Вы здесь

Дороги Беларуси оценят в звездах. ​Система помощи водителю, «искусственное зрение» и нулевые выбросы СО2


Независимый институт аудиторов дорожной безопасности будет создан в Беларуси. А все дороги страны, начиная с магистральных, рассмотрят по международной программе оценки дорог (IRAP). Это определенная система, которая определит как наиболее безопасные для движения пути, так и дороги, где над качеством еще предстоит работать. В ближайшее десятилетие в стране появится также и республиканская программа развития электротранспорта, которая сейчас проходит разнообразные согласования. Об этом, а также дальнейшем развитии путей и автомобилей рассказали специалисты.


56 погибших на миллион — показатель безопасности. Но можно меньше

Создание комфортных и безопасных автодорог — приоритет работы дорожной отрасли страны. В Беларуси реализуется Концепция обеспечения безопасности дорожного движения, и в этом направлении уже достигнуты высокие показатели. На дорогах погибло 56 человек на миллион жителей, хотя стремиться надо, конечно, к нулевой смертности, утверждают специалисты.

— В рамках проекта реконструкции дороги М-3 и мостов мы, например, работаем с консультантами, которые будут помогать нам разрабатывать стратегию безопасности дорожного движения. В сотрудничестве с Европейским банком реконструкции и развития продолжится реконструкция и остальных магистральных дорог на выезде из столицы, — рассказал Сергей ЛЕОНЧИК, начальник управления автомобильных дорог Главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций.

Безопасность на дорогах помогает повышать и система помощи водителю — ADAS — современные электронные устройства, которыми сейчас оснащаются все автомобили и автобусы. Часть таких систем уже имеет статус обязательных. В частности к АБС — антиблокировочной системе тормозов — с этого года добавилась как обязательная и система курсовой устойчивости авто. Для легкового транспорта она уже действовала, а теперь массово должна появиться и на грузовом, сообщил Павел Шабанов, главный конструктор по автомобильной технике Минского автомобильного завода холдинга «БелавтоМАЗ»:

— Факультативная у нас в стране, однако обязательная в Европе функция экстренного торможения также должна заработать. На авто устанавливается камера — такой элемент искусственного зрения, — которая распознает элементы дорожного покрытия, что позволяет авто двигаться без участия водителя, если установлен такой режим. А также видеть объекты, приближающиеся к машине: предметы и людей. Таким образом даже невнимательность водителя не станет причиной аварии.

Меры безопасности в использовании техники, производимой на Минском тракторном заводе (МТЗ), имеет специфический характер. Они касаются в основном опрокидывания и попадания в нее каких-то предметов во время работы и значительно меньше связаны со скоростью, так как в транспортном режиме она не превышает 40 км/ч, а в рабочем — 12 км/ч. Есть и коммунальная для содержания дорог — уборки и обкашивания, и строительная — для создания тех же дорог и мостов.

Транспорт на газу — актуальное направление развития прежде всего для России. Однако МАЗ как основной экспортер автотехники стране-соседке имеет серьезные разработки и определенные поставки техники на газомоторном топливе — причем как на сжатом, так и на сжиженном метане, и рассчитывает, что отечественная техника также сможет поучаствовать в программе, которая реализовывается в России и имеет целью глобальную газификацию большей части транспорта.

Применяется сжиженный газ и в белорусских тракторах, однако из-за удаленности от мест заправки это явление существует пока только в рамках эксперимента.

— Мощностные показатели этой техники сегодня в зависимости от необходимых объемов работ составляют от 30 лошадиных сил для местных технологических дорог до 130-150 — для больших магистралей, — рассказал Алексей ЛЮБЧЕВСКИЙ, заместитель директора филиала ОАО «МТЗ» «Торгового дома BELARUS». — Это скорее энергетическое средство, которое в определенное время и в определенном месте может дать необходимое количество энергии: гидравлической, механической или электрической. При этом мы тесно сотрудничаем с дорожными службами и предлагаем базовые шасси для навешивания на них специального оборудования, которое не выпускается на МТЗ. А также готовы к созданию техники по заказу, включая и в рамках импортозамещения.

Электрокары: МАЗ-303, 12-тонник и «Геометрия А»

Экология — тоже один из моментов безопасности. Надо снижать выбросы СО2 в атмосферу от авто. В стране уже действует экостандарт Евро 5 для автотранспорта. Однако не за горами и время, когда мы двинемся к уменьшению выбросов вплоть до нуля, заметил главный конструктор МАЗа:

— Это техника на электроприводе, которая не имеет систем, связанных с двигателем внутреннего сгорания. Такие виды транспорта будут в ближайшее время распространяться и у нас. Моду на это задали страны, где экоситуация была критическая: Китай и Индия. После начала государственной программы развития транспорта и его замены на экологический за десять с лишним лет там достигли ошеломляющих результатов. Последние три года Китай производит по 90-100 тысяч одних только электробусов. А в крупных китайских городах курсирует по 10-15 тысяч электробусов. Для сравнения, в Москве сейчас 500 электробусов. И тенденции к развитию электротранспорта сохраняются.

В Беларуси «Белкоммунмаш» уже несколько лет также производит электробусы, которые питаются от троллейбусной сети и курсируют по маршрутам столицы. А МАЗ испытывает два созданных в прошлом году прототипа техники на электроприводе. Это городской 12-метровый электробус МАЗ-303 и развозной автомобиль до 12 тонн.

— Это довольно новая вещь. И если говорить о безопасности, нельзя не сказать, что существование электропривода подразумевает наличие высокого напряжения (около 600 вольт) на борту транспорта. Соответственно, в серийном производстве мы обязаны представить всесторонне испытанную технику, безопасную для пассажиров, — уточнил Павел Шабанов.

На предприятии «Белджи» в свою очередь тестируется электрокар «Джили Геометрия А» (Geely Geometry A). Специалисты говорят, что этот седан уже показал свои характеристики. В зависимости от используемого на машине аккумулятора авто проходит свои заявленные 400 и 500 километров. Сейчас его планируют тестировать в зимних условиях, а также рассматривать, как обеспечить его эксплуатацию в Беларуси и следить за готовностью электростанций для обслуживания электрокаров.

Кроме того, в этом году на предприятии «Белджи» освоен полный технологический цикл изготовления авто «Джили Кулрей» (Geely Coolray), который уже полюбился российскому и белорусскому потребителям. На улицах этой модели будет становиться все больше, заверил Виталий БЫЛИЦКИЙ, главный технолог «Белджи»:

— Мы передали нашим дилерам опытную партию двух новых моделей. «Джили Тугела» (Geely Tugella) — премиальный кроссовер, который сегодня обладает максимальными опциями работы по безопасности и комфорту. А также более бюджетный вариант: хэчбек «Джили ЖС» (Geely GS).

Над экологической безопасностью работают и на МТЗ. При этом для техники, производимой здесь, применяются более жесткие стандарты, чем для обычных авто. Это объясняется тем, что продукция завода занята в основном в сельском хозяйстве — на полях (а это продукты питания), или его техника работает в местности, где еще ничего не создано (а это природа, и воздействие на природу должно быть минимизировано).

— На наших двигателях мы активно используем и электронные системы управления впрыскиванием топлива, что рационально и со стороны экономики, и экологической безопасности. А также сложная система каталитических нейтрализаторов, катализаторов, которые сводят к минимально возможным сегодня показателям выбросы СО2 и оксидов азота, — поделился представитель МТЗ. — Что касается альтернативных видов топлива, у нашей техники также имеется специфика. Мы делаем электрификацию тракторов с помощью не тяговых батарей, а дизель-генераторных установок. Они показывают, с одной стороны, более экологические классы, а с другой — более экономичное применение нашей техники.

Дороги Минщины

Местная сеть автодорог столичной области — это около 16 тысяч километров, над которыми работают 25 филиалов. В хозяйстве «Минскоблдорстроя» также 35 карьеров. А из-за нехватки финансирования организации почти половину работ приходится выполнять для побочных заказчиков. При этом дороги Минщины постепенно меняют щебеночно-гравийное покрытие на асфальто- или цементно-бетонное. За девять месяцев этого года так «переоделось» уже 45,3 километра дорог (в прошлом году за это же время покрытие изменили 27,7 километра), поделился Сергей Макаревич, заместитель главного инженера КУП «Минскоблдорстрой»:

— Все теплоисточники и потребители у нас получили паспорта готовности к зиме. Заготовлено около 60 % смесей галитовых отходов. Пескоструйная, очистительная и снегоуборочная техника готовы почти на 100 %. Заготовлено 51,5 тысячи тонн песчано-солевой смеси и 21,9 тысячи тонн чистого галита.

Ожидается, что в ближайшую пятилетку финансирование столичных дорог увеличат на 15-20 %.

Ирина СИДАРОК

Фото автора

Выбор редакции