Вы здесь

«Огненные деревни. Нельзя забыть». О трагедии Дрогичинской деревни Сороцни говорят свидетели


По данным базы данных, размещенной на сайте Национального архива Беларуси, на сегодняшний день в годы Великой Отечественной войны было сожжено с жителями полностью или частично 9097 белорусских населенных пунктов. В этом скорбном списке есть и Дрогичинская деревня Сороцни. Почти 80 лет прошло с тех пор, но ничего не забылось — жители, которые выжили в тот страшный день, вспоминают подробности трагедии. Это память, которая так просто не проходит, она остается на всю жизнь...


Память жертв трагедии сожженной деревни увековечена и на кладбище — там, где похоронены безвинно убитые мирные жители Сороцни.

Деревня Сороцни находится в 17 километрах от Дрогичина, на самой границе с соседним Ивановским районом. До войны у деревни проходила дорога или, как ее тогда называли, путь. Эта дорога шла из Яново (ныне Иваново) через соседние Веремеевцы (ныне Сычево) и завершит на Бездеж. Сегодня она уже не такая значительная, как раньше. За Сороцнями дорога проходила через лес — это обстоятельство в войну стало роковой для жителей деревни. Вскоре после начала войны в здешних лесах появились первые партизаны из окруженцев, бывших военнопленных и местных жителей. На лесной дороге они часто устраивали засады на немецкие машины. Эту территорию в то время контролировали партизаны из отряда лейтенанта Евгения Макаревича, погибшего в июне 1943 года. Отряду присвоили имя погибшего командира, командовать им стал Алексей Семенов. Немцы часто ездили по дороге возле деревни Сороцни — возили в Яново спирт из Ополя. В Ополе, расположенном в 11 километрах от Мотоля, находился спиртзавод, куда также часто наведывались нацисты.

Хотели добить живых

Трагедия в Сороцнях случилась не в один день. Свидетели рассказывают, что незадолго до уничтожения деревни через Сороцни проехали немцы на автомашинах, а вслед им раздались выстрелы. Немцы развернулись и поехали обратно в Сороцни. Инцидент со стрелами в тот день серьезных последствий не имел.

Свидетель трагедии Виктор Протасевич.

О том, что там происходило, рассказал Виктор Леонтьевич Протасевич, который находился тогда в деревне: «Немцы ехали из Яново и уже проехали Сороцни. В деревне находились партизаны, которые выстрелили гитлеровцам вслед несколько раз, а затем укрылись в заростках дикого винограда. Немцы вернулись, окружили деревню, согнали всех жителей в центр. Людей собралось немало. Пушка, направленная на наш дом. Она стояла посередине села, возле озера. Мать в окно взглянула и говорит: «Пойдем и мы, а то еще стрелять начнут». Я с мамой и братом родители пошли туда. Мне была интересна пушка, на нее все смотрели. Мама держала меня за руку. Все стояли и слушали, что немцы говорили. Деревню тогда не сожгли, только предупредили, что если еще раз будут по ним стрелять, то приедут и всех побьют. После этого люди стали строить в лесу домики, покрытые мхом и вереском, ямы. Нередко у них ночевали. На второй раз деревню сожгли, людей побили. На повозках приезжали. Я тогда в лесу прятался, когда стало гореть село. В домах людей убивали. Осталась жива после расстрела Протасевич Параскева, ее партизаны привезли в лес. Я видел ее раненую. Женщина потом рассказывала, что немцы их в доме побили, а потом приходили второй раз в дом и говорили: «Если кто жив, то откликнитесь, мы вас спасем». Но никто не откликнулся, они дом подожгли и ушли. Это они живых добить хотели...».

Прятались в «окопах»

Такие предупреждения и карательные меры не могли остановить партизанскую войну. Партизаны продолжали выполнять свои задачи по борьбе с врагом. Немцы применяли метод коллективной ответственности жителей близких от места нападений на машины деревень. Сжигали и убивали по стандартной фашистской формулировке — за связь с партизанами. Как считали гитлеровцы, уничтожение деревень вместе с населением должно было навести страх на жителей, лишить партизан продуктов питания и поддержки. Однако партизанское движение только усиливалось: после таких трагедий местные жители шли в партизанские отряды и также сражались с врагом.

По свидетельству очевидцев, поводом для кровавой расправы над жителями Сороцни стала засада партизан на немецкие машины, в результате которой были убиты немецкие солдаты. Место партизанской засады находилось на лесной дороге недалеко от деревни, поэтому виновниками сделали невинных мирных жителей. По воспоминаниям людей, партизаны предупредили жителей о том, что немцы могут приехать из Янова и сжечь деревню.

144 жителя сожженной деревни увековечены поименно.

Жители и сами понимали, что добром это не закончится, и стали принимать меры. На ночь семьями выезжали в лес и там оставались до самого утра. У многих людей были вырыты «окопы» — так местные жители называли ямы в земле, перекрытые досками и замаскированные сверху дерном, землей и листьями. В этом хранилище делали небольшой замаскированный лаз. В укромных местах – в лесу, на огородах и в кустах — копали замаскированные хранилища для семей, чтобы укрыться при появлении карателей. Многих жителей это спасло в тот день: они пересидели в «окопах», но часть людей гитлеровцы отыскали, расстреляли и сожгли. В основном спаслись люди, находившиеся ночью в лесах и «окопах» за деревней.

Вернулись на пепелище

На рассвете 15 сентября 1943 года немцы окружили деревню, которая вскоре превратилась в пепелище. Карательная акция началась, когда еще было темно, нацисты хотели захватить всех жителей деревни.

Мне удалось найти свидетеля этой кровавой бойни, который находился в то утро в окруженной деревне и чудом уцелел. Из воспоминаний Василия Ивановича Куровича, который сейчас живет в Дрогичинской деревне Огдемер: «В войну мы жили в Сороцни. Семья наша состояла из шести человек. В тот день мы были в окопе за Вавуличами. Там и ночевали. Потом надоело сидеть и утром пошли мы с дедом, Петр его звали, в Сороцни домой. Пришли и не заметили, как деревню окружили. Дед пошел зерно накрывать — в ящике оно было зарыто за огородом. В это время за нами начали стрелять из пулемета. Пули свистели. Руку деду ранило — скребануло и куртку пробила пуля. Стали загонять людей, детей — кого где схватят — в дома, там и убивали. Дед прибежал домой, когда уже начинали гореть дома со стороны Иваново. Схватил меня, и мы побежали на улицу. Бежать было некуда. Рядом капуста росла. В борозду мы с ним и легли. Меня он спрятал, сам рядом лег и листьями капусты накрылся. Дед не давал голову поднимать, но я все видел и слышал. Что там началось! Людей загоняли в дома и расстреливали. Молодых мужчин на пороге стреляли, женщин и детей в доме убивали. Наш дом горел. Куры» «ленденели», свиньи кричали, коровы ревели... В двух метрах от меня один немец поймал свинью. Другой коня ловил, по-немецки кричал «хальт, хальт». К счастью, нас не увидели в капусте. Все горело, от дома жар шел. Дед видел, что нет спасения здесь никакого, схватил меня за руку, и мы ползком по клеверу двигались. За клевером было кладбище — думали там переждать. Мы остановились, а немец остался. Мы его не видели, когда ползли. А он стоит с автоматом и смотрит на нас. Ничего не сказал, только рукой махнул — показал, куда идти. Наверное, жалко ему нас стало — может, у самого дети были. Так мы и спаслись. Несколько домов до леса не сожгли. Вернулись после на пепелище...»

Василий Курович — один из тех, кому посчастливилось выжить.

Трудно без волнения слушать эти воспоминания. Каратели убивали всех, кто попал им на глаза, даже несмотря на то, что это были женщины и маленькие дети. Спаслись в основном те, кто ночевал в лесу, но остались живыми и некоторые жители, которые в тот ужасный день были в деревне. О том, как спаслись его родители, рассказал Иван Лукич Федюкович: «Партизаны людей предупредили, что в эти три дня немцы приедут из Иваново палить Сороцни. На дороге возле Сороцни партизаны засаду устроили. Два дня мы выезжали с повозкой в лес и там ночевали, а на третий день родители в доме остались. Я был в лесу. Немцы окружили деревню. У нас колодец был, сруб деревянный. Возле колодца сделали окоп, замаскировали его дерном и травой. Сверху хода не было — только сбоку. Там родители спрятались — так и спаслись».

«Вез уже ее хоронить, но вдруг услышал, что дышит, что жива»

Историю спасения Прасковьи Андреевны Протасевич, которое иначе как чудом не назовешь, сейчас в Сороцнях знают все и рассказывают уже, как легенду. Ее дочь Екатерина Фадеевна Протасевич, жительница Сороцни, рассказала, как это было: «В ту ночь много людей из деревни не поехало в лес прятаться: уже осень была, ночью холодно — какой сон на телеге? Только рассвело, как немцы окружили деревню. Никто не успел уйти. У нас был «окоп». Если бы только свои укрылись, то остались бы живы, а так из других домов к нам пошли прятаться, а немцы их увидели и выгнали всех. Мать и отец Васи Куровича там были, а он сам с дедом в капусте лежал. «Окоп» был тайный, но немцы заметили, что там прячутся люди, и подошли. Говорят по-русски: «Вылезайте, к шефу вас поведу на разбор дела». Загнали всех в наш дом. Маму звали Прасковья, она в доме была. Загнали всех, а там стоял немец с автоматом — он всех и бил. Маму мою ранили — девять пуль прошли через нее. Однако смогла, как каратели ушли, в «окоп» заползти. Когда после трагедии в деревню приехали партизаны, брат мамы Петр нашел ее раненую и увез в отряд. Думали, что она мертва. Дядя вез уже ее хоронить, но вдруг услышал, что мама дышит, что жива».

Через Прасковью Протасевич прошло девять пуль: одна — через руку, вторая — через грудь, остальные сверху вышли: в районе уха и через рот. Несмотря на это, женщина вылечилась и впоследствии долго жила. Простреленную пулями, счастливую свитку, она долго хранила в своем доме.

Екатерина Протасевич, дочь Прасковьи Протасевич, которая, несмотря на девять пуль, прошедших через ее тело, осталась жива.

«В каждом доме людей убивали, а потом дома жгли, — рассказала Екатерина Протасевич. — Один немец шел, на шест надел факел и поджигал — крыши соломенные были и сразу загорались. Второй сараи поджигал. Участвовали во всем этом и полицаи. Еще одна сестра моя двоюродная осталась жива: пули прошли сквозь воротник ее кофты. Когда каратели обходили дома — смотрели, всех ли убили, — она вылезла через окно. А там колодец стоял близко, деревянный сруб. Она залезла в колодец и сидела там, пока люди из леса не пришли. Я была в тот день в «окопе» на поле. Подруга пришла и говорит маме: «Отпустите Катю со мной в окоп». Мать спрашивает: «А там место есть?». Она говорит: «Есть». Я пошла с ней, а они остались в деревне. Из «окопа» Мы в веремеевский лес побежали и оттуда видели, как немцы гнали коров. Сначала коровы шли, потом овцы, гуси. В конце лошади шли, привязанные друг к другу. Своих родных, погибших, похоронили на кладбище. В ящик собрали все, что от них осталось, и девять человек похоронили. Село было большое — дом на дому, детей много. Много сирот осталось...».

У каждого своя судьба

Как все странно и загадочно бывает в нашей жизни. Одних людей судьба помиловала — они остались жить вопреки всему. Вторые навсегда остались в огненной деревне. Как иногда судьба бывает жестока к одним людям и как счастливо поворачивается к другим.

Время неумолимо идет дальше, уже мало осталось свидетелей этой трагедии. Жительница деревни Нина Александровна Максимович до сих пор в подробностях помнит события того дня: «Из соседнего села Веремеевцы один старик, Чумак, где-то узнал, что Сороцни будут жечь, и нам сказал. Тогда все выехали на ночь в лес, но немцы не приехали. Той ночью не приехали, а на другую приехали и окружили село. Кого находили в доме, того убивали, дома жгли. Мы с мамой жили. Я ей говорю: «Пошли и сегодня в «окоп». А она говорит: «Ты иди, а я в поле пойду». Я пошла в лес. Мама направилась к соседке Прасковье Протасевич, а она ей говорит: «Чего ты пойдешь мучиться в тот «окоп». За что нас немцы будут бить? Поставки мы выполнили, детей в Германию забрали. А если немцы приедут, то пойдем в наш «окоп». У них был в огороде большой «окоп» вырыт. Вот и пошла мать к ним. Когда немцы пришли, в этом «окопе» спрятались все родственники: Фадей, Прасковья, сестры Нина, Оля, дед Петр... И моя мама туда попала. 12 душ в «окопе» спрятались. Немцы увидели их и всех загнали в дом. Всех постреляли. Девочка 1925 года рождения — Максимович Пелагея — осталась жива. Она была в пиджаке, так он весь изрублен пулями был, но в нее не попало. Когда каратели вышли, она вылезла через окно, сбросила пиджак и залезла в колодец. Знала, что в колодце мало воды было. Балы там, пока люди не пришли из леса. Она стала кричать, и ее вытащили из колодца. Прасковья Протасевич ранена была, смогла выползти из дома и заползла в «окоп». Девять пуль по ней выпустили, а она жива осталась. Наш дом не сгорел, но я осталась одна...».

Нам нужна эта память

Так погибла деревня, в которой до войны было 83 дома и проживали 317 человек. По последним данным, в огне погибли 144 человека, более половины из них — дети. После ухода карателей от деревни оставались черные головни от сожженных домов и печные дымоходы. Хоронили погибших на кладбище не в одну братскую могилу, а отдельно — каждая семья своих. Сейчас эти могилы со скромными бетонными памятниками, установленными после войны, находятся на местном кладбище.

У Нины Максимович в огне погибли все родные.

Уже в наше время появилась возможность увековечить в Сороцнях память о своих невинно убиенных и сожженных земляках. И хотя в центре деревни стоит памятник всем жителям, погибшим от рук немецко-фашистских захватчиков в 1941-1945 годах, в том числе тем, кто воевал на фронте и в партизанах, но посчитали, что память о трагедии сожженной деревни должна быть увековечена на кладбище — там, где похоронены невинные мирные жители. Эта идея нашла отклик в душе неравнодушных людей — в результате был выполнен проект скульптурной композиции из дерева.

Как рассказала Людмила Корнеева, координатор гуманитарного проекта «Деревня, которая не должна исчезнуть», инициатором увековечения трагедии в Сороцнях выступило общественное объединение «Тур». Идею поддержало и помогло осуществить руководство Дрогичинского райисполкома. Была проделана большая работа: сопоставив и проанализировав воспоминания жителей со списками из архива и книги «Память», удалось точно выявить фамилии 144 погибших земляков. В работе по реализации проекта приняли участие местные жители, многочисленные энтузиасты, волонтеры БРСМ, военно-патриотический клуб «Пересвет». В результате получилась скульптурная композиция, в которой, по замыслу авторов, увековечены три поколения жителей сожженной деревни.

Памятник всем жителям деревни Сороцни, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Известные белорусские резчики по дереву Анатолий Турков из Каменца, Владимир Чиквин из Кобрина и Николай Скляр из Гродно исполнили скульптуры из дерева. Для своих произведений художники выбрали дуб — дерево крепкое и красивое. В центре композиции стоит мать с младенцем на руках, а по бокам — мальчик с девочкой и дедушка. Рядом установлена мемориальная доска, на которой написаны имена жертв трагедии. Также здесь расположены воспоминания местных жителей, которые чудом остались живыми в тот день. Нет оправдания тому геноциду, который проводили нацисты на территории оккупированной Беларуси. Нет на карте нашей страны такого места, где бы не было сожженных деревень, убийств мирных жителей и не лилась кровь.

Деревня Сороцни после войны возобновилась. В день памяти — 15 сентября — на местном кладбище обычно проходит траурный митинг-реквием по погибшим в тот день жителям. Священник читает молитву, выступают люди — просят Бога не допустить больше такой трагедии, с надеждой, что так и будет. Но снова в разных местах планеты продолжаются военные конфликты, в которых льется кровь и гибнут мирные люди. Не всех история научила, не все сделали выводы из этого нацистского геноцида. Белорусы — одни из немногих, кто хранит память о тех страшных событиях. Очень глубоко трогают душу слова, написанные на мемориальной доске возле списков жертв: «Мы росли бы, любимыми были бы, отцами были бы, дедами были бы, мы жили бы...».

Александр ПАВЛЮКОВИЧ


Проект создан при финансовой поддержке в соответствии с Указом Президента № 131 от 31 марта 2022 года.

 

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.