Вы здесь

Кто они — желаемые и реальные партнеры ЕАЭС?


Что даст ЕАЭС зона свободной торговли с Монголией и Индонезией? Каков эффект почти годовой работы такого соглашения с Ираном? Что ЕАЭС может предложить Индии в плане сотрудничества? Ответы на многие вопросы, связанные с торговлей, дал профильный член Коллегии (министр) Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев во время онлайн-видеомоста Москва — Ереван — Минск — Нур-Султан в мультимедийном пресс-центре Sputnik Беларусь.


Па его словам, сейчас многие страны и объединения анализируют дальнейшую жизнь после пандемии и переоценивают риски в международной торговле. Кроме того, рвутся выстроенные цепочки, государства вынуждены делать производственные запасы по сырью. В этой связи некоторые страны уже излагают политику замкнутости. Свой ответ готовит и ЕАЭС.

«Мы, являясь самодостаточным и самообеспеченным объединением по основным ресурсам и по позициям, где должна быть создана безопасность, развиваем программы импортозамещения и усиливаем свою устойчивость. Вместе с тем мы исходим из того, что надо расширять, преодолевать тенденцию замкнутости», — сказал министр.

От пандемии, по его словам, пострадала торговля по сырьевым группам товаров. «Что касается физических объемов производства, в целом они сохранились. В то же время у нас (в ЕАЭС) существенно снизились поставки автомобилей — как грузовых, так и легковых. Спрос уменьшился со стороны коммерческих и частных потребителей, что является глобальной тенденцией», — заметил Андрей Слепнев, подчеркнув, что это тревожный сигнал — в отрасли трудятся миллионы человек.

Относительно положительных изменений — идет рост по позициям, связанным с фармацевтикой и здравоохранением. Радует и спрос на продовольственные позиции. Под воздействием пандемии торговля ведет себя по-разному.

«Наш собственный опыт показывает, что в связи с рисками пандемии торговля ведется по-разному. По данным ВТО, международная торговля рухнет на 36 %. Мы видим, что наш торговый оборот по итогам семи месяцев с внешнем миром снизился тоже достаточно существенно, но это не 30 %, это 17 %, а по поводу снижения торговли внутри союза, это 13 %», — заявил министр.

Сегодня в союзе действует три торговых соглашения с Вьетнамом, Китаем и Ираном, на стадии ратификации — договоры с Сербией и Сингапуром.

Например, эффект отношений с Ираном оценить сложно, ведь соглашение вступило в силу меньше года назад. Но работа с иранскими партнерами идет активно. ЕАЭС готовит решение для перехода к иным переговорным процессам, которые позволят более детально урегулировать режим торговли и устранить существующие барьеры.

По словам Андрея Слепнева, с Вьетнамом в 2017 году рост по товарообороту составил 17 %, экспорт вырос на 40 %. В 2019 году был определенный провал, а в 2020 на фоне падения виден рост товарооборота на 3 % и наш экспорт увеличился на 16 %.

«Мы видим, что соглашение работает. То же самое и с Китаем. Хотя у нас нет какого-то обнуления пошлин. У нас есть системное соглашение. Мы видим, что снижение товарооборота с нашим ключевым партнером составило только 6 %. И его доля в нашей торговле повысилась до 20 %», — сказал министр.

Он отметил, что союз в свое время несколько отстал от тенденции заключения договоров о свободной торговле. Но это и преимущество, потому что ЕАЭС может использовать этот потенциал для роста сегодня. На данный момент ведутся переговоры с Египтом, Израилем и Индией. Если переговоры с Египтом уже достаточно продвинулись, то с Индией только приступают к реальным контактам.

«Мы видим и ценим реакцию индийских партнеров, которые сейчас пересмотрели повестку своих переговоров и по факту оставили переговоры только с нами, европейцами и американцами», — отметил Андрей Слепнев.

В свою очередь, страны ЕАЭС могут предложить Индии продукцию сельского хозяйства, кондитерские изделия. А в промышленности, по словам Андрея Слепнева, нет отраслей, которые не имеют перспективы, тем более учитывая планы страны по модернизации инфраструктуры и развитии экономики. «Мы видим, что наши предприятия могут помочь в реализации этой программы как поставками, так и через кооперационные связи. Наверное, развитие кооперационных связей является ключевым моментом этого соглашения», — добавил он.

Большие перспективы в сотрудничестве ЕАЭС с Монголией и Индонезией, которая стала важнейшим партнером в АСЕАН. «Сегодня у нас на долю Вьетнама и Сингапура, с кем уже установлены преференциальные отношения, приходится 48 % нашей торговли с АСЕАН. А если мы заключим сделку с Индонезией, уже 65 % объединения будет покрыто режимом свободной торговли. Мы рассчитываем, что это даст серьезный импульс нашему бизнесу, который, несмотря на удаленность региона, будет активно туда выходить», — заявил член Коллегии и отметил, что планы ЕАЭС данными странами не ограничиваются.

Мария ДАДАЛКО

Превью: zib.com.ua

Название в газете: Торговля до Индии доведет

Выбор редакции