Вы здесь

Как живут последние жители деревни Манцы Пружанского района


И везет же мне последнее время на орденоносцев! Как ни заеду в маленькую деревушку, остающуюся на карте жилых населенных пунктов из-за двух или трех постоянных жителей, то будущий герой тут же приносит из шкафа заветную коробочку с наградами. Смотри, мол, какой работник я был, как отличился в своем колхозе, районе! Вот и на этот раз только пожаловали к Ольге Максимовне Грицук, а она достает из коробки орден «Знак Почета» и другие награды, а потом шокирует заявлением: «Ой, как я работала когда-то, и сейчас, кажется, пошла бы на работу, но уже не берут».


Дочь своего отца

Этой женщине ни за что не дашь ее 88 лет: энергичная, подвижная, трудолюбивая, улыбчивая. Утром села на велосипед и поехала в Шерешево по делам. Зять ей не раз предлагал подъехать на машине и отвезти на воскресную службу в храм, она отказывается: «Разве зимой, как заметет. А теперь я сама доберусь, там и поговорить со знакомыми надо потом, в магазин зайти, чтобы не спеша».

Ольга Грицук показывает нам свое красивое подворье. В последнее время увлеклась разведением вергинь, они, разных цветов и разных сортов, сейчас радуют глаз дружным цветением. Ее знакомые жалуются, что у них не растут цветы, а у нее так аж буйствуют. Хозяйка делится секретом: и у нее не очень росли на одном месте, так она весной посадила их на втором участке, там земля оказалась более пригодна для этих цветов, они разрослись. А у нее все так — когда берется, то делает как лучше. Говорит, Раньше, когда свиней держала, те росли самыми большими в округе. Ну и на работе такая же увишная была, не всем, разумеется, ордена в колхозе давали.

Выросла Ольга в соседних Пациничах. Помнит, как в войну в лесу сидели с бабушкой. Ведь леса кругом, болота. Партизаны были, поэтому немцы с населением не церемонились. Вот люди и боялись. Ну а после войны стали организовывать колхозы. «Отец пошел на собрание, долго не было, — рассказывает Ольга Максимовна. — А когда вернулся домой, сказал, что собрание проходило тяжело, люди не хотели записываться, тогда он подошел и записался первый. Мать, конечно, в слезы. Никто же не знал, как это будет в колхозе. Но ничего, привыкли».

Старейшина семьи

В конце 50-х Ольга вышла замуж и переехала к мужу в Манцы. Тогда дом был меньше, а жили в нем девять человек. Ведь семья старшего сына хозяев также переселилась к родителям, у них сгорел дом от удара молнии. Но постепенно старший брат отстроился, а они с мужем стали благоустраивать этот дом, достроили помещение для кухни, веранду. «Древесина у нас пущанская, на века рассчитанная, раньше не на одно поколение дом ставили», — рассуждает хозяйка. Вот здесь они прожили с хозяином полвека, двух дочерей вырастили. Сейчас уже шесть лет живет одна. Но бабушка богатая — имеет пять внуков, 12 правнуков, Они не забывают. Старший правнук в аграрно-техническом университете учится, вскоре 21 год. «Спрашиваю, скоро ли ты, Денис, жениться будешь? Я же не из любопытства, мне знать надо, чтобы денег собрать на свадьбу», — смеется Ольга Максимовна. А он мне: «Не торопись, бабушка, надо учебу закончить». У правнука на свадьбе погулять — почетная миссия, не каждому удается». За семью свою мать и бабушка семейства спокойная, все выросли достойными людьми, работают, учатся. Только о здоровье старшей дочери беспокоится, ведь стало оно подводить.

Стакан молока в «Парижской коммуне»

Но снова возвращаемся к ее высоким наградам. Бывшая колхозница рассказывает, за что получила орден. Работала раньше и звеньевой в полеводстве. Лен сушили дома, приносила его с пылью, грязью и забрасывала на печь. Потом терли его руками. «Сколько льна перетерли, до сей поры руки помнят». А еще ездила по домам и собирала пепел у людей. Для льна это хорошее удобрение. Поэтому лошадь запрягала и ездила от дома к дому. Вот так выращивали тот лен. А свеклы как звеньевая брала себе гектар, другим женщинам выделяли по половине гектара. Надо было два раза ополоть, а потом вырвать, погрузить в машину.

— Когда освободилось место на ферме, пошла дояркой, — продолжает рассказ бывшая колхозница. — Тогда не так работали, как сейчас, надо было корма разгрузить, коровам раздать, носили тот тяжелый силос в таких, как мы называли, колясках. А у меня сестра рядом работала, она хромая была. Так ее коровам я тоже корма натягивала. Бывало, муж приходил, помогал, но ему не всегда приходилось, своей работы на пилораме хватало.

Вспомнила бывшая работница колхоза «Парижская коммуна» интересный случай с проверкой качества работы. Было это, когда только-только стали переходить с ручной дойки на механическую. После того как выдаивали корову аппаратом, старательная доярка остатки выдаивала руками, а другая и так оставляла. Так вот однажды на ферму пожаловала комиссия — аккурат после вечерней дойки. Пожелали проверить, хорошо ли подоены коровы. Ольга Грицук предложила им стакан в качестве посуды. Они взяли сосуд с недоверием, только из ее 12 коров те инспекторы не надоили и стакана. А в группах некоторых других доярок получили почти по ведру молока. Вот тогда, наверное, к ней и стали присматриваться как к потенциальному передовику. В итоге в 1986 году доярку наградили орденом «Знак Почета».

Дуб от прадеда

Сейчас Ольга Максимовна ухаживает за огородом, своим нехитрым хозяйством. Есть несколько курочек и кошка с котятами. Говорит, что на газовой плите почти не готовит, только подогревает. Разжигает каждый день плиту возле печи: во-первых, для тепла в доме, а во-вторых, там и приготовится вкусней. Газету выписывает, телевизор смотрит, чтобы знать, что в мире делается. Из постоянных жителей в деревне осталось две женщины — она и Валентина Манцевич. На радость пенсионеркам облюбовали этот уголок и дачники. Ближайший сосед Ольги Грицук — Борис Габец. Борис Василевич работает в Шерешевском лесничестве национального парка, здесь купил хату, рядом возвел дачный дом. Он же старается поддерживать порядок в деревне, например установил крест. И теперь крест рядом со старыми деревьями, образующими арку, оживляет этот въезд. А деревья здесь особенные. По всей деревне растут вековые дубы. Кстати, Борис Габец признался, что его и заманили эти дубы как символ какой-то первозданности, постоянства.

Во дворе Ольги Грицук тоже растет дуб, которому лет двести. По семейному преданию, его посадил прадед мужа. Ну а нынешняя хозяйка не так давно задумала спилить дерево, ведь оно представляет определенную угрозу для дома. Уже и специалисты было приехали. Но все стали отговаривать Ольгу Максимовну, и прежде всего ее новый сосед. Тогда сошлись на том, что срезали одну ветвь. Ну и мы с председателем сельского совета Светланой Омельянец поддержали мнение защитников дерева. Видно, что и хозяйка колеблется: «Ну то пусть постоит, погребу еще эти желуди». Их каждый день под ноги падает столько — образуется почти что желудевый ковер, на котором можно поехать и поскользнуться, поэтому каждый день их нужно сгребать. Но старый дуб того стоит...

Светлана Амельянец сказала, что для нее эта деревня особенная. Если плохое настроение, когда на работе проблемы, когда тяжело на душе, старается приехать сюда, поговорить с жильцами, походить здесь. Даже получаса бывает достаточно, чтобы вернуть душевное спокойствие. «Здесь тишина особая, как сейчас говорят, энергетика положительная, может, эти вековые дубы ее поддерживают, может, что другое, — говорит Светлана Анатольевна. — И видно, не только я это заметила. Вот и из Бреста недавно человек купил старый дом, будет обустраивать. А Брест же не близко. Хорошо, хоть дачники не дают погаснуть жизни в Манцах».

Светлана ЯСКЕВИЧ

Название в газете: Колеры кастрычнiцкiх вяргiнь

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».