Вы здесь

Кто может рассчитывать на помощь Красного Креста во время COVID-19


Пандемия коронавируса, начавшаяся прошлой весной, стала испытанием для нашего общества, в том числе — на способность к сопереживанию, отзывчивости и помощи другим. Белорусское общество Красного Креста было, пожалуй, самой активной организацией, которая объединила неравнодушных — организации и людей, готовых поддержать тех, кто в этом особо нуждается.

Более 1,8 тысячи волонтеров по всей стране, 52 тысячи услуг по доставке продуктов и рецептов и несколько десятков тысяч благодарных пожилых людей — это тот результат, которого удалось достичь. Во время второй волны COVID-19 основным направлением деятельности Белорусского Красного Креста останется поддержка в первую очередь пожилых людей. Кроме того, помощь, в том числе и денежную, смогут получить те, кто столкнулся с финансовыми проблемами, — многодетные и неполные семьи, люди без определенного места жительства и те, кто вышел из мест лишения свободы.


Более 1,8 тысячи волонтеров и 52 тысячи доставок

— Во время первой волны коронавирусной инфекции мы определили приоритетные направления, по которым была переформатирована наша работа. Первый из них — обеспечение устойчивой работы нашей медико-социальной службы «Помощь», — рассказывает специалист по обучению Белорусского Общества Красного Креста Елена Русинович. — Под опекой 147 медицинских сестер и 17 младших сестер милосердия находится около 1,5 тысячи подопечных. Это пожилые люди, которые постоянно дома, они нуждаются в постоянном квалифицированном уходе. Поэтому важно было сохранить здоровье медсестер. Были закуплены средства индивидуальной охраны — как для персонала, так и для подопечных. Приходилось много объяснять пожилым людям, что теперь к ним не будут приходить пожилые волонтеры, как это было раньше. Вместо этого они звонили нашим подопечным и таким образом оказывали психосоциальную поддержку. Это было очень значимо для людей, которые остаются одни.

Кстати, пандемия стала вызовом и для самих пожилых волонтеров, которых немало в рядах Красного Креста. Как оставаться волонтером, находясь дома? Они находили выход — записывали мини-ролики о физической активности, звонили не только подопечным, но и своим пожилым соседям и знакомым, делились информацией и убеждали в необходимости побыть дома.

Еще одно востребованное направление деятельности, объединившее десятки тысяч людей этой весной — оказание социальной поддержки одиноким пожилым людям, которые из-за пандемии вынуждены были оставаться дома. Им доставляли продукты и товары первой необходимости, рецепты из поликлиник. Такая услуга оказана более 52 тысяч раз! Пик доставок пришелся на апрель-май. И если сначала больше заявок поступало в Красный Крест через территориальные центры социального обслуживания, то в скором времени люди стали звонить напрямую. Координаторы распределяли заявки таким образом, чтобы все они выполнялись в тот же день.

— У пожилых людей были самые разные пожелания, и это не только приобретение продуктов. Если пожилой человек просил погулять с его собакой или купить корм, которого нет в соседнем магазине, разумеется, наши волонтеры не могли отказать, — делится Елена Русинович.

Во время пандемии Красный Крест столкнулся с неожиданным вызовом: требовалось большое количество волонтеров — гораздо больше, чем работало здесь обычно. В короткий срок было рекрутировано более 1800 человек.

— Мы создали базу, где все желающие могли зарегистрироваться. А координатор в регионе связывался с ними, проводил инструктаж. Все обучение проходило в онлайн-режиме. Всего однажды нужно было прийти в офис, чтобы получить специальную жилетку, бейдж и средства индивидуальной охраны — перчатки, маски и антисептик, — рассказывает Елена Русинович.

Примечательно, что все волонтеры Красного Креста были застрахованы от несчастных случаев, а также заболевания коронавирусной инфекцией.

— Многие из тех «спонтанных» волонтеров, которые присоединились к нам в марте-апреле, стали постоянными. Они готовы поддерживать Красный Крест по другим направлениям, — говорит собеседница. — Мы наблюдали большую активность, особенно наших молодых людей. Водители были готовы или приобрести продукты и отвезти, или подвезти волонтера с тяжелым пакетом. Откликались службы такси и делились промо-кодами для бесплатных поездок. Каждый помогал по мере возможности — кто-то работал раз в неделю, кто-то — каждый день. Самая большая востребованность услуг доставки, конечно, была в Минске. В день поступало до 200 заявок. Но ни одна услуга не переходила на следующий день. Волонтерили даже семьями. А некоторые волонтеры познакомились, работая у нас на доставке, и решили создать семью.

«Добрый телефон» не смолкает

Для информирования и психосоциальной поддержки опять-таки прежде всего пожилых людей была организована линия «Добрый телефон» (201 — номер для мобильного телефона, 122 — для городского). На нее с начала апреля позвонило более 1,2 тысячи человек.

— Это волонтерская линия, и тот, кто обращается, мог получить всю информацию об услугах, записаться на доставку. Но главная ее функция — психосоциальная поддержка. Ведь многие люди, которые находятся в изоляции, тяжело это переносят, — говорит начальник отдела по реагированию на чрезвычайные ситуации и розыску Белорусского Общества Красного Креста Виталий Тарашкевич. — Волонтеры и сами звонили пожилым людям, рассказывали о важности самоизоляции, дистанцирования, непосещения мест массового скопления. Иногда пожилые люди боятся нагрузить других какой-то проблемой, к некоторым мы даже выезжали домой, помогали решать бытовые вопросы.

Несмотря на относительное затишье летом, «Добрый телефон» продолжал работать и действует сейчас. Ежедневно здесь принимают три-четыре десятка звонков. Волонтер Ольга Бладыко в перерыве между телефонными звонками рассказывает, что пришла в Красный Крест пару месяцев назад, до этого также работала волонтером в Центре развития эффективной коммуникации «Живая библиотека». Девушка учится на психолога на четвертом курсе факультета философии и социальных наук БГУ и уверена, что волонтерский опыт пригодится в профессии.

Обычным волонтером пришла в Красный Крест в апреле и психолог Валентина Ракецкая. Сегодня она — специалист по психосоциальной подготовке Белорусского Общества Красного Креста и координирует работу волонтеров на «Добром телефоне».

— Мне была очень интересна работа на инфолинии, поэтому я и пришла волонтером, — говорит девушка. — Каждая история, где нам удалось помочь, по-своему трогательна. У нас есть наша бабушка Надежда, для которой инфолиния стала чем-то родным. Она живет одна, полностью потеряла зрение. Бабушка звонит нам очень часто, познакомилась со всеми волонтерами, она не потеряла интереса к жизни, обсуждаем с ней все события. Для пожилых людей очень важна такая поддержка — когда начинаешь разговаривать и расспрашивать человека, некоторые из них от такого внимания к себе даже начинают плакать.

Поддержка многодетных и неполных семей и не только

— Если изначально мы предполагали, что обращаться к нам будут только пожилые люди, то ошибались — нам начали звонить те, кто заболел или стал контактом первого уровня и находился на самоизоляции, — продолжает Елена Русинович. — Многие из них — молодые. Несмотря на достаток, социальную активность, им пришлось сидеть дома. Мы никому не отказывали в самых разных ситуациях.

Сервисы Красного Креста, работавшие во время первой волны COVID-19, останутся доступны и сейчас. Но помощь будет расширена.

— Мы проанализировали нашу работу и обращения в Красный Крест и понимаем, что, кроме болезни, люди столкнулись и с экономическими последствиями. Все страны-соседки были закрыты, некоторые, кто там работал, потеряли работу и должны были вернуться домой. Поэтому мы обратим внимание на такую категорию, как многодетные и неполные семьи, где потеря единственного источника дохода — большая проблема. Еще одна уязвимая категория — люди с инвалидностью, имеющие большие расходы на лекарства. Совместно с Международной федерацией Красного Креста и Красного Полумесяца мы разработали проект по оказанию финансовой поддержки указанным категориям граждан. Это будет ваучер на сумму 50 франков (около 140 рублей. — «Зв.»). Скоро программа начнет реализовываться, — отмечает Виталий Тарашкевич.

Предполагается, что пока такая поддержка будет единовременной. Сведения о людях, нуждающихся в помощи, сотрудники Красного Креста получают из госорганов. Также можно и самостоятельно обратиться в организацию, написав заявление и добавив соответствующие документы.

— Проанализировав ситуацию в мире, мы поняли, что во время изоляции наиболее уязвимыми становятся люди без определенного места жительства. Сейчас они сосредоточены в центрах временного пребывания. У нас имеется два своих центра — в Гродно и Гомеле, где эти люди получают помощь. И мы приняли решение поддержать их продуктовыми и гигиеническими наборами, — добавляет собеседник.

Поддержка будет оказана и людям, освободившимся из мест лишения свободы.

— Они часто не имеют близких и средств к существованию, испытывают сложности с трудоустройством. Мы провели встречи с Департаментом исполнения наказаний и надзорными органами и определились с теми, кто может получить нашу помощь. Это также продуктовые и гигиенические наборы. Продуктовый рассчитан на то, чтобы поддержать человека в течение месяца. В отдельных случаях эти люди могут рассчитывать и на денежный ваучер. Он позволяет приобрести любые вещи из ассортимента в одной из торговых сетей.

Елена КРАВЕЦ

Название в газете: Аб'яднанне нераўнадушных

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.