Вы здесь

Учителю нужно опережать время и даже ускорять его


За время своего существования общественное объединение стало профессиональной площадкой для обсуждения самых актуальных вопросов образовательной практики на всех уровнях образования. На прошедшем в БГПУ отчетно-выборном съезде этого общественного объединения и торжествах был дан старт новому этапу его развития.


Приветственный адрес делегатам съезда по случаю юбилея прислала председатель Совета Республики Наталья КОЧАНОВА. «В течение пяти десятилетий деятельность объединения, охватывающего более тысячи ученых-педагогов, учителей, общественных деятелей, служит важной цели — развитию творческой инициативы педагогических работников, распространению передового опыта и совершенствованию мастерства, укреплению связи науки с практикой, повышению престижа профессии, — подчеркивается в поздравительном адресе. — Глубокой признательности по праву заслуживают все те, кто стоял у истоков объединения, своим талантом и усердным трудом способствуя повышению его авторитета и роли в развитии национальной системы образования, и все те, кто сейчас посвящает себя профессии, обогащая белорусскую педагогику инновационными подходами».

Одним из ветеранов Белорусского педагогического общества является заслуженный работник образования Республики Беларусь Анна ДОБРИНЕВСКАЯ, которая имеет за плечами около 60 лет профессионального стажа: она работала учителем, директором гимназии, педагогом-методистом высшей квалификационной категории В Академии последипломного образования, где курировала инновационную деятельность.

— Сегодня красивая дата. Что мы делали все эти годы? Чем жили? Мы общались, делились идеями, проблемами, книгами. Мы хотели идти вперед и вести за собой наших учеников и коллег. В 1990 — е годы в стране был открыт первый лицей — при БГУ, первые гимназии. Было очень тяжело, мы многое делали интуитивно, но всегда чувствовали поддержку со стороны Министерства образования и госструктур. С нами рядом возникли ученые — члены нашего педагогического общества. Это помогало учителям и вдохновляло. Когда я руководила педагогической гимназией, к нашим ученикам в классы приходили ректоры, это были беседы как между равными. Были времена, когда в нашем учреждении образования работало по три доктора наук, много кандидатов наук и аспирантов. Однажды в Минск прибыла очень представительная делегация из России, из Академии педагогических наук — сразу 12 академиков. Они контактировали с нашими учениками и учителями. И мы стремились стать лучшими.

Помню, как гимназический бум в системе образования сменился инновационным. Был случай, когда среди многочисленных заявок на реализацию инновационных проектов поступило 59 заявок на участие в проекте по организации мультипрофильного обучения в школе. А всего из учреждений образования поступило более тысячи заявок. И во все нужно было углубиться и поспособствовать их воплощению. Было тяжело, но очень интересно. Сегодня другое время, другие требования и другие сложности, — констатировала Анна Добриневская. — В лексикон вошли новые слова и понятия: «трансформация», «цифровизация», «компьютеризация», «виртуальные экскурсии», «искусственный интеллект», «дополненная реальность». Да, сегодня Новое время, новые скорости, но и новые возможности. Учителю нужно не просто соответствовать, но в чем-то и опережать время, и даже ускорять его. Мы не можем позволить себе отстать от наших учеников, которые уже родились в цифровом мире. Нам нужно учиться работать с огромными объемами информации, ведь сегодня не хватает времени, чтобы их обработать и использовать с пользой. Но на уроке по-прежнему все зависит от учителя. Я в школе с 1945 года. Живу ею, учусь для школы, работаю для школы и не могу остановиться, так как понимаю, насколько это серьезная, ответственная и уникальная профессия. Я посетила много школ в разных странах, была на уроках, контактировала с детьми и учителями и хочу сказать, что ни в одной самой крутой европейской школе не видела такой преданности своему делу и своим ученикам, как у нас.

К участникам и гостям торжественного мероприятия обратился министр образования Андрей Иванец. Глава ведомства подчеркнул, что юбилейное мероприятие имеет особое значение для всей педагогической общественности нашей страны: «Все эти годы мы прошли вместе. В каждом регионе нашей страны, области, городе, районе активно работали педагоги-ученые, учителя-практики, они поднимали важные проблемы развития современной педагогической науки, распространяли эффективный педагогический опыт... Но время не стоит на месте, образовательные потребности меняются, поэтому для развития нужно видеть перспективы, разработать Стратегию совершенствования Белорусского педагогического общества. Оно должно стать той организацией, которая объединит педагогов всех уровней образования».

Министр подчеркнул, что в стране достаточно успешно действует Ассоциация руководителей учреждений образования, эффективно работает Республиканский совет ректоров. Белорусское педагогическое общество должно выстроить систему работы из самых низов, создать своеобразную «педагогическую вертикаль» — от регионального до республиканского уровня.

«Главная задача — не просто обмениваться мнениями, а вырабатывать решения по наиболее важным, наиболее острым, дискуссионным вопросам развития системы образования, для того чтобы мы могли принимать действительно выверенные, взвешенные решения, которые будут перспективными в будущем. Тогда мы получим не просто образованное поколение, а поколение, воспитанное на наших духовно-нравственных ценностях. Я верю, что белорусское педагогическое общество достойно справится с возложенными на него задачами, сохраняя традиции полувековой работы и двигаясь к новым, перспективным целям на благо развития нашей страны», — добавил Андрей Иванец.

В ходе работы съезда был избран новый председатель Белорусского педагогического общества. Профессиональное объединение возглавил ректор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, доктор наук, профессор Александр ЖУК.

— Я убежден, что с учетом мировых образовательных тенденций и глобальных вызовов спектр задач общество нужно расширять и конкретизировать. Его деятельность должна быть направлена прежде всего на организацию эффективных профессиональных коммуникаций, нужно больше заботиться об выявлении и поддержке исследовательских и образовательных инициатив и новаторства в педагогической среде, — поделился новый председатель своим видением деятельности Белорусского педагогического общества. — Нужно усилить информационную работу, оперативно и содержательно информировать педагогов о современных мировых тенденциях в образовательной практике и новых подходах. Нужно активнее привлекать педагогов-практиков к экспертной деятельности. Члены нашего объединения должны давать профессиональную оценку предложенным концепциям и государственным программам. Еще одна важнейшая миссия – формирование имиджа педагога. Современный педагог-интеллигентный, высококультурный, он владеет современными технологиями, инновационно мыслит и осознает значимость своей профессии. Кому, как не нам, заботиться о том, кто придет в нашу профессию...

Александр Жук сообщил, что в текущем учебном году в стране действуют 756 педагогических классов, в которых обучатся 6700 старшеклассников. Благодаря профильным классам и группам на педагогические специальности поступают действительно мотивированные выпускники. Более того, первые выпускники педклассов уже закончили свое обучение в вузе и вернулись в школы в качестве педагогов...

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото БелТА

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.