Вы здесь

Насколько «вкусным» оказался «Оливье»? Разбираем новое кино «Беларусьфильма»


Растопляя льды, спешит в наши края весна... Люди внимательные могут наблюдать этот процесс, что называется, в прямом эфире: вернулись из теплых краев первые перелетные птицы, заметно удлинившиеся дни, а вечерами небо красуется закатом. Однако кинотеатральный прокат, как известно, живет по своим законам, слаженно с собственным календарем, и, по его словам, прокатчикам рано расслабляться. Зима приносит самые большие кассы, поэтому последний раунд грандиозной новогодней битвы только предстоит.


Новогодний сюрприз 

Не так давно, не выдержав конкуренции с «Чебурашкой», с дистанции сошел другой многообещающий проект — «Комедийная мелодрама» белорусско-российского производства «Оливье». Премьерный показ застольной картины, которую создатели позиционировали как замену бессмертной «Иронии судьбы», состоялся еще 29 декабря. Фильм снимался по заказу Министерства культуры Республики Беларусь совместными усилиями Национальной киностудии «Беларусьфильм» и нескольких российских производственных студий. Соответственно, режиссеров также значится два: с белорусской стороны — Игорь Четвериков, а Россию представляет Андрей Никифоров. Так посмотрим же, — хотя бы и под самый шапочный разбор — чем удивляет кинолента. 

Михаил Верин, юморист на заслуженной пенсии, народный артист СССР, России и Беларуси, живет на две столицы — Минск, откуда он родом, и Москву, где прописаны дети и покрываются пылью его роскошные чертоги в одной из номенклатурных сталинских высоток. Образ пожилого комика («тогда это называлось артист эстрады») воплощен на экране экстраординарным Сергеем Шакуровым, которому, между прочим, в своей яркой карьере уже приходилось играть артистов в отставке (например, в фильме «Друг» 1987 года). Почему пылятся хоромины? В Москву бывшая звезда в последние годы выбирается нечасто, и только священный и фирменный Родительский салат способны собрать всю семью.

Кадр из фильма.

Собственно, собираясь в канун Нового года на очередную посиделку «В узком семейном кругу», гости и не догадывались, чем она в итоге обернется. Неисправимый «приколист» Михаил Верин приготовил для своих домочадцев новогодний сюрприз — посадил за стол новую «невесту» — молоденькую темнокожую медсестру по имени Люба (Ивана-Тереза Диура). Небезосновательно подозревая родственников в лицемерии и в том, что приходят не ради него (или хотя бы ради друг друга), а только чтобы попасть в завещание и урвать себе кусок многокомнатного наследия, отец задумал настоящее шоу, чтобы проучить и вместе с тем примирить членов семьи, перезнакомить их наконец между собой. 

Семейка же подобралась пестрая: по одну сторону стола уселись старший сын, человек высокого чина Виктор (Станислав Дудников), его корыстная жена Карина (Ирина Пегова) и их потомок Дима вместе со своей девушкой Алиной (Егор Сазыкин и Виктория Разумовская), напротив — средняя незамужняя дочь Александра (Марина Петренко), младший сын, хипстер-метросексуал Игорь (уроженец Беларуси Антон Денисенко) и его гражданская жена Лиза (Елена Полянская). Настоящая семья! Компанию им составили виновник торжества Михаил Верин, его подставная невеста Люба и сосед — композитор Григорий Забродский (белорусский актер Владимир Иванов), который пожалует на шум бокалов (и запах спиртного) посреди праздника. Всех вместе десять человек, и у каждого своя драма. 

Все за стол! 

Звучит завязка очень интригующе! В конце концов застолье — «жанр» почти что неисчерпаем. За столом люди проводят чуть ли не половину жизни, за столом нередко определяется судьба: признаются в любви, «расстаются навсегда» и, конечно же, мирятся... Кинематограф это давно понял — пожалуй, не существует более наглядного способа продемонстрировать конфликт между героями, как посадить их обедать друг напротив друга. Сразу в памяти предстают катарсическая, почти трехчасовая «Сьераневада» — фильм румынского режиссера Кристи Пую, который гремел по всему миру в 2016 году (правда, там людей собрал как раз не патриарх, а свидетельство о его смерти), и тому подобные.

На съемочной площадке.

Однако между всеми «тому подобными» и новой белорусско-российской лентой нет ничего общего. Мировые достижения застольного жанра явно прошли мимо сценариста картины Алексея Зюзина. Не в обиду говоря, но в драматургическом плане фильм вышел беззубым, и беззубость та выражается в отсутствии четкого конфликта между героями. Поймите правильно: формально конфликт заявлен, но решается он, как ни парадоксально, не с помощью диалога, жаркого спора, к которому подталкивает сама мизансцена, а наоборот — через монолог. Получается, сознательно отсекая самое интересное, картина попросту стреляет себе в ногу... Немного забегая вперед: авторы намеренно идут на такой рискованный шаг.

Старший сын Виктор (Станислав Дудников).

Впрочем, создатели «Оливье» сравнивают собственную работу, естественно, не с фильмами «румынской новой волны», а, ни много ни мало, с рязановской застольной классикой — «Иронией судьбы», неотъемлемым спутником нового года для миллионов семей по всему бывшему Советскому Союзу. Но правда в том, что, кроме разве пресловутого стола, салатов и праздничного антуража, между новым «Оливье» и упомянутым фильмом 1975 года не так и много пересечений. Куда больше их — с другой классической картиной Эльдара Рязанова под названием «Гараж» (1979). До рукоприкладства здесь, конечно, не дойдет (хотя, возможно, и не повредило бы), но исходные данные схожи — группа людей, ярких характеров, так же постоянно «выясняет» отношения, не выходя за пределы одного помещения.

Егор Сазыкин в роли Димы.

Несбалансированный рецепт 

Что-что, а характеры героев действительно получились яркие, выпуклые, каждый из них — носитель индивидуального взгляда на мир, у каждого свое понимание счастья, зоны комфорта, свои проблемы и мечты. А иначе и быть не могло! Ведь «Оливье» — и в том заключается главный козырь произведения — не фильм как таковой, а подборка исповедальных монологов, смонтированных один за другим на манер какого-нибудь комедийного шоу. Ради такого художественного приема создатели и пожертвовали диалогами. Само собой, совсем от них никто отказываться не стал, но несущую функцию выполняют именно сольные выступления. Увлекательная, надо сказать, идейка! Тем более что написаны монологи талантливо и мастерски (хотя отдельные пассажи и выдают общего автора).

Народный артист РСФСР Сергей Шакуров в образе отца семейства, народного артиста СССР, России и Беларуси Михаила Верина.

У каждого из персонажей своя правда, которая подана чрезвычайно убедительно. Особенно выделяются здесь линии самого Михаила Верина, его старшего сына Виктора и его жены Карины. На их счету и сильнейшие актерские партии в фильме. Сергей Шакуров вообще вне конкуренции, молодым актерам есть чему поучиться у старшего коллеги, но ни Станислав Дудников, ни Ирина Пегова не отстают ни на шаг! С абсолютной непринужденностью и, кажется, совершенно не напрягаясь, они умудряются по-настоящему оживить на экране своих персонажей! Впрочем, с небольшими скидками похвалить можно всех, в том числе новичков Егора Сазыкина и Викторию Разумовскую, которым просто не посчастливилось на интересные реплики, — их выходы самые незапоминающиеся..


Главная «фишка» картины обернулась головной болью. Помимо сказанного выше (и о беззубости драматургии, и об излишне заметном авторе, и об обобщенности отдельных образов), необычная структура фильма порождает целый ряд проблем. Так, если поодиночке, в своих монологах, герои все интересны, то вместе за одним столом они выглядят чуточку вяло (за отдельными исключениями). И, несмотря на то, что провели рядом, как видно, целый вечер, впечатление складывается — будто только сели. Вызвано это, вероятно, спецификой сценария: на весь фильм эпизодов, где актерам пришлось бы взаимодействовать между собой, — от силы минут 15-20. Впрочем, сценариста Алексея Зюзина, который успел поиграть в КВН и много лет писал юмористические монологи для телевизионных передач вроде Comedy Club, трудно винить: в конце концов грех не воспользоваться тем, что умеешь делать лучше всего. 

Бернард ЗАТЫЛКИН

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.