Артист, у которого много заслуженных наград и почетных званий; творец, у которого множество преданных поклонников; певец, чей голос — драгоценный символ Беларуси...
Анатолий Ярмоленко празднует свой новый (юбилейный!) день рождения, — удобный повод поздравить хозяина нашей эстрады с его великим праздником и поразмышлять об уникальности его певческого дара.
А еще — благоприятная причина упомянуть и самое начало его дороги...
В жизни и в творчестве мастер держался и держится мысли: есть — дорога, а прощания — нет!
«Я з вамі не развітваўся ніколі...» — это не просто песня, которую он пел, это его судьба.
Да, есть своя дорога, по которой нужно идти дальше, и есть непреодолимые воспоминания, жажда вернуть в душу детства...
Детство Анатолия Ярмоленко прошло в Казатине Винницкой области вблизи железной дороги.
В большой мир и днем, и ночью через маленький железнодорожный городок летели поезда, и они оставляли в чуткой душе мальчика свой будничный ритм.
Будничный!
Однако же хотелось другого ритма — праздничного; сердце желало, чтобы звучали красивые мелодии, и, слава богу, праздничный ритм и красивые мелодии в семье звучали.
Мать Анатолия Надежда Аникиевна прекрасно играла на гитаре и на фортепиано, а также хорошо пела.
Славная заботливая женщина!
Для нее воспитание детей, работа и прелесть собственного дома были наибольшей радостью и счастьем.
А еще уютный дом детства отделывала радио – редкость в послевоенные годы, и можно было ежедневно слушать песни в исполнении звезд советской эстрады.
Старший брат анатолия Святослав — умный, трудолюбивый и чрезвычайно талантливый юноша — сделал магнитофон, и появилась возможность записывать голоса любимых исполнителей.
Анатолий с большим вниманием и немалым интересом прослушивал те записи – его, можно сказать, колдовал или нет каждый звук, или не каждая нота, или не каждое слово в тех мелодических произведениях.
Да (сначала дома!), а тогда уже и в школе постигался манящий мир вокального эстрадного искусства.
В школе желание петь усилилось, и вообще там почувствовал себя артистом, когда первый раз в числе участников художественной самодеятельности вышел на сцену.
Школьные годы проходили быстро, вскоре открылась новая сцена — Анатолий пришел в духовой оркестр Дома железнодорожников и там, любознательный и ко всему любопытный, довольно быстро овладел такими музыкальными инструментами, как альт и баритон, а тогда уже стал и исправным барабанщиком — усвоил ударные инструменты.
Кстати, любимый брат Святослав прекрасно играл на саксофоне.
С детства от матери и брата Анатолий перенял необходимое – нужно ежедневно учиться, именно ежедневно нужно приближать себя к мастерству, к будущей профессии.
Главное же правило в той семейной (домашней!) мудрости было таким — надо учиться быть хорошим!
Позже домашняя наука помогла артисту понять: искусство, не согретое душою, искусством называться не может!
Служба в Советской Армии укрепила веру юноши в свою сценическую изюминку.
Анатолий Ярмоленко служил в Баку, его певческий талант заметили, и молодой солдат был зачислен в состав Ансамбля песни и танца, что значило — этот армейский коллектив разбогател на неповторимый голос.
И уже тогда любители пения начали разбираться, чтобы определить: а что это за голос?
Лирический тенор?!
Да, лирический тенор — нежный, благозвучный, нежный, а главное — вдумчивый!
Действительно, служба в армии укрепила веру в свою изюминку.
Раньше этой вере придавало силу материнское благоприятствование и Братова поддержка; в армии неожиданно же помогли и жестокие слова... Муслима Магомаева.
В Баку артисты встретились, и Магомаев отчеканил: «Певец певцу не друг!»
Кстати, о той памятной встрече очень интересно рассказал в талантливой повести «Корабль друзей» музыкант Валерий Падуков.
Анатолий Ярмоленко воспринял услышанное от Магомаева как хороший знак: это правда, певец певцу не друг, а раз так, то в друзья надо звать собственный характер, собственную судьбу, твердость духа и тяжелую работу!
А еще в друзья надо звать настоящих друзей, надо их искать...
После службы он задумался о своем товариществе.
Имея способности руководителя, организатора и дипломата, основал в Гомеле эстрадную группу «Сувенир», а тогда, пройдя через объединение «Песни над Сожем», в 1972 году создал и вокально-инструментальный ансамбль «Сябры».
Отмечу — для нашей культуры это историческое событие: родилась художественная группа, в названии которой четко отражен яркий национальный образ, ведь слово «Сябры» тождественное слову «белорусы».
Анатолий Ярмоленко поверил в звезду «Сяброў» и в те счастливые годы мог бы сказать: «Я добыл плоды и я доволен, ведь тот, кто добывает плоды, всегда доволен!»
В те годы Анатолий встретил Раису, свою возлюбленную, у них родились мальчик и девочка, — солнце в те годы светило не только на небе, а в мыслях и чувствах, и он, создатель «Сяброў», находился в пространстве света, имя которому — радость.
И, возможно, тогда впервые осознал, что он далек от артистической вольницы, так называемой богемы, и очень близок к родным, к семье, ведь семья и есть главное, ради чего стоит жить.
Эта воспитательная наука с течением времени перешла от его сыну Святославу и дочери Ольге (Алесе), а позже и внуку Анатолию Ярмоленко-младшему...
Не один год наблюдая за ним, теперь уже Анатолием Ярмоленко-старшим, я не мог не заметить, что он и на сцене, и в жизни оберегает себя от дешевых эстрадных эффектов, да, наверное же, благодаря этому и на сцене, и в жизни он по-настоящему творчески молод.
Его поведение солидное, а кредо понятное, как молитва: «Эстрада, популярная музыка не просто вид сценического искусства — это воспитание души...»
Он не искал и не ищет легкой славы, славы на день, ведь сызмальства научены: легкая слава — пустая забава.
Имея природный голос, яркую степень одаренности, волю к живому успеху, способность глубоко мыслить, — свою широкую популярность стяжал терпеливым трудом.
Он умеет слушать других; умеет помочь, поспособствовать, поддержать — настроить на бодрый лад.
Представитель высокой эстрады, он соответствует или нет главному ее требованию: обычное превращать в романтическое!
И всегда заботится о национальной культуре.
Однажды при мне молодая женщина обратилась к нему:
— Мой сын хочет стать певцом. Что вы ему посоветуете?
И получил совет:
— Пусть поет по-белорусски!
Здесь хочу особо подчеркнуть — Анатолий Ярмоленко расширил звучание нашего языка на многомиллионную аудиторию, дал ей огромную область песенного существования, причем далеко за пределами Беларуси.
В 1984-1985 годах я встречался с читателями на Байкале и на предприятии «Дальрыба», читал стихи по-белорусски и был приятно впечатлен признанием иркутских студентов и владивостокских рабочих: «А мы слышали уже белорусский язык! Мы слушали выступление Анатолия Ярмоленко! Он пел по-белорусски!»
На любой сцене мира (скажем так, и в Сибири, и в Америке!) Анатолий Ярмоленко — представитель Беларуси, ее красивый содержательный голос.
Он поет и тем самым говорит людям: нужно уметь пережить нехорошее время, а чтобы радоваться жизни, нужно искать светлые чувства.
Образы, которые создает, именно светлые, даже если они и зажуренные, поэтому его философия успокаивает нервы.
Очевиден и тот факт, что на публику он может воздействовать и одним своим присутствием, ведь мастер — даже и в те мгновения, когда молчит, когда просто держит микрофон, слушателям кажется: он поет...
Анатолий Ярмоленко воспитан на искусстве, которое соответствует идеалам красы, и в душе (не напоказ!) неукоснительно исповедует принципы, согласно которым эстетика не возвышается над этикой, — поэтому популярностью не хвастается, известность поверх ума не поднимает, уважает своих поклонников, живет для них творчески и с ними никогда не прощается.
В одном из своих стихотворений я попытался от имени Анатолия отразить эту важную мысль:
Я з вамі
не развітваўся ніколі —
Не Богам быў і не чараўніком,
А быў я проста
вашым Анатолем,
А быў я проста
вашым спеваком.
Як і раней,
для вас душой спяваю —
Душа тады душа, калі пяе,
Калі душу каханую шукае
І не шкадуе радасці свае.
Мне, як і вам,
адно і тое сніцца,
І бачацца і зблізку, і здалёк
У небе — усё тая ж Мілавіца,
У жыце — усё той жа васілёк.
Чужое згіне,
роднае ўваскрэсне
І супакоіць тым душу маю,
Што Беларусь —
адзіная мне песня,
І гэту песню я для вас пяю.
Я з вамі не развітваўся ніколі,
Не Богам быў і не чараўніком,
І застаюся вашым Анатолем,
І застаюся вашым спеваком!
Леонид ДРАНЬКО-МАЙСЮК
С началом учебного года регистрируется и рост заболеваемости респираторными инфекциями.
Как отмечают финансовые эксперты, рынок жилой недвижимости вышел на беспрецедентно высокие показатели по количеству сделок.
С режиссером «Киношников» — наш разговор о мечтах и их воплощении в реальность.
В академии последипломного образования прошел круглый стол.