Вы здесь

Олег Шепель: Мировое паралимпийское движение многое потеряло от нашей изоляции


История паралимпийского спорта — показатель развития страны, ее прогресса, открытости общества. Инклюзивное образование, безбарьерная среда, социальные адаптация инвалидов — самые очевидные вопросы, связанные с развитием паралимпийского движения. Возглавлять паралимпийское движение — значит отвечать за все и всех. С этой задачей более 20 лет справляется Олег Шепель, человек, стоявший у истоков развития паралимпийского спорта в Беларуси. На Паралимпийских играх 1988 года на соревнованиях по легкой атлетике он завоевал три золотые медали, первые Паралимпийские награды в истории белорусского спорта. За свою спортивную карьеру Олег Шепель стал пятикратным чемпионом и трижды бронзовым призером Паралимпийских игр, четырехкратным чемпионом мира, шестикратным чемпионом Европы, 13 раз восстанавливал мировые рекорды. Также Олег Шепель — самый молодой заслуженный мастер спорта СССР в легкой атлетике. В 2001 году чемпион закончил спортивную карьеру и возглавил Национальный паралимпийский комитет.


Фото: БелТА.

Игорь Бокий, Анна Канюк, Ядвига Скоробогатая, Василий Шаптебой, Светлана Сахоненко и многие другие белорусские спортсмены вписали свои имена в историю отечественного паралимпийского спорта. Ими восхищались, за них радовались миллионы людей по всему миру. Но появились и те, кто решил отобрать у паралимпийцев дело их жизни. В ноябре 2022 года на внеочередной генеральной ассамблее в Берлине Международный паралимпийский комитет (МПК) принял решение о приостановлении членства паралимпийских комитетов России и Беларуси. Причиной отклонения МПК назвал «неспособность выполнять обязательства по членству в соответствии с Уставом МПК». За этими сухими словами стоит судьба 98 членов белорусских национальных и сборных команд по паралимпийским видам спорта, которых в Беларуси 14 (для нашей небольшой страны — красноречивая цифра). Но опустить руки и сдаться на произвол судьбы — не для паралимпийцев. Они так никогда не делали и делать не будут. А что будут делать и как дальше будет развиваться паралимпийский спорт в Беларуси, «Звязде» рассказал Олег Шепель, которого в начале января переизбрали на пост председателя Национального паралимпийского комитета.

— Олег Александрович, самый злободневный вопрос. Как решается проблема с приостановкой членства нашего Паралимпийского комитета в Международном комитете?

— Совместно с юристами, специалистами Министерства юстиции и Министерства иностранных дел мы подготовили документ, где в 27 пунктах обосновали, что мы не нарушили ни одного пункта Конституции Международного паралимпийского комитета, не нарушали Олимпийскую хартию, этические нормы. К сожалению, двойные стандарты, о которых сегодня так много говорят, дошли и до паралимпийского спорта. Я уже неоднократно говорил, что если раньше спорт был просто с элементами политики, то теперь полностью стал политикой, что совсем не радует. Спорт должен не разъединять, а объединять, особенно людей с ограниченными возможностями. На внеочередной ассамблее Международного паралимпийского комитета, где было приостановлено наше членство, из 184 стран присутствовали только 117 делегаций. Из них 54 проголосовали против нас, 45 — за. А еще 16 воздержались, преимущественно страны Латинской Америки, которым пообещали финансовую поддержку. И, что самое интересное, на ассамблее не присутствовали страны постсоветского пространства, делегациям которых не дали визы. Думаю, постсоветские страны нас поддержали бы и правда была бы на нашей стороне.

Сегодня обсуждаться предложение о том, что исполком Международного паралимпийского комитета может принимать любые решения о дисквалификации спортсменов, тренеров, национальных паралимпийских комитетов без объяснения причин. Это же беззаконие! Они понимают, что нарушили все нормы и теперь им нужен документ, который будет это оправдывать. Мы также подали апелляцию в трибунал Международного паралимпийского комитета. В течение трех месяцев они должны создать комиссию, которая будет рассматривать нашу апелляцию. Но мы понимаем, что с этим они будут тянуть до последнего. Сейчас мы воочию наблюдаем раскол в мировом паралимпийском движении. Некоторые страны нас поддерживают: Азиатский паралимпийский комитет, Катар, Саудовская Аравия, даже Латвия за нас. Все понимают, что без российских и белорусских паралимпийцев уровень чемпионатов Европы и мира, Паралимпийских игр снижается. А это влияет на количество телезрителей, рекламное сотрудничество, на чем завязаны финансовые поступления. Конечно, им это невыгодно. Но, я думаю, если приняли такое решение, значит, кто-то деньги подбрасывает. Для справки: штаб-квартира Международного паралимпийского комитета находится в Бонне на территории Высшего посольства США.

Пока мы ожидаем, что даст наша апелляция в трибунал МПК. Затем, возможно, примем решение о подаче иска в суд Германии по месту нахождения МПК. Немецкие адвокаты, занимающиеся спортивными арбитражными делами, говорят, что у нас высокая вероятность победы.

— Как в этих условиях чувствуют себя спортсмены?

— Они тренируются, никто не опустил руки. Спорт — смысл их жизни. Они через спорт доказывают, что полноценные члены общества, востребованные, успешные. Поэтому мотивации у них хватает. У нас растет сильная перспективная молодежь. Поэтому сейчас можем спокойно пройти смену поколений в национальных командах, усилить их. Мы сопоставляем результаты, которые наши спортсмены показывают, с результатами международных стартов. На открытом чемпионате Беларуси по плаванию наши спортсмены установили шесть мировых рекордов. Это яркое свидетельство тому, что всемирное паралимпийское движение действительно многое потеряло от нашей изоляции.

— Но в зимних видах уже второй сезон проходит без международных стартов. Для спортсменов это ощутимо...

— Я встречался с министром спорта России Олегом Матыциным, президентом Паралимпийского комитета России Павлом Рожковым. Мы выработали направления, по которым будем работать. Уже верстается календарь совместных соревнований Беларуси и России. Ближайший турнир по лыжным гонкам и биатлону в феврале примет Беларусь. Планируем его провести в Минске или в Логойске. Возможно, мотивация спортсменов будет не такой как, например, на чемпионате мира. Но этот период нужно пережить. В конце концов любая война заканчивается миром.

— Для проведения турниров нужна безбарьерная среда. В каком состоянии оно на наших спортивных объектах?

— В тех же Раубичах неплохие условия. Не скажу, что все идеально, но паралимпийцам там удобно. В Бресте прекрасный бассейн с гостиничным комплексом, кафе. Единственный небольшой недостаток — не хватает лифта, чтобы спортсмен мог из кафе перейти в спортивный комплекс. Но губернатор Брестской области Юрий Витольдович Шулейко заверил, что в этом году эта проблема будет решена. Когда приезжали российские спортсмены, особенно из небольших городов, восхищались тем уровнем универсальной среды, что есть в Беларуси, начиная с аэропорта и железнодорожного вокзала.

— Какое участие в создании безбарьерной среды принимает Национальный паралимпийский комитет?

— В этом деле активное участие принимает общественное объединение инвалидов. Создан межведомственный совет по правам инвалидов под руководством заместителя премьер-министра Игоря Петришенко. Раз в квартал мы собираемся в определенном регионе и обсуждаем наиболее актуальные проблемы, включая безбарьерную среду. Одно из самых важных достижений — в строительное законодательство включены нормы, требующие чтобы только построенные объекты или отреставрированные обязательно были с универсальной средой. Проект ни одного жилого дома, ни одного спортивного, медицинского, культурного и другого объекта не будет утвержден, если там не будет создана стопроцентная универсальная среда. Последний из таких положительных примеров – новая поликлиника в Гомеле, где созданы прекрасные условия, чтобы каждый человек чувствовал себя комфортно.

— Несмотря ни на что, паралимпийскому спорту нужен резерв. Достаточно ли качественно в стране работают секции для детей с инвалидностью?

— Мы уделяем этой работе особое внимание. Наши спортсмены регулярно проводят мастер-классы, чтобы дети понимали нюансы паралимпийского спорта. В минской школе № 12 открыт музей паралимпийской славы. В Гомельской и Могилевской областях тренеры уже сами ищут детей-инвалидов, чтобы с ними работать. Не всегда родители понимают, как это важно для ребенка, некоторые боятся, что спорт может навредить. Но после выступления наших спортсменов на крупных стартах количество детей и подростков с инвалидностью в спортивных секциях возрастает. В Бобруйске работает соответствующее секция по плаванию, в Могилевской спортивной школе профсоюзов «Спартак» действует отделение по лыжам для паралимпийцев. В Гомеле есть центр Паралимпийских и дефлимпийских видов спорта со своей неплохой базой. Наша легкоатлетка Анна Канюк тренирует детей в Гродно, а в Молодечно — Игорь Фортунов. В Витебске тренер Олег Кириллов организовал группу по мини-футболу для незрячих. Мы стремимся, чтобы в училищах олимпийского резерва были интегрированные группы, где спортсмены-паралимпийцы учились бы вместе со здоровыми. Это даст им больше возможностей для роста. Пока законодательные нормы такой возможности не дают. Но это вопрос желания руководителей. Не нужно менять законодательство — нужно просто отредактировать устав. Руководители ссылаются на отсутствие безбарьерной среды, но мы планируем направлять туда спортсменов, кому оно меньше нужно. Пока этот вопрос не решается. А это действительно важно. По себе знаю, что такой подход всегда дает результат. Во-первых, паралимпиец тянется за спортсменами, которые в чем-то сильнее, и таким образом повышает свое спортивное мастерство. А во-вторых, если сначала к паралимпийцам есть определенная настороженность, то потом они становятся друзьями. Это и есть интеграция инвалида в общество.

— С детьми понятно, а как в сегодняшних условиях сохранить мотивацию и потенциал молодых спортсменов, которым пришло время показывать высокие результаты?

— Думаю, у молодых спортсменов даже больше мотивации, чем у опытных и известных. Теперь у них есть возможность чаще выезжать на соревнования. Если раньше финансирование было направлено в основном на ведущих спортсменов, то сегодня мы можем позволить себе вывозить на соревнования больше молодежи. Поддерживаем молодых спортсменов материально. В прошлом году паралимпийцы получили 22 стипендии от Минского горисполкома и пять стипендий от руководства других регионов. В этом году нашим спортсменам присуждено 24 стипендии от регионов, за исключением Минска. То есть наших спортсменов все активнее поддерживают регионы. Налажены прекрасные связи с Президентским спортивным клубом. Все наши просьбы находят поддержку. В этом году 11 наших спортсменов — стипендиаты Президентского спортивного клуба. Жаловаться не приходится. В свое время для меня лучшей мотивацией были дополнительные 200 граммов сметаны, а сегодня — и стипендии, и инвентарь, и сборы, и соревнования.

— Если человек с инвалидностью не хочет строить спортивную карьеру, где еще он может найти свое признание?

— На предприятиях Белорусского общества инвалидов по зрению. У нас 18 предприятий вместе с филиалами: во всех областных городах, а также В Полоцке, Орше, Бобруйске, Мозыре, Пинске, Новогрудке, Слуцке, Молодечно, Червене, Борисове. На предприятии работает около шести тысяч человек. Беларусь — единственная страна на постсоветском пространстве, которая сохранила предприятия, где могут работать инвалиды по зрению. Сегодня мы можем трудоустроить любого инвалида по зрению, и если он одинок и ему это нужно — выделить место в общежитии. Конечно, последние события отразились и на нас — мы потеряли почти 30 процентов рынка (Украина, Прибалтика, Польша, Молдова, Румыния). Это ощутимо, ведь 60 процентов своей продукции мы экспортируем. Но опускать руки не в наших правилах, поэтому ищем новые рынки сбыта, выпускаем новую продукцию. Всего наши предприятия выпускают более четырех с половиной тысяч видов продукции. Самые узнаваемые — трибуны на стадионе «Динамо», «Минск-Арене», «Борисов-Арене» и других крупных спортивных площадках. Мы обеспечиваем освещение улиц во многих городах, сотрудничаем с ведущими промышленными предприятиями. Работы хватает всем.

И главная задача наших предприятий — не только производство продукции, но и социальная адаптация слепых и слабовидящих. И для этого много делается. На предприятии работают реабилитологи, инструкторы по спорту, действует более 150 кружков по интересам. 14 коллективов художественной самодеятельности имеют звание народного. Это, конечно, затратно: костюмы, репетиции, поездки и так далее. Но мы понимаем, что это все для того, чтобы человек мог работать и развиваться в разных направлениях.

— Олег Александрович, в вашей биографии много интересных страниц. Но, пожалуй, не самый интересный факт, что вы закончили институт культуры. Почему именно его?

— Когда пришло время поступать в институт, я уже был мастером спорта и мог без экзаменов поступить в институт физкультуры. В мое время была такая поговорка: «Когда нет ума, поступал в пед, когда нет культуры — в мед, а когда ни ума, ни культуры — в институт физкультуры». А я просто взял справочник и, куда тыкнул пальцем, туда и решил подавать документы, так и попал в институт культуры. Я не жалею ни капли, на моей режиссерской специальности были преподаватели от Бога. Что такое режиссер? Это человек, который умеет управлять людьми, организовывать их работу. Это важный навык в любой сфере деятельности. Главное — написать сценарий, собрать коллектив, зарядить его идеей и не мешать команде работать. И мне это очень помогает.

— Вы человек, который видели становление паралимпийского движения в нашей стране. Понятно, что за 30 лет все коренным образом изменилось. А как начиналось?

— В мое время условий для паралимпийцев было на порядок меньше, чем сейчас. Спортсмены работали во имя энтузиазма и патриотизма, это было очень важное понятие. Потом спорт стал немного приносить деньги. И, чего скрывать, мы сами их зарабатывали. Многие советские спортсмены за границу увозили советскую продукцию, оттуда — иностранную технику и неплохо на этом зарабатывали. Мой самый большой «улов » — в Японии электросамовар обменял на магнитофон, который потом продал за 1200 рублей (за эти деньги можно было купить три спальные гарнитуры). Сегодня это может показаться диким, но тогда поддержка спортсмена была далеко не такой, как сейчас, поэтому приходилось крутиться самостоятельно.

— В начале года вас переизбрали на пост председателя Национального паралимпийского комитета. Олег Александрович, какие цели ставите перед собой на следующие четыре года?

— Наши цели неизменные и всегда важные — работать над совершенствованием законодательства, регламентирующего Паралимпийский спорт, улучшать условия для наших спортсменов. И, конечно, добиваться возвращения на международную арену, где наши спортсмены, я уверен, будут показывать еще лучшие результаты.

Валерия СТЕЦКО

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.