сопоцкин, свозили останки найденных в окрестностях пограничников и красноармейцев, места захоронений которых показали местные жители. На братской могиле стоит памятник — воин. На гранитных плитах — около тысячи фамилий тех, кто погиб в этих местах. Возможно, еще немало стихийных могил времен войны осталось на этой земле. Периодически сюда приезжает Витебский поисковый отряд, и каждый раз его участники поднимают бойцов. Ведется работа по определению их фамилий.

Любовь и прощание

На место гибели командира в 1990-е годы приезжали его сестры из Запорожья. По воспоминаниям местных жителей, они очень плакали, но больше эти места не посещали. Не приезжала сюда и жена Кириченко. Моя коллега, журналистка из Гродно, лет двадцать назад отыскала ее в Минске. От нее узнала, что Константину, так звали жену, с месячной дочкой на руках при первых взрывах муж отправил в деревню. Оставив заставу, молодая женщина нашла приют в местной усадьбе, где жили несколько семей.

...С Феодосием она познакомилась в Копыльском районе. Молодую учительницу направили на работу в сельскую школу. Неподалеку от поселка стояли пограничники, здесь до 1939 года проходила граница, которая разделяла Западную и Восточную Беларусь. Феодосий прямо на улице подошел к девушке и в ходе беседы признался, что ему посоветовали жениться на ней. Мол, скромная, ни с кем не играет. Константине Федор (так он себя назвал) тоже понравился. Веселый, шутит, с ним было легко. Так и поженились. А после обустройства новой границы переехали на эту самую заставу под Гродно. В мае 1941 года у них родилась дочь Люда. Молодой отец нарадоваться ей не мог. Константине тоже нравилась жизнь на заставе: новый дом, чистота, порядок, еда готова.

А накануне немецкого вторжения ей приснился сон, будто мужа убили, а дочь сильно плачет. Рассказала сон мужу, но он отмахнулся: мол, никто меня не убьет. А через несколько минут раздались взрывы, в комнату зашел Федор и скомандовал бежать с дочерью в деревню. Попрощавшись, дал приказ заставе: «В ружье!»

Женщина с ребенком на руках побежала в первую от леса длинную избу, бывший барский дом. Здесь и осталась. Никто из местных ее не выдал. Сама полька, Константина имела хорошие отношения с местным населением. Во время оккупации пережила еще одно горе — в результате болезни потеряла дочь.

После войны женщина вернулась к родителям в Заславль. Здесь вышла замуж за учителя, ветерана войны. Но Гродненскую землю и ту заставу, где пережила потери дорогих ей людей, так и не смогла посетить.

Держались до последнего

Говорят, что сюда в начале 1950-х годов приезжал тот самый Полтавский, который выжил, так как во время обстрела прыгал на лошади с донесением в Сопоцкин. Побывал он и на месте бывшей заставы. На то время там было заросшее поле, остатки окопов и блиндажа. Долгое время стоял вблизи подбитый немецкий танк. Никаких знаков увековечения пограничников тогда не было. Имелись причины.

После войны вспоминать период ее начала не хотелось. Особенно события, касающиеся защитников государственной границы. Мол, они не сдержали врага. Немцы меньше чем за неделю были уже в Минске.

В свою очередь, есть воспоминания о первом дне войны начальника Августовского погранотряда Гурия Здорного. Действительно, силы у пограничников были немалые. В состав отряда входило более двух тысяч человек. Вместе с ними оборону на границе с Германией держали еще два пограничных отряда. Это дополнительно несколько тысяч. Но они оказались наедине с врагом, без поддержки армии, без связи, почти без оружия. Согласно специфике своей службы, пограничники должны содержать границу полчаса, пока подойдет регулярная армия. 22 июня 1941 года они половину суток отбивали атаки врага. Пока почти все не полегли.

— Застава Кириченко держалась дольше других, хотя была самая небольшая, — рассказывает краевед Андрей Янулевич. — Они сдерживали врага более 10 часов, при этом имели на вооружении только пулемет Максима, три пулемета Дегтярева и около сорока винтовок системы Мосина. У каждого бойца — по четыре ручные гранаты. Такой комплект рассчитан до часа интенсивного боя, потом должны были подойти основные силы, которые бы помогли пограничникам держать оборону. Но тем утром помощь не пришла.

Восстановлен мемориал

В 1956 году Гродненский горисполком принял решение об установке памятника на месте погибшей заставы. Весной 2006 года здесь начались масштабные работы по созданию мемориального комплекса. Как сообщила официальный представитель Гродненской пограничной группы Надежда Масевич, работы продолжались несколько лет. Средства на реконструкцию поступили из областного бюджета, Государственного погранкомитета, были пожертвования личного состава группы.

— Начали с поиска. Надо было узнать, как выглядела застава. Помог местный житель, у которого сохранилась старая фотография. Таким образом удалось установить, где находилось административное здание. Начались довольно трудоемкие работы по раскопке фундамента. Жители рассказали, что здание, составленное из прочного бруса, практически не было повреждено, но немцы разобрали его ради строительного материала. Сейчас на этом месте стилизован фундамент с элементами бывших помещений, включая печь с дымоходом. В центре бывшего здания — колокол, который установлен на постамент, а внизу — гранитная доска с именами погибших бойцов. Здесь указаны 19 фамилий, так как, к сожалению, не все установлены и по сей день, — с горечью рассказала Надежда Масевич.

Удалось восстановить и блиндаж. Позже появились окопы и противотанковые «ежики» — они передают атмосферу того времени.

Через два года работы на мемориальном комплексе завершили. Появились широкие дорожки, вдоль которых посадили туи. С другой стороны установлены инсталляции в виде бетонных звезд с фрагментами боев. Здесь всегда следят за порядком. Постоянно ведется санитарная очистка леса. Ежегодно проводятся субботники.

— Работы по благоустройству ведутся не только на этом комплексе, — заверила Надежда Масевич. — На участке ответственности Гродненской пограничной группы, а это свыше 300 километров, находится более 50 знаковых мест, связанных с героическими событиями Великой Отечественной войны, и не только.

В состав туристического маршрута

Имя Феодосия Кириченко носит пограничная застава «Полевые Богатыри». Здесь установлен бюст командира, отсюда пограничные совещания получают приказ на охрану государственной границы. Героический пограничник навечно занесен в список личного состава заставы.

Долгое время было мало известно о боях в августовском лесу. Хронологию тех событий собирали по крупицам, благодаря воспоминаниям местных жителей. Похожая судьба у соседних застав, которыми командовали Виктор Усов и Александр Сивачев. По 10-12 часов держали они защиту ценой своей жизни. Только после гибели всех пограничников враг мог двинуться дальше. На каждой из этих застав стоят памятники с именами погибших бойцов.

— Здесь на границе стояли не только пограничники — были регулярные части, строительные, инженерные батальоны. Но не все в полной мере вооружены. В мае 1941-го сюда перебросили 56-ю и 27-ю стрелковые дивизии, занявшие позицию 68-го Гродненского усиленного района. Сами доты заняли пулеметно-артиллерийские гарнизоны, — уточняет Андрей Янулевич.

Обустройство так называемой «Линии Молотова» было не завершено. Тем не менее западная граница в лесах августовской пущи стояла до последнего живого пограничника. Братскими могилами стали для многих доты. Под деревней Доргунь, возле бывшей заставы Кириченко, есть доты с мемориальными досками. Некоторые огневые пункты имеют статус историко-культурной ценности. К памятным местам приезжают студенты и школьники — кладут цветы и зажигают лампадки.

Долгое время территория входила в пограничную зону, поэтому посетить эти места мог не каждый. Сейчас все ограничения сняты. Мемориальный комплекс в Доргуни, как и некоторые доты, включен в туристические маршруты по Августовскому каналу.

Маргарита УШКЕВИЧ

Фото Гродненской пограничной группы, Сопоцкинского школьного музея и Сергея Пивоварчика

Проект создан при финансовой поддержке в соответствии с Указом Президента № 131 от 31 марта 2022 года.

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.