Вы здесь

Маленькие белорусские супрематисты из Смиловичей удивляют мир


Супрематизм для детей — насколько это доступно? Здесь и взрослый не каждый поймет принцип «освобождения красок» и восприятия вселенной в простых формах. Иногда трудно даже знающего человека убедить, что «Черный квадрат» Казимира Малевича, основателя супрематизма, не просто неряшливо закрашенное полотно, а манифест, сменивший все искусство.


С другой стороны, именно дети наиболее лишены стереотипов и способны к креативу. В частности, в арт-центре «Улей», который действует в Центре творчества детей и молодежи Хаима Сутина в городском поселке Смиловичи, этому креативу есть где развиться. В год, когда весь мир отмечает 100-летие общины «Утвердители нового искусства» («УНОВИС»), созданной Казимиром Малевичем в Витебске, дети подготовили впечатляющий проект «На100ящий УНОВИС». Первая попытка на Беларуси освоения супрематизма юными художниками. Это и выставка рисунков, и макеты архитектурных форм, и расписанный сервиз для чая... А главное — коллекция фантазийной одежды в супрематическом стиле, к которой поставлен танцевальный номер, снят видеоролик... Недавно этот проект победил на международном конкурсе «Перекрестки. Минск». По этому поводу в Смиловичах состоялось мероприятие — поздравить юных победителей приехали представители Национального художественного музея Беларуси, литературного музея Максима Богдановича, творческого и общественного сообщества. Конечно, самым интересным было посмотреть демонстрацию костюмов — настоящий спектакль. Персонажей всего семь: дети вообразили, как выглядят супрематичные художник, композитор, модельер, танцовщица, парикмахер, дизайнер... Фантазия витала. Отсылки к японскому театру Кабуки и готическому костюму Чумного доктора, сумочка в виде швейной машинки и материализованные ноты на ниточках... Особое умиление вызвал костюм градостроителя — в виде черного квадрата, который танцевал и создавал невероятную атмосферу. Костюмы были сделаны самими детьми, конечно, с помощью педагогов. Пришлось усвоить ручную роспись и шитье, аппликацию и пэчворк... Материалы также разнообразны: картон и атлас, натуральная кожа и полиэтиленовая пленка... Что же, основной принцип «УНОВИСа» — коллективное творчество при сохранении абсолютно индивидуальных поисков и проектов. Поэтому поздравляли не только детей, но и педагогов, а сегодня в центре много молодых учителей.

— Четыре года существует арт-центр «Улей», созданный на базе художественной школы, — отметил общественный деятель, дипломат, писатель Владимир Счастный. — Главное — что здесь учат не только рисовать, но и представлять себя в искусстве, знакомят с его различными течениями, чтобы среди них каждый мог найти свою.

— Сама идея была немного странная — супрематизм и дети, — рассуждала ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Надежда Усова, которая поддерживала необычный проект. — Супрематизм чувствуют не все взрослые художники, расценивая как некую странность. А здесь — дети... Как до них донести, что такое этот стиль? Но благодаря молодым педагогам арт-центра и благодаря энтузиазму детей, мы увидели что-то очень стильное и дерзкое. Впрочем, однажды я сказала, что супрематические выставки должны быть хулиганские. И на сегодняшней выставке творческая хулиганство, дерзость чувствуется. Это единственная выставка детского супрематизма в Беларуси. Смиловичский арт-центр «Улей» стал брендом, и я уверена, что с этим проектом участники еще будут много путешествовать и завоевывать награды.

Национальный художественный музей специально для того, чтобы мог осуществиться проект, организовал для учащихся арт-центра посещение экспозиции одного из художников сообщества «УНОВИС» Лазаря Хейдекеля, мастер-класс по росписи фарфоровой посуды от сотрудника НХМ Аллы Василевской, а архитектор Андрей Беляев провел лекцию по супрематической архитектуре и дал для выставки в Смиловичах созданный им супрематический стол. В упомянутой мебели невероятная форма, много ящиков и поверхностей, а также цветов. Именно на нем расставлен расписанный детьми чайный сервиз. Поэтому архитектор Галина Левина привезла на мероприятие специально подготовленный ей «supremateе» — набор чая. Конечно, такой чай стоит пить только из специальной чашки! А поскольку Андрей Беляев пообещал к своему столу сделать еще и супрематические табуреты, на новогодние праздники в музее, возможно, пройдет «супрематическое чаепитие».

Интересно, как кто воспринимает изображения детского супрематизма? Разумеется, мнения будут неоднозначны, и кое-кто возмутится — зачем? Не лучше ли, чтобы дети перенимали только образцы классического реалистичного искусства? Но лучше на обвинения отвечает цитата Казимира Малевича, которую использовали юные художники в одной из работ: «В точке нечего увидеть, кроме точки. Поэтому появляется в супрематизме точка в виде квадрата или круга, вызывающая сильнейшее возмущение всего общества. Но в конце концов придут к точке — к себе».

Во время мероприятия прозвучала еще одна приятная новость: учащиеся арт-центра «Улей» стали победителями еще одного творческого международного конкурса «Восточные сказки глазами детей», на этот раз в Эстонии. Получили девять дипломов первой, второй и третьей степеней.

Людмила РУБЛЕВСКАЯ

Фото автора

Название в газете: Танец Чорнага квадрата

Выбор редакции

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.