Вы здесь

​Анна Горчакова: «Особенные дети также достигают значительных высот»


Среди детей, находящихся в детских домах и интернатах, есть особенные — те, чьи физические или интеллектуальные возможности ограничены. Многие из них именно по этой причине с рождения оказались в госучреждениях: самые близкие люди побоялись или не захотели взять на себя ответственность за судьбу необычного ребенка.

Однако при правильном уходе и воспитании такие дети способны вырасти счастливыми и вполне самостоятельными, способными достичь определенных успехов. Об этом с уверенностью говорит Анна Горчакова — четырехкратная чемпионка мира, четырехкратная чемпионка Европы, девятикратная победительница Кубка мира по спортивным танцам на инвалидных колясках, обладательница золотых медалей чемпионатов Беларуси и 60 международных медалей.

Мы попросили Анну Викторовну — психолога по образованию, основательницу и руководительницу школы танцев «Дар» — рассказать о том, почему не стоит бояться воспитывать особенного ребенка.


— Безусловно, такой ребенок требует более пристального внимания к состоянию его здоровья с детства. В остальном на мой взгляд, к воспитанию ребенка с особенностями нужно подходить так же, как и в случае с обычным мальчиком или девочкой. Но систему воспитания нужно выстраивать более тщательно, ведь ребенок без особенностей многому научится сам, он общается в школе, дружит со сверстниками, посещает кружки и т. д. Для ребенка с особенностями вклад родителей становится определяющим в развитии коммуникативных навыков. И тут важно ребенка не только учить чему-либо, не просто покупать ему игрушки, а играть с ним вместе, разговаривать. Впоследствии, адаптируясь в обществе, такой человек сможет получить позитивные эмоции от коммуникации. Такова моя общая рекомендация.

В остальном работать с ребенком нужно исходя из его физического состояния. И здесь некоторые родители могут не совсем точно выбрать тактику. Если, например, у сына или дочери ДЦП, зачастую родители, кроме медицинской помощи, стараются больше уделять внимание реабилитации ног, ведь их цель — чтобы ребенок ни в коем случае не был в инвалидной коляске. Часто усилиями родителей такой человек начинает ходить, но руки у него толком не работают. Чем же он займется в жизни? Мое мнение: в первую очередь нужно развивать интеллект, не забывать про руки — они важны для ведения домашнего хозяйства, для надомной, офисной работы. Ноги, конечно, важны тоже, но есть автомашины с ручным управлением, а вот технических приспособлений, заменяющих руки, нет.

Повторю: развивать интеллект очень важно. Конечно, результат зависит от заболевания. Иногда достаточно, чтобы ребенок просто справлялся с бытовыми задачами. Но я видела, как дети с серьезной интеллектуальной недостаточностью играют на музыкальных инструментах, четко и правильно разговаривают, достигают многого в спорте, искусстве, танцах — и все это благодаря тому, что родители занимаются их развитием.

Однажды ко мне на занятия привезли ребенка в инвалидной коляске. Я никак не могла поверить, что у него сложности с интеллектом — настолько развит был мальчик. Родители много с ним занимались и достигли прогресса. Я видела девочку из дома-интерната с интеллектуальной недостаточностью; когда ей дали в руки мелки, пересадили с инвалидной коляски на асфальт, в круг детей, она стала рисовать настоящие картины, с роскошной палитрой цветов! Одна девушка не могла повторить подряд три слова, но танцевала на коляске танцы, которые содержат около 50 различных движений!

Приведу пример, когда из данного природой «минимума» получился такой «максимум», которого не все здоровые люди достигают. В обычной семье родилась девочка с ДЦП, парализованная, но с нормальным интеллектом. Говорить не может, ей сложно даже взять в руки карандаш. Родители смогли точно оценить ее умственные способности и дали дочери возможность много времени проводить за компьютером, обучаться иностранным языкам. Девочка окончила Оксфорд, преподаватель приезжал из Англии, чтобы лично вручить ей удостоверение лучшей абитуриентки, — такую замечательную вступительную работу она прислала на конкурс. Сейчас она работает за компьютером на иностранные компании, так как знание английского языка у нее на высшем уровне. Долгая дорога начинается с первого шага: родители обеспечили условия, девочка много и упорно трудилась сама.

Еще один пример. Девочка родилась без обеих ног и без обеих кистей рук, к тому же — с дефектом языка; чтобы научиться говорить, ей приходилось работать с логопедом. Родители отказались от нее, девочка воспитывалась в детском доме. Но при хорошем интеллекте и творческих способностях самостоятельно занималась иностранными языками. Воспитанников детского дома иногда отправляли за границу на отдых — девочкой заинтересовались в Америке, и она поступила там в колледж, причем по конкурсу, без всяких льгот. После колледжа так же поступила в университет, осталась жить в США, где вышла замуж и родила ребенка.

Эти примеры свидетельствуют: при правильном подходе особенный ребенок может достичь значительных высот.

Для того чтобы помогать особым детям и подросткам, проводить с ними психологическую реабилитацию, в 2013 году я открыла школу танцев «Дар» — создание и работа школы осуществлялась при поддержке Белорусского общества инвалидов. У многих людей с инвалидностью, к сожалению, все же есть комплексы, и танец может стать отличным способом от них избавиться. Я работала с людьми, у которых был потенциал стать чемпионами, и они ими стали, но мне было не менее важно помочь ребятам, достаточно слабым физически, поверить в себя, понять, что их возможности больше, чем они думают. Нам нужны были деньги для приобретения специальных танцевальных колясок. Я обратилась в посольство США в Беларуси с просьбой помочь с финансами. Благодаря им мы приобрели дорогие коляски — и школа открылась.

У молодежи просто вырастали крылья! Методика была выверена, каждый из 15 учеников протестирован, для каждого создана индивидуальная программа. Мне важно не навредить, я же не врач, а психолог и тренер, поэтому и нагрузку старалась давать минимальную, чтобы дети получили удовольствие от тренировки. И мои воспитанники медленно, но верно двигались вперед. У них повысилась самооценка, они почувствовали себя наравне с обычными людьми. Высокие психологические результаты были достигнуты. А как побочный эффект — это какие-то абсолютные чемпионы!

Часто ребенку с ограниченными возможностями говорят: ты бедный, несчастный. А у меня на занятиях они получают импульс веры в себя. И добиваются отличных результатов. Я говорю ребенку: ты это сумеешь. И он понимает, что сможет. Я верю в них, а они — в себя.

Сегодня у меня тренируются особые люди в возрасте от 10 до 35 лет. Есть даже ансамбль — шесть девочек на колясках. У одной из них не работает правая рука, у другой проблемы со слухом. Словом, все танцовщицы имеют те или иные проблемы, и мне доводится это учитывать. Мне говорили, что они никогда не смогут танцевать вместе. Девушки танцуют синхронно! Они завоевали первое место на Международном фестивале «Инклюзив Данс», где было 15 стран-участниц, являются победителями многочисленных фестивалей, лауреатами 2-й степени Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске», многократными чемпионками Беларуси.

Танцы на колясках начали развиваться в нашей стране в середине 1990-х, я в этом движении с 1997 года. Мы с партнером представляли Беларусь на мировых соревнованиях и всегда завоевывали призовые места. Мне очень хотелось, чтобы мой нелегкий путь стал примером для других людей с ограниченными возможностями, чтобы и они достигли успеха. В советское время люди с инвалидностью в нашей стране в основном были закрыты в своих квартирах, у них не было возможности развиваться, самореализоваться. Сегодня ситуация меняется, но многое зависит от самого человека и от его близких.

За свои успехи я прежде всего благодарна маме — Татьяне Петровне Жуковой. Мама никогда не говорила, что я беспомощная, несчастна, она нацеливала меня на развитие интеллекта, творческих способностей. У меня были определенные обязанности по дому — и никакой гиперопеки. Такое воспитание помогло мне стать самостоятельной, выковать характер, окончить университет (дневное отделение), получить степень бакалавра и магистра.

Теперь я стараюсь передать этот импульс веры в себя своим ученикам в школе «Дар». Многие из них стали победителями международных соревнований, завоевали различные награды.

«Человек с ограниченными возможностями может достичь значительного успеха. Этот путь начинается с детства. Поэтому не стоит бояться особенных детей. В ваших силах — родителей, воспитателей — помочь им раскрыть их таланты и способности».

Фота БЕЛТА

Печатается в журнале «Алеся»

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.