Вы здесь

Сходить на «Куфар» и остаться без денег. На популярном сайте можно встретить мошенника, замаскированного под покупателя


«Цифровые мошенники», снимающие деньги с чужих банковских карт, обычно маскируются под интернет-ресурсы, заслуживающие доверия. Летом  и осенью этого года они выдавали себя за «Куфар». Этот популярный и любимый многими сервис бесплатных частных объявлений привлек внимание интернет-мошенников тем, что широко известен и пользуется доверием.


Две читательницы почти одновременно рассказали «Звязде» о том, как лишились (едва ли не лишились) своих денег, продавая вещи на «Куфаре».

История Марьяны

— Площадка «Куфар» — такая безобидная, такая полезная. Так думает, наверное, почти каждый пользователь. Так подумала и я. Решив разгрузить кладовую от вещей, из которых вырос ребенок, я сфотографировала детскую мебель (стол и стул), установила программу на мобильный телефон, зарегистрировалась, успешно все разместила и стала ждать покупателей, — рассказывает Марьяна.

Объявление девушка разместила примерно в 17:30, а уже в 18:40 стала жертвой мошенников.

— В объявлении был указан мой мобильный, к которому привязан «Вайбер». Через 20 минут после размещения объявления в нем пришло два сообщения практически одновременно. От Марии — с милым котиком на аватарке, и от Елены Звягинцевой. Обе хотели купить комплект мебели.

Общаться Марьяна решила с Марией, так как та прислала сообщение на несколько секунд раньше Елены. «Покупательница» проявила заинтересованность, уточнила, из какого материала сделана мебель, сказала, что царапины не важны, так как мебель не новая. Спросила, не спешит ли Марьяна с продажей, потому что заехать забрать мебель она сможет только в выходные.

— Я написала, что не спешу, но параллельно еще одна девушка заинтересовалась детской мебелью. На это от Марии пришло сообщение: «Не продавайте пока, пожалуйста. Посоветуюсь с мужем». В это же время вторая «покупательница» (Елена) уточняет: «Ну что? Продали?».

Вскоре, объясняет Марьяна, от первой «покупательницы», Марии, приходит сообщение: «Мы оплатили, чтобы вы не сомневались. Мы приедем».

— Я, естественно, не понимаю, кому оплатили, куда? Задаю вопрос. Мария присылает ссылку. Я, все еще не понимая, прохожу по ссылке... а там страница «Куфара», почти как настоящая. Почти. Но это я поняла, когда было уже поздно...

Параллельно пришло СМС-сообщение: «Ваш товар “Детская мебель” оплачен, 70 BYN».

— Признаюсь, какие-то мысли о том, что здесь что-то не так, у меня были. Но я потеряла бдительность и начала вводить все, что от меня требовалось. А нужно было ввести данные карточки, как при обычном переводе через интернет-банкинг. Запросили CVC-код. И его я ввела. Я вводила его при покупке товаров на «Алиэкспресс» и никогда не было проблем.

Перейдя дальше, Марьяна увидела следующее: «Зачисление средств. Для получения средств на ваш номер отправлено SMS с кодом подтверждения». Пришел код подтверждения, и девушка его ввела. Потом был запрос: введите остаток на карте для перевода денег.

— И вот тут бы включить наконец ум! — говорит Марианна. — Но... остаток был введен, и через несколько секунд этот самый остаток — все деньги с карточки — перекочевали на чей-то счет. Да, я сама виновата. Пусть мой печальный опыт станет для кого-то уроком! Ведь у кого-то остаток на карте может быть в разы больше моего. Как сказали в колл-центре банка, за последние пару недель таких случаев — огромное количество. Я поняла, что люди не знают мошеннических схем и ошибаются так же, как и я. Деньги уходят на зарубежные счета. Вернуть их невозможно.

Марьяна уверена, что в ее истории был не один, а два мошенника (мошенницы), которые действовали сообща, чтобы создать ажиотаж, спрос на товар.

— На следующий день «Елена» в «Вайбере» стала просто номером иностранного государства. Также, уже размышляя над этой историей, я заметила, что по ссылке, которую сбросила мне «Мария», после слова kufar были буквы «vc». Но такого не может быть! Только «by»! Адрес мошеннического сайта может незначительно отличаться от действительного (например, kufar.cc или kufar.store), а дизайн будет очень похож на настоящий.

История Екатерины

Екатерина выставила на продажу детский самокат. Сын подрос, и ему приобрели новый, а прежний, маленький, был еще полностью в рабочем состоянии. На «Куфаре» вообще значительная часть продавцов и покупателей — это мамы. Здесь они продают или обменивают детские вещи, а иногда и просто дарят то, из чего вырос их ребенок, для женщин с маленькими детками — исключительно полезный ресурс. Екатерина, мама троих детей, продавала и покупала на «Куфаре» вещи уже много раз. Как обычно, она разместила объявление, на этот раз о продаже самоката, и минут через 20 получила сообщение от некой Анжелы. Та интересовалась состоянием самоката, и вскоре общение с сайта «Куфара» перешло в «Вайбер». Это не насторожило Екатерину.

— У мам всегда много дел, и то, что со мной может переписываться мошенница, мне просто не пришло в голову, — говорит Екатерина. — Хотя, конечно, я слышала про интернет-мошенников и махинации с банковскими карточками. Но почему-то всегда казалось, что меня это не коснется.

О продаже договорились быстро, Анжела написала, что цену ее устраивает, но сама она из Бреста и приехать за товаром не может. Предложила воспользоваться службой доставки.

— Я ответила, что раньше доставкой не пользовалась, и «покупательница» охотно объяснила мне: она оплачивает товар, после чего отправляет мне ссылку. Я авторизуюсь, получаю деньги и после этого отправляю ей товар через курьера, — рассказала читательница. — Все вроде бы ясно, но я решила созвониться с покупательницей. Раньше мы с мамами, которые продавали мне или покупали у меня вещи, всегда разговаривали по «Вайберу», а не только переписывались. Но «Анжела» не ответила на звонок в «Вайбере». Не то чтобы это меня насторожило, но показалось странным, ведь мы только что с ней переписывались.

Читательница перешла по ссылке. Название сайта она не запомнила, но его дизайн был такой же, как дизайн «Куфара». Заполнила все, что требовалось, — фамилия, имя и отчество, адрес и данные банковской карточки, в том числе CVC-код (который при переводе денег на карточку вообще не требуется!).

— Но я внесла данные карточки с прошлого места работы (ее срок годности еще не закончился), на которой у меня почти не было средств — оставалось копеек 20. Не знаю, почему я не вписала данные своей зарплатной карточки. В последний момент передумала — и, как я сейчас понимаю, это было очень правильным решением.

После этого «Анжела» исчезла и на сообщения больше не отвечала.

В чем суть мошенничества?

Очевидно, что цель, к которой стремятся мошенники, — заставить владельца банковской карточки передать им данные о ней. Схема, обкатанная жуликами давно — на многих ресурсах, где что-то продают и покупают. «Покупатель» выходит на связь в одном из мессенджеров, расспрашивает о товаре и завоевывает доверие будущей жертвы. Как правило, представляется мошенник женским именем — известно, что им доверяют больше. «Покупатель» выражает желание купить ваш товар по предоплате и высылает ссылку на фейковую страницу, где продавец должен ввести данные своей банковской карты — как будто чтобы получить деньги. Как только данные введены, мошенник получает доступ к счету продавца.

Еще один вариант того же «развода»: когда все детали купли-продажи оговорены и договоренность о продаже достигнута, выясняется, что мнимая  «покупательница» живет далеко от вас. Здесь и упоминается «служба доставки». Вам предлагается перейти на поддельный сайт, дизайн которого маскируется под сайт, где вы разместили объявление о продаже. В URL подставного сайта есть название этого ресурса плюс несколько «лишних» символов и букв. Перейдя по ссылке, вы заполняете «табличку»: фамилия, имя, данные банковской карты — «А иначе как же вам переведут на нее деньги?». И тем самым даете мошеннику ключ к вашим денежным средствам, находящимся на карточке.

Столкнуться с подобным обманом можно не только на «Куфаре» — почвой для мошенничества могут стать интернет-площадки любых известных брендов, которым доверяют потребители и которые охотно посещают пользователи.

Разработчики платформы «Куфар» выявили и другие мошеннические схемы, цель которых — перевести деньги с карточек доверчивого покупателя на собственные счета.

Например, преступник «выставляет на продажу» товар по очень низкой цене. Если покупатель пишет ему, он переносит отношения в мессенджер. И уговаривает на предоплату или доставку. Чтобы развеять сомнения, говорит о новой услуге холдирования средств, которая появилась на «Куфаре»: если доставки не будет, «Куфар» автоматически вернет средства на карту. И высылает ссылку на поддельную страницу, как две капли воды похожую на страницу «Куфар Доставки». Далее все происходит по известному сценарию: пользователь вводит данные своей карточки, и с нее списываются все средства.

Собственно говоря, о мошеннических схемах с банковскими карточками и о том, как от них уберечься, СМИ в последнее время писали достаточно часто. Но такова уж человеческая психология: мы не обращаем внимания на подобную информацию, пока это не коснется нас лично. А списанием средств с карточки материальные убытки (и просто неудобства) жертвы мошенничества не ограничиваются.

— Мне пришлось в тот же вечер блокировать карту, — говорит Марьяна. — На следующий день заказывать новую (а это тоже, кстати, не бесплатно), запоминать пароли и менять все в своих привычных системах онлайн-оплаты...

Как обезопасить себя?

Служба поддержки ресурса «Куфар» разместила на сайте исчерпывающую информацию о мошенничествах с карточками — с ней следует ознакомиться всем, кто подает объявления. Рекомендации по безопасности дают и другие ресурсы. Подытожим то, что пишут специалисты по поводу создания безопасности от мошенничеств с банковскими карточками в сети.

  • Переписку о товаре ведите исключительно в чатах того ресурса, где вы продаете либо покупаете. Не уходите в мессенджеры или соцсети во время общения с потенциальным покупателем или продавцом. Система безопасности серьезных ресурсов блокирует ссылки на фейковые сайты (если говорить о «Куфаре», адреса «подделок» могут быть такими: Kufar.cc, Kufar.store, Kufarpay.sіte). А вот в мессенджерах (Vіber, Тelegram, WhatsApp) или соцсетях вы сами отвечаете за безопасность своих денежных средств. Если «покупатель» или «продавец» изо всех сил старается перевести отношения с вами из чата ресурса в мессенджер, это должно стать поводом для сомнений.
  • Не сканируйте QR-коды и не переходите по ссылкам, если «покупатель» или «продавец» прислал их вам в Viber, Telegram, WhatsApp, социальных сетях. Они могут выглядеть как ссылки на «Куфар», «Белпочту», интернет-банкинг того банка, услугами которого вы пользуетесь. Войдите на эти ресурсы через официальные сайты, вписав адрес сайта в поисковую строку вручную.
  • При размещении объявления о продаже свой номер телефона лучше скрыть.
  • Обязательно убедитесь, что вы находитесь именно на нужном вам ресурсе, а не на поддельном сайте. Безопаснее всего заходить непосредственно на ресурс. В частности, на «Куфар» заходите по адресу https://www.kufar.by или через приложение для Androіd и іОЅ. Оставайтесь на «Куфаре» не только переписываясь с продавцом или покупателями, но и заказывая доставку товара или переводя деньги на карточку.
  • Службы поддержки серьезных ресурсов, где осуществляется покупка и продажа товаров или услуг, не отправляют сообщения на Vіber, Тelegram, WhatsApp. На «Куфаре» служба поддержки напишет вам на адрес электронной почты, которую вы указали при обращении. И от службы поддержки ни в коем случае не может поступить просьба сообщить баланс карты или назвать полные данные банковской карточки.
  • Заказ товара с доставкой на «Куфаре» сделать просто — достаточно просто нажать на кнопку «Купить с доставкой» под нужным вам объявлением. Оплачивайте товар и доставку при получении покупки — курьеру или в отделении почты.
  • Не перечисляйте предоплату за товар с подозрительно низкой ценой.

И самое главное!

Никому не сообщайте:

  • свои паспортные данные;
  • коды из СМС-сообщений банка или ресурса, где вы осуществляете продажу или покупку;
  • CVC / CV2-код — трехзначный код на обратной стороне банковской карточки.

Александра АНЦЕЛЕВИЧ

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.